Медиакарта
18:36 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Семейный альбом

Семейный альбом
15:52 | 04 октября 2013
Источник: Наша жизнь

Извечная сельская интеллигенция, настоящая учительская династия, достопримечательность местной истории, столетия преемственности на ниве народного образования – что это всё, громкие фразы? Всё это – запечатленные миги прошлого и настоящего на страницах семейного фотоальбома семьи Корчагиных. История их семьи тесно связана с педагогикой и пропитана педагогикой и педагогична по сути своей. Эта история – находка для любого краеведческого музея. Судите сами.

У Галины Сергеевны сохранилось несколько красивейших фото, доставшихся от родителей. А им, в свою очередь, от их родителей. На фото – одухотворённые лица, благородные позы, старинная причудливая одежда. Дворяне? Нет, учителя. Учительское прошлое династии Михайловых-Шиковых-Корчагиных по подсчётам потомков составляет более ста семидесяти лет (из них полвека – на директорских постах). И это лишь последние её представители из известных сегодня (фамильные корни, как водится, скрываются в безвозвратном прошлом).О предках с гордостью и удовольствием рассказывает Галина Сергеевна: – Моя мама,Таисия Ивановна, родом из Омска. Её родители, Михайловы Иван Владимирович и Фелисата Васильевна, были учителями (то было примерно в начале 20 века: одна из фотографий датирована 1914-м годом – прим. автора). Мой дед Иван Владимирович около двадцати лет проработал в этой профессии. Бабушка тоже учительствовала, но чуть поменьше – с семерыми детьми много не поработаешь. Мама окончила Омское педучилище и по направлению перед войной приехала работать в Огнёвскую школу. Там она познакомилась с моим отцом, тогда студентом учительского института Сергеем Михайловичем Шиковым.

Поженились. После учёбы его распределили в Сладчанскую школу, и родители из Огнёво переехали туда на работу. Было это в 1941-м году. Нет, отца не сразу призвали, по состоянию здоровья ему давали отсрочку и забрали лишь в сорок третьем. Мама в это время переехала снова в Огнёво и поселилась у родителей отца. После войны, в сорок шестом, отца направили в Малоченчерскую «семилетку», где он проработал директором двадцать лет. Год успел поруководить школой в Большой Ченчери, когда ту только построили. Мама проработала учителем начальных классов двадцать семь лет, потом её избрали председателем рабочего комитета Челюскинского совхоза. В посёлке Челюскинцев отец тоже продолжал педагогическую деятельность учителем географии и биологии.

Он очень любил свой предмет и всегда что-то читал – в газетах, журнале «Вокруг света», который выписывал постоянно. «Неужели, пап, ты столько лет работаешь и не всю ещё географию изучил? – спрашивала я его. На это он отвечал: «Учебник, конечно, я знаю отлично, но мне хочется на каждом уроке ребятам давать что-то новое». Глядя на родителей, я не испытывала трудностей с выбором профессии, когда в 1961-м окончила школу. Ещё в детстве я играла в учительницу, проверяла тетрадки. Мама меня даже отговаривала: видишь, предупреждала, как мы сидим до позднего вечера над тетрадями, планами, книгами? Тем не менее никем, кроме как учителем, я себя не представляла. Правда, поступала я на педагогический факультет Ишимского пединститута – всегда хотелось с маленькими работать. Но после двух лет учёбы наш факультет вдруг прикрыли (на верхах вышел некий указ, и во многих вузах страны такие факультеты позакрывали). Основная масса нашего курса, в том числе и я, перешли на литфак. Так я стала учителем русского языка и литературы. Приехала в Ченчерскую школу по распределению и сорок лет без перерыва (разве что на декретные отпуска) проработала здесь. За всё это время я ни разу не пожалела, что выбрала педагогику. Даже во время каникул мечтала: скорее бы в школу. Супруг только удивлялся. Три года я была завучем в школе, три года – директором. Не соглашалась я на этот пост, но заведующий районо мне пригрозил: «Придётся нам тогда с вами поговорить в райкоме партии». А для меня в то время даже на здание райкома партии взглянуть было боязно! Пришлось соглашаться. Но не моё это дело – начальником быть, не моё. На пенсии я пятнадцатый год, девятый год не работаю. Выпустила свой последний выпуск и ушла. В первые годы так хотелось в школу, тем более муж ещё четыре года работал. Он идёт на работу, а я провожаю – и в слёзы…

