В числе юбиляров, которых нынче чествовали во время традиционной августовской конференции педагогических работников, была Татьяна Дмитриевна Усик. Наверняка многие тепло улыбнутся при упоминании этого имени. Написать о Татьяне Дмитриевне порывалась давно. Слышала о ней, как о мудром педагоге, в которого искренне влюбляются дети. Причём отзывы были и от коллег, и от учеников, и от родителей.
В этом году учительское сообщество поздравляло Татьяну Дмитриевну с 55-летием. Возраст для женщины особый! Детям отдано 36 лет – таков педагогический стаж. Из них без малого 30 лет – Юргинской средней общеобразовательной школе, где она до недавнего времени была учителем начальных классов. С этого учебного года трудится воспитателем школьного интерната.
Наш разговор состоялся в стенах интерната. Татьяну Дмитриевну застала в компании девочек-пятиклассниц. Саша Уханова, Рита и Соня Корсаковы часто приходят сюда, чтобы поговорить со своей любимой первой учительницей.
– Татьяна Дмитриевна – самый лучший учитель. Старались её не подводить: добросовестно готовились к урокам, выполняли все домашние задания. За четыре года она многому научила. И не только писать, читать, считать, рисовать, – девочки наперебой отвечают на мои вопросы, – но и честности, искренности, вежливости, уважительному отношению к людям…
Для Татьяны Дмитриевны же они – последний школьный выпуск. Девятый. И для каждого выпуска, в свою очередь, учитель находит своё ёмкое определение: «самый успешный класс», «самый шумный класс», «самый гиперактивный класс»…
Жизнь в 36 лет пролетела стрелой. Так обычно и бывает, если человек полностью поглощён любимым делом. Оглядываясь на прошлые годы, Татьяна Дмитриевна видит себя маленькой девочкой с косичками, которая с завистью смотрела, как старшие сестра и брат оборачивают учебники и тетради, складывают портфели, а после школы делают уроки. Неудивительно, что любимой игрой стала «школа». Сначала Таниными учениками были куклы. Сколько тетрадей и карандашей исписала, выполняя за кукол свои же задания! Затем, когда пошла в школу, в поле активной «учительской» деятельности попали соседские малыши. И неважно, что она была старше их всего на два-три года. Главное – это желание учить, которому подчинялись все. Даже взрослые.
– Не так давно встретила подругу детства – из тех своих «учеников». Вспоминали детские годы. И она призналась: «Шёл сильный дождь, и мы лелеяли надежду, что не придёшь. Смотрим, идёшь: вся мокрая, книги под мышкой… Мы недовольно: «Никакой дождь не держит». Тогда отец строго посмотрел и дал указания, чтобы сидели и слушали», – рассказывает собеседница.
Так с упорством, целенаправленно Татьяна Порядина шла к исполнению своей детской мечты. Выпускница Бушуевской основной школы поступила в Голышмановское педагогическое училище. Окончив его, в 1977 году вернулась в Юргинский район. И не просто в район, а в родную школу. Первые шаги в профессии делала среди опытных коллег, на которых ещё два-три года назад смотрела глазами ученицы. На собственном примере убедилась в справедливости выражения «дома и стены помогают».
В Юргу семья Усик, а на тот момент у Татьяны Дмитриевны и Владимира Ивановича уже родились дочери Света и Настя, переехала в 1982 году. Пришла трудиться в Юргинскую первую школу, заменив ушедшую в декрет Ольгу Борисовну Фатюшину – сегодняшнего заместителя директора ЮСОШ.
– Помню всех своих учеников. Каждый раз очень привязываюсь к детям, привыкаю, поэтому трудно с ними расстаюсь, – признаётся собеседница. Просматривая фотографии из домашнего архива, которые принесла на встречу по моей просьбе, замечает: – Поколения детей меняются. Вспоминаю, какими были первые мои ученики: дисциплинированные, любознательные, у которых самым популярным был вопрос «почему?». Современные дети более раскрепощённые, информированные, самостоятельные. Глядя на снимки разных лет, вспоминаю то новое, что давал мне каждый выпуск. Так, в 1986 году новаторством считалось учить шестилеток. Одной из первых в школе включилась в этот эксперимент. В 2004 году стала работать по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века», который направлен на реализацию в образовательном процессе права ребёнка на свою индивидуальность. Мнения о данном проекте самые разные. Скажу так, есть в ней свои плюсы и свои минусы, требуется доработка.
Татьяну Дмитриевну всегда привлекало всё передовое. Каждое нововведение являлось, как она признаётся, испытанием её возможностей, поэтому охотно была пионером школьных начинаний. Вместе с ней участниками экспериментов становились ученики, о которых может говорить часами.
– Жизнь учителя начальных классов – это не только уроки. Много времени и сил требует внеклассная работа, – уточняет собеседница. – Чтобы помочь ребёнку реализовать творческий талант, надо сначала этот талант выявить. Поэтому, как бы ни хотела, на первом месте была работа. Воспитанием дочерей занимался в основном муж, за что была ему всегда благодарна. Существовали семейные традиции, одна из них – выезд на природу. Даже если ездили за ягодами или грибами, не обходились без отдыха у костра. Это всегда объединяло.