Зинаида Даниловна Корчёмкина - для одних любимый учитель, для других - классный руководитель, для третьих - бывший директор школы. Я знаю ее как замечательного человека очень давно, потому что наши жизненные пути пересекались неоднократно.
В 40-е годы их семья жила в деревне Сафьянка, а ее отчим много лет там учительствовал. Там же родилась и выросла я. Так что, несмотря на разницу в возрасте, наше детство было общим.
В 60-е годы мы работали в одной школе и даже жили в одном доме. В 90-е я вернулась после длительного отсутствия в родной Уват в качестве замдиректора по учебно-производственной работе в ПУ-58, но, к сожалению, с директором не сработались, и он потребовал, чтобы я уволилась. Я, будучи в отчаянии, лихорадочно искала выход. И тут руку помощи мне протянула Зинаида Даниловна, предложив вести уроки МХК и обществознания в Уватской школе. Я, конечно же, согласилась и проработала здесь еще 14 лет.
Сегодня, накануне Дня учителя, мне хочется рассказать о Зинаиде Даниловне подробнее, как об одном из лучших представителей когорты учителей.
Родилась она в д. Луговая Слинкина в крестьянской семье, отца не помнит, потому что, когда он ушел на фронт и погиб, ей было всего шесть месяцев.
Мать, оставшись одна с двумя малолетними детьми, работала почти круглосуточно на животноводческой ферме. Заниматься детьми было некогда, воспитывала своим примером, трудолюбием, доброжелательным отношением к людям.
Детство у Зины было суровым, холодным, голодным, как и у большинства детей военного времени. Но девочка выросла доброй, трудолюбивой, целеустремленной. В 1959 году окончила десять классов Уватской школы. Вопроса о выборе профессии не стояло - с детских лет мечтала стать учителем.
Когда ее, еще совсем маленькую, спрашивали, на кого будет учиться, она, не задумываясь, отвечала: «На Марию Кондратьевну». Так звали всеми уважаемую в деревне учительницу начальных классов.
В конце 50-х годов в каждой деревне была начальная школа, и учителей катастрофически не хватало, поэтому многие выпускники средних школ сразу со школьной скамьи вставали за учительский стол. Пошла учить сельских ребятишек и Зина. Год работы в Яровской школе помог сделать окончательный выбор профессии. Поступила в Тобольское педучилище, после его окончания работала сначала в Ивановке, затем в Уватской школе. Вела русский язык и литературу, одновременно училась заочно в педагогическом институте, сделала пять выпусков. Бывшие ученики вспоминают ее с большой теплотой.
Татьяна Кошкарова, выпускница 1984 года: «Зинаида Даниловна была нашим классным руководителем. Это очень добрый, отзывчивый человек. Она заботилась о нас, во всех делах была вместе с нами.
В те годы проводилось много общешкольных мероприятий. Особенно мне запомнились конкурсы: «А ну-ка, девушки!» и «А ну-ка, парни!». Зинаида Даниловна помогала нам готовиться к ним, пела, танцевала, болела за нас. Поэтому наш класс был активным, дружным и часто побеждал на конкурсах.
Мы выросли, сами стали мамами и папами, но по-прежнему поддерживаем с ней добрые отношения. Заходим в гости, и она всегда радуется встрече с нами, интересуется нашей жизнью, делами. Очень хорошо, что у нас был такой учитель».
В 1983 году Зинаиду Даниловну назначают директором Уватской школы. И несла она этот нелегкий труд на своих хрупких плечах 20 лет.
Директор школы, как хороший дирижер большого симфонического оркестра, должен организовывать, объединять ученический и учительский коллективы так, чтобы звучал он, жил, как единый организм, дружно и слаженно. И ей это удалось благодаря организации учебно-воспитательной работы, основанной на коллективном творческом деле. В соответствии с индивидуальными способностями учащихся каждый классный коллектив принимал активное участие в жизни школы. Пример подавали учителя, которые выражали свои творческие способности в хоре русской народной песни и в школьном театре. Жители Уватского района до сих пор с удовольствием вспоминают выступления этих творческих коллективов.
