Современные технологии всё больше входят в наш быт. Сегодня мы не можем представить себе жизнь без компьютера, мобильного телефона, программ, которые используем и на работе, и дома. Практически во всех детских садах и школах идут занятия с использованием современного мультимедийного оборудования. И никто уже не удивляется тому, что даже в сельских школах давно есть локальная сеть, каждый компьютер имеет выход в Интернет, а дети решают задачки не на обычной доске с мелом, а на интерактивной, с множеством возможностей. Современная школа сегодня ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков. Теперь учащиеся сами разрабатывают проекты, проводят масштабные исследования, пишут работы. И если раньше мы, будучи школьниками, довольствовались, в основном, слабо оснащёнными лабораториями с устаревшим оборудованием, то сейчас дети и педагоги имеют возможность использовать в учебном процессе современные цифровые лаборатории. Таких цифровых комплексов, которые призваны усовершенствовать учебный процесс, существует на рынке достаточно много. Один из самых распространённых среди них – цифровая школьная лаборатория «Архимед».
В начале учебного года такое оборудование поступило в Викуловскую школу №2. «Архимед» -- это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий для проведения широкого спектра исследований. Для учащихся и педагогов такое оборудование открывает новые возможности, и то, что появилось оно в Викуловской школе, несомненно, большой плюс.
-- Школа №2 является базовой школой и муниципальной стажировочной площадкой по работе с одарёнными детьми. Это предполагает использование кадровых ресурсов, материально-технической базы и других резервов центральной школы. В связи с этим в нашу школу поступило уникальное программное оборудование – цифровая лаборатория «Архимед», -- рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе ВСШ №2 Е.В. Арефьева. – Этот комплекс – совместная разработка института новых технологий г. Москвы и компании государства Израиль. Он включает в себя целый набор датчиков, методических пособий, регистраторов, электронных микроскопов. Большинство приборов этой лаборатории предназначено для исследований по физике, химии, биологии, экологии. И чтобы познакомиться со всеми возможностями комплекса, мы провели обучающий семинар для педагогов и ребят не только Викуловской школы №2, но и школ нашей сети: Балаганской, Чуртанской, Нововяткинской. Учитель информатики И.А. Шаромов в доступной и увлекательной форме рассказал о преимуществах нового оборудования. Итак, какие это преимущества? Во-первых, учитель получает возможность на экране своего компьютера проецировать и видеть все учебные экраны школьников одновременно во время занятия. Во-вторых, он может демонстрировать свой экран на любом экране школьников, удалённо управлять компьютером любого ученика, наблюдать за действиями учащихся. В-третьих, мы можем присоединять комплекс и проводить исследования не только в стенах школы, но и в полевых условиях. Комплекс также присоединяется к школьной локальной сети и к сети Интернет. Зачем нужна эта цифровая лаборатория в школе? Практических выходов мы видим очень много. Проектная деятельность сегодня заняла прочное место в учебном процессе. И цифровая лаборатория станет надёжным помощником в проведении исследований, ведь с помощью её можно провести исследование на современном уровне, получить данные, которые невозможно получить в обычных школьных условиях. Можно также производить удобную обработку результатов исследования на месте, здесь и сейчас, увидеть их на экране. При этом расширяется список возможных исследований, а это позволяет учитывать желания ребят, даёт возможность проводить длительные эксперименты, которые выходят за рамки школьного урока, предполагает профориентационную подготовку и, конечно же, увеличивает интерес ребят к школьному предмету, раскрывает их творческий потенциал, активизирует творческую деятельность и учебный процесс.
Сейчас с цифровой лабораторией ребята и педагоги активно знакомятся, и совсем скоро её уже будут применять на уроках и дополнительных занятиях. При этом одно из преимуществ комплекса – его мобильность. Поэтому использовать его можно не только в учебных кабинетах, но и во время экскурсий, походов, полевых практик. Системные требования при подключении комплекса минимальны, и его можно присоединить как к стационарному компьютеру, так и к ноутбуку и даже мобильному телефону или современному планшету. При этом проведение экспериментов с помощью лаборатории "Архимед" позволяет решать и межпредметные задачи -- осваивать понятия и методы, относящиеся к статистике, математике, информационным технологиям. По сравнению с традиционными школьными лабораториями комплекс "Архимед" позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов и предоставляет огромные возможности по обработке и анализу полученных во время исследования данных.
Очень хорошо, что сегодня сельские школьники могут пользоваться такой современной цифровой лабораторией. Конечно, иметь такую в своей базе хочется каждой школе. Процесс информатизации всё стремительнее набирает обороты, и в том, что это идёт на пользу современным педагогам и школьникам, начинающим исследователям и будущим учёным, сомневаться не приходится.