…Чем увлекательна профессия журналиста? Да всем! Но, в первую очередь, возможностью ежедневно знакомиться с интересными людьми, живущими на земле Сладковской. Именно к такой категории – настоящим самородкам – относится Сергей Петрович Москальцов, старший охотовед охотничьего хозяйства «Таволжан».
«Вас встретит Петрович!»
Утро понедельника в информационно-издательском центре «Трудовое знамя» всегда насыщено событиями. Верстается номер газеты, записывается радиопрограмма. В минувший понедельник нас ошеломили вестью: «Охотхозяйству «Таволжан» 20 октября исполняется десять лет! Выезжаете на участок и делаете репортаж! Там вас встретит Петрович. Он всё расскажет и покажет».
Наши эмоции? Честно? Мы радовались как дети! Охотхозяйство «Таволжан» – это же райское место!
Пока трясёмся в машине по просёлочной дороге к пункту назначения, вспоминаю значение слова «таволжан». Краевед В.Н.Малышев писал в своей книге «Земля Сладковская» следующее: «Слово «таволжан» тюркского происхождения. Оно является производным от слова таволга, названия лугового растения лабазника».
Очутившись на территории охотхозяйства, словно попадаем в другой мир, где самые современные технологии, придуманные для удобства человека, отлично уживаются с кусочком дикой природы.
…При встрече первым делом жму руку Москальцову. Знаю, знаю, настоящие леди так не поступают, это чисто мужской жест. Но так надо. Зачем? Позже раскрою интригу.
Человек из «Таволжана»
Невозможно говорить об охотхозяйстве и не сказать ни слова об его старшем охотоведе. Сергей Петрович – из числа тех, кто стоял у самых истоков создания этой своеобразной «фермы» диких животных. Десять лет назад, 20 октября 2003 года губернатором Тюменской области С. Собяниным было подписано распоряжение о выделении участка охотничьих угодий «Таволжан» в Сладковском районе СПК «Таволжан».
– Десять лет назад здесь ничего не было. Ни построек, ни вольеров с маралами, с благородными европейскими оленями, с дикими кабанами. Пустота, – вспоминает Сергей Петрович. – Я работал в животноводстве, когда мне предложили перейти сюда. Приехал посмотреть и … остался. Люблю природу!
– Да, но теперь-то здесь есть на что посмотреть?
– А то! – гордо отвечает он.
И мы рассаживаемся по экипажам. Сергей Петрович предложил нашей команде на выбор – болотоход «Нива-Бронта» и внедорожник «Great Wall».
– А Вы себя увереннее где чувствуете? – «прощупываю почву».
– Да на любой машине! Хоть по лесу, хоть по городу – спокойно еду.
Кстати, машдвор впечатляет. Каких только авто здесь нет! «Урал», МТЗ-82, «УАЗ-фермер», гусеничный тягач «Бобёр», болотоход «Кержак», а ещё два импортных снегохода… Кареты только не хватает!
– Так и карета есть, и рысак, – улыбается в ответ Москальцов.
В путь отправились, разделившись на две группы. Маральник, вольер с красавцами оленями, лежбище диких кабанов – экскурсия была впечатляющая. Но внимание приковывал к себе именно Петрович: настолько органично он смотрелся в этой среде. При любом удобном случае старалась расспросить о нём самом.
– Биография у меня обычная, – отмахивался Сергей Петрович. – Вы лучше гляньте, какая красота вокруг!
Ох, как же прав Москальцов! Хороша сладковская природа! Кстати, сам Сергей Петрович побывал в разных странах, нагляделся чужих красот, но…
– Краше нашего края нигде нет. Я, бывает, на десять дней, ну от силы на две недели куда-нибудь уезжаю: больше просто не выдерживаю, обратно душа тянет – хочу в лес, на озеро. Я, может, потому и молодой, что живу на природе, – снова юморит Сергей Петрович.
«Биография самая обычная»
Родом Сергей Петрович Москальцов из Михайловки: там и сейчас его родственники живут. Отец Пётр Федотович рано ушёл из жизни. Шестерых детей – Галину, Сергея, Виктора, Александра, Надежду, Андрея – поднимала мама Анна Назаровна. Она и по сей день живёт в родной деревне, и даже (несмотря на преклонный возраст!) держит небольшое хозяйство. Сергей, как старший, был в ответе за своих сестёр и братьев. Не всегда приходилось легко. Только про это он говорить не любит.
– Если бы не озеро Таволжан, не знаю, как бы выжили. За счёт него и кормились, – произносит задумчиво Сергей Петрович и замолкает.
После окончания школы Москальцов выучился на тракториста в Казахстане. В 1976 году призвали в армию: отслужил два года в войсках противовоздушной обороны в Республике Бурятия под городом Улан-Удэ, был пулемётчиком. После срочной службы гвардии рядовой вернулся в родную деревню. Работал в совхозе «Александровский» (который потом стал ЗАО «Алекс») трактористом, скотником, бригадиром. За добросовестный труд не раз получал поощрения, грамоты, награды. Имеет почётный знак «Ветеран труда».
Сергей Петрович вырастил троих сыновей. Души не чает в своих пятерых внуках – Иване, Алине, Егорке, Данилке, Фёдоре.
– Я хоть и молодой, но уже богатый дедушка, – с улыбкой говорит Сергей Петрович. – Мои внучата – это моя самая большая любовь.
«Хозяин леса»
В деревне говорят: «Мальчишка – уже полмужика». Не ради забавы пристрастился ещё в детстве Серёжка Москальцов к охоте и рыбалке.
– На охоту впервые попал, когда в первом классе учился. Только какой из меня тогда охотник был? Скорее, браконьер, – говорит он теперь.
А браконьеров («бракуш», как он их называет) Сергей Петрович не любит. Как старший охотовед, он отвечает за охрану своих четвероногих подопечных. Опытный охотник прекрасно знает не только их повадки, но и повадки двуногих.
– От меня мало кто уходил, – кратко говорит он об этом.
Красотами охотничьего хозяйства мы любовались передвигаясь и на вездеходах, и пешком. Восторгу предела не было. С довольной улыбкой поглядывал на нас Москальцов, хотя и привык он к восхищению гостей (даже самых именитых!).
…Прощались мы уже в надвигавшихся сумерках.
Ах, да! Помните, в начале своего рассказа упомянула о том, что пожала руку Москальцову? Так вот, бытует мнение о правиле третьего рукопожатия. То есть человек сохраняет след на ладони от предыдущего рукопожатия. Представьте только, сколько знаменитых людей, которых простые обыватели наблюдают только на телеэкране, пожали руку в своё время Сергею Петровичу! Аж дух захватывает! Но дело не только в этом. Вся «соль» в самом Москальцове. На таких Петровичах, говорят, земля держится…
фото Елены ДАНИЛЬЧЕНКО