С чувством ностальгии вспоминают выпускники школы организацию трудовой и профессиональной подготовки. Как работали в производственной бригаде, на пришкольном участке, жили в трудовом лагере, старались получить удостоверение о квалификации. Безусловно, это тоже сплачивало коллектив, чего и добивалась Зинаида Даниловна как директор.
Учителя, работавшие под руководством З.Д. Корчёмкиной, характеризуют ее стиль работы с людьми как демократичный, основанный на взаимоуважении.
Мария Степановна Стюшина: «Зинаиду Даниловну отличало тактичное, доброжелательное отношение как к учителям, так и к детям. Отзывчива, справедлива, каждый знал, что к ней всегда можно обратиться по любому поводу - поможет, подскажет, даст добрый совет».
Муза Николаевна Крючихина: «Это опытный педагог, прекрасный организатор, болеющий за дело школы и готовый защищать ее интересы на любом уровне. Она была для нас примером уважительного отношения к детям, родителям. Трудолюбивая, ответственная, она требовала такого же отношения к работе и от нас. Как директор следила за совершенствованием методического мастерства и за самообразованием учителей.
В годы нашей совместной работы большое внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся, на уроки, классные часы постоянно приглашались ветераны войны и труда. Это очень укрепляло связь школьного коллектива с жизнью села».
Наталья Владимировна Корчёмкина: «Считаю Зинаиду Даниловну основным наставником в своей профессиональной деятельности. Именно под ее руководством в 1997 году начинался мой путь учителя. Очень важна была ее оценка проводимых мной уроков и мероприятий, которые она тщательно анализировала. От ее внимания не ускользали не только методические приемы, но и каждый жест, взгляд учителя. Она болела душой за каждого ребенка, сидящего в классе, и требовала внимательного отношения к нему.
Не случайно ее воспитанники и сегодня звонят со всех уголков, делятся радостью, просят житейского совета, помогают ей добрым словом и вниманием».
Требуя индивидуального подхода к каждому ученику, Зинаида Даниловна внимательно присматривалась и к каждому учителю, старалась увидеть в нём творческую жилку, а потом развить ее. Заметила у Л.А. Телегиной наклонность к исследовательской работе и интерес к истории района, поддержала. В результате в школе развернулась большая краеведческая работа и был создан школьный краеведческий музей, а с исследовательскими работами, выполненными под руководством Людмилы Александровны, ученики выступали на областной научно-практической конференции «Шаг в будущее», которая тогда только начала проводиться. Уватская школа стала первой из сельских школ области, принимавших участие в этой конференции, а работы уватских школьников не только занимали первые места, но и получили признание на республиканском уровне.
Видя увлеченность спортом Валерия Васильевича, помогала ему, как могла: выбивала спортивный инвентарь, создавала условия для проведения соревнований. Это сейчас в районе несколько спортивных залов и у каждой школы автобус, закончились соревнования - все разъехались. А тогда был только один зал Уватской школы, и районные соревнования проводились в нем. Значит, всех участников нужно было накормить в школьной столовой, разместить ночевать в школьном интернате, и эти заботы ложились на плечи директора. Но усилия не пропали даром, как известно, спорт в Уватской школе был на большой высоте.
Все коллеги Зинаиды Даниловны, с которыми я беседовала, отмечали еще одно ее качество - чувство нового, умение держать руку на пульсе времени.
Любые педагогические новшества и начинания подхватывались и внедрялись в жизнь в Уватской школе. Именно в эти годы М.С. Стюшина начинает учить детей по программе развивающего обучения Занкова, а Н.И. Логинова - работать с шестилетками по методике Ш. Амонашвили.
Творческое сотрудничество с Тобольским пединститутом способствует внедрению в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий.
Конечно, за каждым таким нововведением стоит титанический труд учителей, зав-учей, но и роль директора тоже велика.
Поражала меня и ее феноменальная память. Я шутила: «Вы, как Александр Македонский. Он знал каждого солдата в лицо, а вы - учеников». Действительно, заговоришь о каком-то ученике, а она тут же вспомнит его родителей, зачастую дедушку и бабушку, кто у кого и как учился, как вел себя, и всю семью назовет по именам.
