Одну из самых отдаленных от райцентра школ, Карагайскую среднюю, районная газета своим вниманием не обходит. Время от времени на ее страницах появляются материалы о достижениях педагогического и ученического коллективов этого учреждения.
Успехи ее связаны даже не с условиями работы, отвечающими современным требованиям, не с активно внедряемым в практику работы процессом информатизации и современных технологий (хотя и это имеет место быть, но об этом позднее), который в той же степени, как и другие образовательные учреждения района, коснулся и ее.
В этом коллективе всех педагогических работников объединяет общее – уважительное отношение к детям. Элементарные ресурсы – это замечательно, но для достижения эффекта наибольшей выразительности школьнику необходимы живое общение, одобрительный взгляд и помощь учителя, дружеское плечо одноклассника - считают карагайские учителя.
В отделе «Народное образование» районного историко- краеведческого музея в материалах о Карагайской школе есть сочинение Альфии Курмандаевой (когда-то учившейся в ней), где она пишет об учителе русского языка и литературы А.А. Башировой: «Щедрая, душевная, красивая, редкостной души человек и Учитель с большой буквы…
Спасибо за любовь, за заботу, терпение, доброту и за Ваш нелегкий труд».
В другом сочинении, Г. Мурзина, (также бывшего ученика этой школы) читаем: «Я очень люблю свою школу и даже через много лет буду с теплотой и благодарностью вспоминать о ней…»
Возможно, сталь трепетное отношение к своим воспитанникам было заложено еще основателями славных педагогических династий Мамиковых, Сагитуллиных, Урамаевых, Уразовых, представители которых в течение многих десятилетий работают в ней.
Общий педагогический стаж династии Мамиковых, к примеру, более 300 лет, Сагитуллиных – более 250 лет, уступают им Урамаевы и Уразовы, тем не менее счет также идет на сотни лет.
Уважительное отношение к старшему поколению учителей своей школы убедительно продемонстрировали ее нынешние воспитанники, скурпулезно под руководством учителя истории, заместителя директора школы Н.М. Мурзиной исследовав историю своего учреждения за последнее столетие. Эти материалы хранятся в районном и школьном музеях.
Кстати, о школьном музее. Участвуя в 2010 году в областном конкурсе «История школы: события и люди», музей Карагайской школы был признан одним из лучших в области, среди музеев сельских школ занял третье место, за что был награжден Почетной грамотой департамента образования и межрегиональной организации профсоюза работников народного образования и науки.
А в информационном бюллетене, выпущенном специально по итогам этого конкурса (№2 (33) за сентябрь 2010 года), значится: «Есть чем гордиться коллективу Карагайской средней школы Вагайского района… На обозрение родителей как яркий и образный рассказ о победах и открытиях представлен стенд «Достижения наших учителей и учащихся…Музейные уроки в ней посвящаются памяти выпускников, погибших в Чечне и Афганистане».
Музей этой школы, кроме того, награжден Почетной грамотой президиума совета всероссийской общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.
«Их успехи произрастают из повседневной заботы о детях, постоянных поисков источников учительской радости, - говорит Т. П. Копотилова, зав. районным методическим кабинетом. – Одной из мер, объединивших учителей Карагайской школы, стало их систематическое участие в разных проектах, предлагаемых вышестоящими органами управления образования».
Один из них – конкурс «Учитель года Вагайского района». Карагайская средняя из тех немногих школ, представители которой часто, успешно и достойно защищают уровень профессионализма учителей своего учреждения.
Чтобы не быть голословным, несколько примеров. В 1998 году учитель начальных классов Д.И. Курманалиева стала его победителем, в 2001 году высокое звание «Учитель года» завоевала Н.М. Мурзина, в 2003-м – учитель английского языка Н.С. Казымова заняла третье место, в 2007-м Р.Р. Абусагитова тоже стала третьей, а в 2010-м учитель русского языка и литературы А.А. Баширова, участвуя в конкурсе, получила грамоту «За лучшую педагогическую концепцию».
Учителя не замыкаются в скорлупе своих обязанностей, они взаимодействуют, сотрудничают, сохраняя присущую этой школе ауру доброжелательности, уважительного отношения к коллегам и своим воспитанникам. Сотрудничают и с коллегами из других образовательных учреждений.
По словам Т.П. Копотиловой, за последнее десятилетие на базе Карагайской школы по самым разным направлениям работы с целью повышения квалификации и профессионального уровня педагогов района проведено 12 семинаров, сопровождаемых открытыми уроками, выступлениями учителей.
Не случайно Карагайская школа награждена Почетной грамотой управления образования «За лучшую в районе постановку методической работы». Получала она и грамоты за лучшую подготовку школы к новому учебному году.
Естественно, педколлектив занимается и внедрением в практику своей работы современных технологий: «Перспективная начальная школа», раннее изучение иностранного языка, информатика в начальных классах, предпрофильная подготовка школьников.
Предметом особой гордости учителей являются достижения их воспитанников. Школа гордится Ильмаром Сайфуллиным, Рустамом Сайфуллиным, окончившими высшие учебные заведения с красным дипломом, успешными руководителями, бывшими выпускниками школы Айдаром Мусиным (генеральный директор ООО «Лидер»), Нургали Абдуллиным (руководитель СХПСК «Транссервисмолоко»), Альбертом Юнусовым (глава администрации поселения) и многими-многими другими.
