Федеральный закон о контрактной системе: что важно знать и как подготовиться к изменениям
5 апреля 2013 г. подписан Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступает в силу с 01 января 2014 года.
Новый закон призван заменить действующий до 01 января 2014 года Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Прокомментировать новшества, которые коснутся многих организаций и предприятий района, мы попросили начальника отдела экономики и прогнозирования администрации района Веронику Николаевну Ваганову:
-По объему требований, вместо 65 статей в старом законе, новый закон содержит 114 статей, что почти в 2 раза больше, а значит и изучать новые требования будет сложнее.
Новый Федеральный закон предназначен для заказчиков, которыми выступают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и подведомственные ей организации, а в отдельных случаях автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (по закупкам, касающимся капитальных вложений).
В отличие от Федерального закона № 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует не только стадию размещения государственного и муниципального заказа, но и стадии планирования закупок и исполнения контрактов. В новом законе уделено внимание информационной составляющей гос. закупок и основным принципам контрактной системы.
Сейчас кажется: новый закон — новые правила, все нужно начинать с нуля. Но хочется сразу всех успокоить: с принятием 44-ФЗ нам не придется забывать тот порядок, по которому мы работали все эти годы, и то, чему учились и что знали раньше. Дело в том, что некоторые процедуры перешли в 44-ФЗ почти в неизменном виде (например, открытый аукцион в электронной форме), другие — с рядом изменений, но без потери общего принципа размещения закупок (например, запрос котировок).
Поэтому для эффективной работы нам с вами нужно только понять, что именно и насколько изменилось, и начинать подготовку к работе по новым правилам. Что нужно знать уже сегодня, чтобы с 01.01.2014 г. начать работать, не создавая поводов для применения штрафных санкций.
Размещение заказа по 44-ФЗ будет называться «способ определения поставщика», понятие «торги» в 44-ФЗ больше не будет использоваться, совокупность всех способов определения поставщика будет называться «закупками».
В первую очередь у заказчиков возникает вопрос: как планировать закупки на 2014 год? Планирование закупок по правилам закона 44-ФЗ практически полностью отличается от действующей системы. Оно состоит из 2 этапов:
• составление планов закупок
• составление планов-графиков.
Планы-графики формируются заказчиками на основании планов закупок.
Не будем сейчас сильно вдаваться в подробности этих процедур, так как планирование по новым правилам будет введено только с 2016 года.
Планирование на 2014 год нужно будет осуществлять, как и на текущий год, по действующим правилам Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20 н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Во многом изменился перечень способов проведения закупок, в соответствии с 44-ФЗ можно будет размещать закупки следующими способами:
Конкурентные способы определения поставщика:
• открытый конкурс;
• конкурс с ограниченным участием;
• двухэтапный конкурс;
• закрытый конкурс;
• закрытый конкурс с ограниченным участием;
• закрытый двухэтапный конкурс;
• аукцион в электронной форме;
• закрытый аукцион;
• запрос котировок;
• запрос предложений.
Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Среди способов закупок есть вновь появившиеся: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Изменились критерии оценки конкурсных заявок. Вводятся некоторые антидемпинговые ограничения (статья 37). Обязательным становится обеспечение заявки при проведении конкурсов и аукционов и в большинстве случаев обеспечение контракта (кроме некоторых случаев закупок у единственного поставщика).
Остался такой способ закупки как запрос котировок, который вначале некоторые представители ФАС хотели заменить электронным аукционом с укороченными сроками проведения. Это скорее положительный момент, так как запрос котировок является самым простым и быстрым способом закупок. Вопрос коррупционности данного способа закупок в новом законе снимается разрешением участниками запроса котировок присутствовать при вскрытии конвертов, чего нет в Федеральном законе № 94-ФЗ. Изменились ограничения по проведению запроса котировок: если в Федеральном законе № 94-ФЗ можно было закупать одноименную продукцию на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала, то в Федеральном законе № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.
То же самое можно сказать и по закупкам у единственного поставщика. Совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить у единственного поставщика не более, чем на 100 тыс. рублей, не может превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, и не может превышать пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Также надо обратить внимание на то, что заключать договоры энергоснабжения нужно будет не как у единственного поставщика, а путем проведения запроса предложений (новая процедура по 44-ФЗ).
С 01.01.2014 г. все закупки мы должны размещать способами по правилам 44-ФЗ. Но что же делать с закупками, которые размещены в конце года и процедуры по которым в 2013 году не будут завершены? На основании ч. 1 ст. 112 44-ФЗ такие закупки нужно завершать по следующим правилам:
-
Если прием заявок заканчивается в 2014 году, то продолжаем принимать заявки и формируем все необходимые протоколы по правилам ФЗ № 94;
-
Если формирование части протоколов приходится на 2014 год, то формируем оставшиеся протоколы в 2014 году по правилам ФЗ № 94;
-
Если процедура выбора поставщика завершена в 2013 году, а контракт будет заключен в 2014 году, то контракт сохраняет силу, к нему применяются нормы ФЗ № 94;
Еще один из самых важных моментов в работе заказчиков, с которого нужно будет начать 2014 год - это до 1 января создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, а также комиссию по осуществлению закупок. Но так как у нас не было единой комиссии, мы все эти годы формировали комиссии, в состав которых входили специалисты тех отделов, чей заказ размещался, то и в будущем целесообразно создавать комиссии по такому же принципу.
Контрактная служба создается, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб. При этом создание самостоятельного структурного подразделения не обязательно. Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб., то заказчик вправе создать либо контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего.
Что здесь важно: работники контрактных служб должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Однако для контрактных служащих сделано одно исключение: в соответствии с ч. 23 ст. 112 44-ФЗ до 2016 года наличие соответствующего образования подтверждается документами о переподготовке, повышении квалификации, полученными по ФЗ № 94. Соответственно, контрактным служащим при наличии соответствующего образования нужно будет до 2016 года переучиться по новой программе.
Что касается членов комиссии, то минимум 50 % из них должны быть обученными по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех заказчик обязан еще в 2013 году.
В заключение хотелось бы добавить: чтобы к 1 января 2014 года необходимо быть во всеоружии, рекомендую уже сейчас начать изучение нового закона, в противном случае эффективно провести закупки по контрактной системе в начале 2014 года будет очень сложно.