При этих словах супруг с пониманием смотрит в глаза жены. Леонид Романович Корчагин так же, как и Галина Сергеевна, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения, нынче на пенсии. Около пяти сотен выпускников Большеченчерской школы получили аттестаты из его рук, шесть поколений от пятого до одиннадцатого класса проучил он – но многие ли из них знают, что их бывший директор школы – ещё и специалист по металлорежущим станкам, и военрук, и экономист? Хотя пусть об этом он расскажет сам.

– На выбор моего профессионального пути повлияла супруга, – вспоминает Леонид Романович. – После окончания школы я поступал в Омский политехнический институт, но, поскольку был не омич (а тогда это учитывали. Кстати, вот преимущество сегодняшней системы ЕГЭ: сдал дома – можешь поступить в любой вуз или даже несколько), меня не приняли на очное отделение, учился заочно. Факультет назывался «металлорежущие станки и инструменты». Проучился я там два года. А потом супруга сагитировала перевестись в Ишимский пединститут. Думал, примут сразу на третий курс, но пришлось учиться «по новой», пять лет. Отучился на физико-математическом факультете, и в школу пришёл в 1969-м учителем математики и физики. В 1982-м году окончил ещё и сельхозинститут по специальности «экономист». Когда утверждали мою кандидатуру в облоно, собирались «приехать посмотреть, как работает директор-экономист». После армии работал военруком: вёл военное дело у школьников, проводил военную подготовку у взрослых. С 1982 по 2009 год был директором школы. Двадцать семь лет. В последние годы пришлось осваивать и ЕГЭ. Одно время из-за наводнения пункт сдачи ЕГЭ был в п.Челюскинцев (я там был три года руководителем), пришлось узнать всю кухню, что называется, изнутри. Утром в 4 часа ехали за КИМами в Ишим, возвращались через Маслянку.

Сейчас многое изменилось к лучшему. В образовании теперь есть средства, и есть кому работать. В моё время найти кочегара и техничку было проблемой из проблем. Зарплаты были очень низкие, вот люди и не шли к нам. Пётр Павлович Тупиков мне давал на подработку тех, кто на поселении отбывал наказание. Тем не менее могу похвалиться, что за 27 лет на посту директора ни разу не разморозил систему отопления в школе. В начале моей работы существовала тенденция – приезжие учителя. Как-то раз на первое сентября у нас приехало восемь новых учителей. Но когда я передавал школу, почти все учителя были местные – наши выпускники. Нравилась мне эта работа, сколь ни была она хлопотливой и ответственной. Помню, в Новосибирске на первых директорских моих курсах нас учили: директор, прежде чем зайти в школу, должен обойти кочегарку, общежитие-интернат (при наличии), всё проверить. Я и вставал каждый день раным-рано, обегал, проверял кочегаров...

Мои сёстры Антонина и Нина тоже закончили педагогические учебные заведения, все – математики. Сестра Любовь по приезду в Большую Ченчерь устроилась в школу социальным педагогом. Наш зять Верчук Вячеслав Анатольевич проработал здесь учителем физкультуры двадцать восемь лет. Работает и сейчас. Сын Александр с 1991-го года трудился завхозом в школе, сегодня водит школьный автобус. Племянник Виталий второй год в Ченчерской школе преподаёт иностранный язык.

Что ж, на сегодня рассказ окончен. В альбоме есть место для новых фото. А продолжение – дело потомков. Продолжение фотоальбома. Рассказа. Династии.

Автор: Екатерина Терлеева