Своими успешными выступлениями в олимпиадах разных уровней, своими научно-исследовательскими изысканиями и их защитой, в том числе и на региональном уровне, учащиеся достойно представляют свое образовательное учреждение и защищают честь района. Так, в прошлом учебном году, по данным методического кабинета управления образования, на муниципальном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 53 карагайских школьника, кроме того, 66 детей участвовали, может быть, в менее престижных, но тем не менее значимых для их развития конкурсах, олимпиадах с участием Интернет-ресурсов.
А ученик 11 класса Данир Уразов участвовал в 12 олимпиадах муниципального уровня, в пяти из них вышел победителем, а потому был удостоен чести защищать честь района на региональном уровне. Успешное выступление талантливого юноши отмечено Почетной грамотой и ценным подарком Тюменской областной думы. Кстати, подав заявления в три высших учебных заведения, по числу набранных на ЕГЭ баллов во все три он и был зачислен. Ему оставалось выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.
«Таких ярких личностей у нас много», - говорят карагайские педагоги.
И не без оснований. К примеру, в 2006 году, участвуя в районных олимпиадах, карагайцы завоевали девять призовых мест, в 2007-м столько же, столь же успешными в этом смысле были и последующие годы. Из 20 школьников, заявивших о своем желании участвовать в конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее» в 2013-2014 учебном году, 8 детей из Карагайской школы. Не случайно этой школе присвоен статус стажировочной площадки по работе с одаренными детьми. Успешное выступление Эльзы Шерстобитовой на областной экологической конференции было отмечено Почетной грамотой оргкомитета по его проведению. Есть среди карагайских школьников и дети, удостоенные высокого звания «Ученик года». Им в 2006 году стал одиннадцатиклассник Раис Абдуллин.
Естественно, и единый государственный экзамен карагайские школьники сдают вполне успешно. Итоги истекшего года таковы. В рейтинге школ по качеству сдачи ЕГЭ по математике Карагайская школа в первой тройке, а по русскому языку – в первой пятерке.
При среднем по району балле по математике 41,7 у карагайских школьников этот показатель выше почти на 6 пунктов(47,1 балла), на 3,2 балла выше районного и ЕГЭ по русскому языку. По физике отличие от среднего балла по району в пользу карагайского учителя физики Ф.Ш. Айбатовой и ее воспитанников почти на девять баллов (по району 45,9, средний балл у карагайских одиннадцатиклассников 54,5). Лучше районного показателя и результаты ЕГЭ по биологии. А в 2011-2012 учебном году два карагайских выпускника стали золотыми медалистами. Из 14 выпускников истекшего учебного года 9 поступили в высшие учебные заведения на бюджетные места.
Формат газеты не позволяет более детального рассказать о формах и итогах работы педколлектива с детьми, поэтому этим кратким перечнем конечного результата их достижений ограничимся.
Добавлю лишь, что научить всему невозможно, но ребенок должен овладеть инструментом - образовательными технологиями, чтобы уметь самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность. Вот на достижение этих целей и направлена работа с детьми педколлектива Карагайской школы.
Идущая в области реформа образования требует соответствующего уровня профессионального мастерства учителей. Ему сегодня важно не отстать от передовых технологий. «Поэтому методическая работа в этой школе направлена на постоянное поддержание своей педагогической компетентности, ее диагностику, повышение квалификации, - говорит Т.П. Копотилова. – Педагогический коллектив в своей практической деятельности успешно применяет здоровьесберегающие, информационные технологии, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, старается развивать критическое мышление у школьников».
Руководят этим талантливым коллективом Наджия Мухамедчановна Урамаева, «Почетный работник общего образования РФ», и ее заместитель Набиля Мухамедчановна Мурзина, «Учитель года-2001», награждена министерской грамотой. Большую ответственность и доверие, возложенные на них, своим умением видеть и находить оптимальные пути, своим интеллектом и волевыми качествами они оправдывают весьма достойно.
Кроме руководителей, высоких ведомственных наград удостоены И.И. Курманалиева, учитель начальных классов, Г.Б. Ильчибакиева, учитель родного языка и литературы – им присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ», грамотой Минпроса награждена Ф.Ш. Нигматуллина, учитель математики, А.А. Баширова, Г.Х. Мурзина, учителя начальных классов, Благодарностью Минпроса – Р.Р. Абусагитова, заместитель директора по воспитательной работе. Почетной грамотой губернатора области и департамента образования - четыре педагога.
Процитирую Президента РФ: «Есть два ключевых момента для развития школы – это фигура учителя и форма воздействия общества на развитие школы». Работа педагогического коллектива Карагайской средней школы по формированию у детей морально-нравственных ценностей, установок, умения приобретать знания вкупе с убеждением учителей в том, что педагог сегодня не судья, а консультант, советчик, помощник и друг, дает вполне ощутимые результаты и позволяет надеяться, что деятельность этого учреждения находится в контексте требований высшего лица государства.
Ишмухамет ГАЙСИН, ветеран педагогического труда