Медиакарта
18:28 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель в моей судьбе

Учитель в моей судьбе
15:50 | 04 октября 2013
Источник: Наша жизнь

Ровно тридцать лет прошло с тех пор, как я, маленькая девочка с огромным букетом цветов, оглядываясь на маму и папу, протянула ладошку своему первому учителю.... Именно тогда я доверила своё будущее человеку, в которого верила, которого боготворила...

Тем человеком была моя первая учительница Тупикова Лидия Михайловна. Часто приходят воспоминания о тех классных часах, которые она проводила для нас. Много рассказывала о себе. Мы, дети, рождённые под мирным небом, заворожённо слушали рассказы о жизни в военное время.

Многое пришлось пережить Лидии Михайловне в голодные тридцатые годы... Война «застала» её в четвёртом классе. Со слезами на глазах она рассказывала нам про тот грозный июньский день и тяжёлую осень 41-го года. В селе не было радио. Новости узнавали из газет. А вести были тревожные: оставили, сдали.... Немцы чёрной волной катились к столице нашей Родины, к Ленинграду, к Волге. Никак не забывались почерневшие, окаменевшие лица односельчан, слушающих сводки Информбюро, которые ребятишки, читали в бригадах. Мужчин в селе уже не было. Все ушли на фронт. Их заменили женщины, старики, дети. «Да, было трудно, очень трудно: голодно, холодно. Но над нами не свистели пули, не рвались бомбы», – рассказывала Лидия Михайловна. Но о том, о чём писали в газетах, она могла говорить только с дрожью в голосе. В них сообщалось о том, как издевались немцы над нашими людьми на временно оккупированной территории: расстреливали, вешали, пытали...

С широко раскрытыми глазами мы слушали Лидию Михайловну. А один случай из её жизни перевернул всю мою дальнейшую жизнь. «Однажды в класс вошла учительница русского языка и литературы и показала снимок из «Комсомольской правды». На нём мы увидели лежавшую на комьях земли девушку с верёвкой на шее», – и Лидия Михайловна рассказала нам про статью военного корреспондента Петра Лидова «Таня» о подвиге Зои Космодемьянской. Тогда я поняла всю значимость своего имени, которым меня назвали родители. Быть похожей на храбрую девушку-партизанку стало смыслом всей моей жизни. И сейчас, будучи уже взрослым человеком, я не останавливаюсь перед трудностями, которые преподносит мне жизнь. Когда очень трудно или страшно, я вспоминаю героический поступок Зои и иду вперёд, преодолевая все препятствия на своём пути. «Я училась уже в седьмом классе, когда закончилась война...», – продолжала рассказ Лидия Михайловна. И уже более радостным голосом она описывала 9-е мая. В тот день со второго урока по команде: «Тревога!» – дети выскочили во двор и построились. На крыльцо вышли все учителя школы. Военрук предоставил слово директору, но та не могла вымолвить ни слова, она плакала... И тогда сам военрук объявил, что война закончилась. «Несколько секунд стояла полная тишина, а потом мы смеялись и плакали. Смеялись потому, что не будет уже литься кровь наших людей, что страшная чума фашизма уничтожена, а плакали от того, что в редкую семью не пришли «похоронки».

Классные часы, которые проводила моя первая учительница, всегда сводились к разговору о военном и послевоенном времени. Мы сами просили её рассказать нам о том, как жили наши сверстники в то время. Любой человек не смог бы спокойно выслушать то, что довелось испытать детям послевоенной поры. У всех почти одинаковые судьбы. Вывезены по «дороге жизни» из Ленинграда. Многих не довезли, некоторые погибли под бомбёжками, под обстрелами, многие умерли от истощения по дороге. Страшные картины жизни в военное время таких же ребятишек, как мы.

Мы были потрясены услышанным.... И очень гордились Лидией Михайловной, сумевшей преодолеть все тяжести и невзгоды того времени, а особенно тем, что именно она – наш первый учитель!

Да, она оправдала доверие тех маленьких первоклассников. Она научила нас читать и писать, привила любовь к книге, к родной природе. Учила любить и уважать людей, учила правде, добру. И уже будучи выпускницей, повзрослевшей за один день, я плакала, прощаясь со школой. Я унесла в большую жизнь не только знания и уроки добра, которые дала мне первая моя учительница, но и интонацию её голоса и даже привычку поправлять волосы.

К сожалению, Лидии Михайловны больше нет, но память о ней всегда останется в моём сердце. Я счастлива, что встретился мне такой замечательный человек, Учитель с большой буквы, оказавший благотворное влияние на всю мою жизнь.

Автор: Татьяна ШЕВЕЛЁВА, учитель Новоселезнёвской средней школы