Удивительно и то, что при всей загруженности работой она умудрялась быть хорошей женой, матерью, а позднее и бабушкой, быть настоящей хранительницей домашнего очага, поддерживать в семье и доме уют, атмосферу любви и добра.
Семья и дом Корчёмкиных всегда славились гостеприимством и радушием. Помню, как в конце шестидесятых Корчёмкины первыми в нашем многоквартирном учительском доме купили телевизор, и мы, все восемь семей, собирались в их маленькой квартирке, чтобы посмотреть трансляцию чемпионата мира по хоккею, поболеть за нашу команду.
Не пустует их дом и сегодня: гостят одноклассники, друзья, родные. Многие из титулованных спортсменов, например, Галина Куклева, Альбина Ахатова забегали сюда «на огонек». И каждого здесь приветливо встретят, угостят, как с гордостью говорит Аня, внучка Зинаиды Даниловны: «Наша бабушка никого голодным не оставит, всех накормит, напоит».
С Валерием Васильевичем они прожили в мире и согласии 48 лет и вполне заслуженно награждены медалью «За любовь и верность». Эти замечательные чувства помогали им успешно трудиться, воспитывать детей, а потом и внуков. Вот как оценивал Валерий Васильевич роль жены: «Всему сделанному в Увате, что связано со спортом, я обязан своим ученикам и Зинаиде Даниловне. Они главные», - сказал он в одном из интервью.
А вот мнение снохи, Ольги Николаевны: «Сегодня, по прошествии 18 лет нашей жизни под одной крышей, я все больше убеждаюсь в том, что решение жить с родителями мужа было правильным. Мудрость, жизненный опыт, умение свом примером показать, как надо жить, трудиться, любить, заботиться о близких, для меня является бесценным подарком в этой жизни.
Зинаида Даниловна - душа нашей семьи и ее стержень. Сильная, волевая, порой категоричная, она всегда принимает правильные решения. Я благодарна судьбе за то, что Зинаида Даниловна стала частью моей жизни».
Наталья Владимировна, сноха: «Я не перестаю восхищаться ее умению быть терпеливой. Все в ее жизни упорядочено, все на своем месте и в свое время.
Очень ценю ее способность ладить со всеми членами семьи. Как говорил Валерий Васильевич, «наша мама-дипломат». Часто случалось так, что мужчины нашей семьи последнее слово в решении вопросов строительства, ремонта, домашнего хозяйства оставляли за Зинаидой Даниловной, знали - она примет правильное решение».
Ценят доброе, заботливое сердце бабушки и внучата. Их у нее шестеро, и для всех баба Зина находит время: научит заправлять кровать, содержать свою комнату в порядке, вовремя сделать уроки, найти подлежащее и сказуемое, вычислить скорость велосипедиста, посеять морковь, прополоть грядки, испечь блины и многое-многое другое.
Внучка Саша: «Я хочу во всем быть похожа на бабу Зину: вязать на спицах, как она, собирать клюкву на болоте, поддерживать порядок, как она, люблю читать, как она».
Внук Алёша: «Я очень люблю свою бабушку. И она меня любит и всегда мне верит».
Но Зинаида Даниловна не ограничивается заботой о внуках. Уйдя на заслуженный отдых, она активно включилась в общественную деятельность. С 2007 года возглавляет районный совет ветеранов педагогического труда, посещает школы, поздравляет юбиляров, проводит районные мероприятия. Как опытный и мудрый наставник возглавляет Клуб молодых специалистов, помогает им советом и делом, организует встречи с ветеранами.
Как патриот, отдавший школьной жизни 44 года, она выступила инициатором создания сборника «История общеобразовательных учреждений Уватского района» и проведения конференции по этой же теме. В настоящее время буквально по крупицам собирает историю школ, сыгравших большую роль в жизни района, но закрытых в разное время.
От имени ветеранов педагогического труда, учителей и благодарных учеников хочется поздравить Зинаиду Даниловну с Днем учителя, пожелать ей доброго здоровья, долгих лет жизни на благо родных, близких и всего учительства района.