Свадьбы бывают разные: оловянные, деревянные, кожаные и золотые. Среди них есть и железная свадьба. Сколько, интересно, лет нужно прожить вместе, чтобы ее отпраздновать, спросите вы? Довольно много - 65. Название свадьбы говорит само за себя: «железная» - значит, проверенная временем, закаленная как металл.
Именно столько лет прожили счастливо, душа в душу, супруги Сидоровы. 12 октября они отпразднуют это событие, для них - подарок судьбы, ведь не так много семейных пар отмечают железную свадьбу.
-И еще столько же проживем! Муж у меня хороший: не курит, не пьет, матом не ругается, не дерется, как это часто бывает в семьях, - о таком только мечтать можно. А достался он мне, - смеется Лидия Готфридовна.
-Пережили все: войну, жизненные неурядицы и даже смерть сына. Прошло почти сорок лет, а боль в душе так и не утихает. Только вместе мы смогли противостоять беде. Всю жизнь друг друга поддерживаем, - вступает в беседу Анатолий Кузьмич.
-Расскажите о вашей первой встрече, - прошу я юбиляров.
-Я родился и вырос в Армизонском районе, а семья Лиды была репрессирована в Сибирь из Саратовской области, - продолжает Анатолий Кузьмич. – Восемь семей тогда приехали с тех мест, стали обживаться.
-Заприметила я Толю на вечерках, он мне сразу приглянулся, - перебивает мужа Лидия Готфридовна. – А потом его забрали в армию. Началась война, и он отправился на фронт. Воевал на II Белорусском фронте. Все это время я тайно мечтала о нем и хотела, чтобы он ко мне вернулся. И вот, после тяжелого ранения в бедро, Анатолий вернулся домой. На дворе был праздник – Кузьминки, молодежь гуляла по улице, играла гармошка. Толя зашел к нам в дом и попросил попить воды. Так и вспыхнула между нами любовь.
Но на пути влюбленных возникли трудности - родители Анатолия хотели себе в невестки русскую девушку, а мать Лиды желала, чтобы ее дочь вышла замуж только за немца. Да еще в то время жениться на репрессированных было запрещено. Но все это никак не отразилось на молодых, они все так же хотели соединиться узами брака.
-Когда родился первенец, дошло до того, что записали его на мою фамилию, а потом, после войны, когда все запреты исчезли, наконец-то наши дети стали Сидоровыми, – продолжает Лидия Готфридовна.
В семье Сидоровых росло четверо детей. Родители работали, чтобы обеспечить их всем необходимым. Анатолий Кузьмич был трактористом, потом работал в кузнице, а когда переехали в Бердюжье, до самой пенсии трудился грузчиком. Лидия Готфридовна не отставала от супруга и бралась за любую работу. Ее трудовой стаж - пятьдесят лет, она ветеран труда. Анатолий Кузьмич - ветеран и инвалид войны.
-К вам, как к «молодоженам» с большим стажем, наверняка нередко обращаются внуки и правнуки за советом? - спрашиваю супругов.
-А как же, дети у нас все хорошо живут. Младшего сына Анатолием в честь отца назвали, он уже около тридцати лет в браке, а дочь - сорок. А вот правнучкам я всегда говорю: слушайте мужа, любите его и помните, что он должен быть на одну ступеньку выше, чем вы, ведь муж – глава семьи. Я вот с Толей никогда не спорю, - говорит бабушка.
В руках женщина держит фото со свадьбы своих детей и гордится тем, что они пошли по стопам родителей, на «отлично» усвоив формулу семейного счастья: уметь слышать вторую половинку. А еще у супругов дни рождения 14 числа, только у Лидии Готфридовны в октябре, а у Анатолия Кузьмича - в апреле. Скорее всего, знак судьбы.
-Я рада, что жизнь моя прошла рядом с Толей, он - моя судьба и любовь, и умереть нам хочется в один день, не можем мы друг без друга, - глядя на супруга глазами, полными нежности, говорит Лидия Готфридовна.
Пронести через всю жизнь это трепетное чувство могут только мудрые люди. Ведь все 65 лет они были рядом - и в радости, и в горе. А самым ценным в этот день для них станет внимание родных и близких. Поздравляем!
На снимке: юбиляры Сидоровы.
Фото автора.