Чтобы понять ребёнка, проникнуть в его сокровенный мир, нужно самому превратиться в дитя и вспомнить, почувствовать то сказочное время, когда деревья были такими большими. Женщина, о которой пойдёт речь в этой статье, сумела сохранить непосредственное восприятие жизни, наверное, поэтому она так легко находит общий язык с шаловливыми мальчишками и смешливыми девчонками.
Ольга Владимировна Лебедева поначалу и не думала переезжать из родной шумной Тюмени в тихую и задумчивую деревеньку Весёлая Грива Новоникольского сельского поселения. Окончив филологический факультет Тюменского государственного университета, она решила открыть собственное дело.
- Я мечтала преподавать английский язык в игровой форме для детей младшего школьного возраста, - рассказывает О. Лебедева. – Директору одной из тюменских школ понравилась эта идея. В течение месяца удалось скомплектовать четыре группы по десять человек каждая. И начались занятия. Мы работали по ярким и интересным учебникам Оксфордского университета, в классах царила неформальная атмосфера: вместо парт и стульев были диваны и кресла, на уроках разрешалось сидеть, лежать и стоять, одним словом, дети чувствовали себя как дома. И такая методика принесла свои плоды: ребята с удовольствием стали изучать иностранный язык.
Героиня статьи уверена, что многое в её жизни определяет случай: благодаря случаю она обрела новую работу и жильё. Однажды Ольга Владимировна прочитала в газете объявление: «В Новоникольскую среднюю школу (д. Весёлая Грива) требуется учитель русского языка и литературы, предоставляется благоустроенное жильё». Захотелось увидеть эту далёкую деревеньку. Воображение рисовало уединённый, почти заброшенный край, в котором можно чувствовать себя не иначе, как женой декабриста. В реальности всё оказалось по-другому: новая школа и учительский коллектив приветливо встретили молодого специалиста. И Ольга решила остаться.
Поначалу ей казалось удивительным, что в классах учится так мало детей (всего по пять-десять человек). С другой стороны, эта особенность позволила реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
- Метод имеет свои плюсы и минусы, - объясняет учитель. – Я изучаю возможности и способности каждого ребёнка, могу разрабатывать индивидуальные задания. Это, безусловно, плюсы. Но в то же время дети, чувствуя постоянное внимание к собственным персонам, становятся слишком капризными и немного эгоистичными. А ведь в жизни им никто не будет уделять столько времени и внимания.
Кроме личностно-ориентированного подхода, Ольга Владимировна использует культурологический. Он заключается, во-первых, в формировании метапредметных навыков, то есть тех умений и способностей, которые необходимы как при изучении школьных дисциплин, так и в жизни – это анализ, синтез, формулирование выводов, выделение главной мысли в тексте и так далее. Во-вторых, педагог почти всегда вплетает в уроки русского языка и литературы живопись, музыку и киноискусство. Классическая музыка, живописные полотна мастеров, захватывающие отрывки из художественных фильмов погружают детей в атмосферу великих литературных произведений, в ауру того времени, когда их герои жили, боролись за счастье и любили.
Не секрет, что деятельность учителя оценивается по результатам единого государственного экзамена, поэтому подготовка к нему начинается ещё с осени. Каждую неделю проводятся консультации, где учитель и ученики проходят наиболее сложные темы и разбирают тестовые задания. Ольга Владимировна считает, что контрольно-измерительные материалы по русскому языку помогают выявить слабые и сильные стороны в знаниях. По мнению педагога, тесты по литературе стали совершеннее. Они заставляют ученика рассуждать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Совсем недавно О. Лебедева стала победителем районного конкурса «Учитель года – 2010». Наверняка, это достижение – лишь первая ступень педагогического мастерства. Впереди новые горизонты!
Ольга Владимировна сравнивает свою жизнь с увлекательной сказкой. И это действительно так, ведь в душе этой хрупкой женщины, так похожей на некоторых героинь романтических романов, бьёт неиссякаемый источник творчества, оживляющий самые заурядные дела. Эта способность преображать мир вокруг себя, безусловно привлекла к ней такого же творческого мужчину. Художник Игорь подарил ей любовь, море счастья и детей Ивана да Марью.
Ольга Лебедева каждый день даёт детям знания, дарит им тепло души, и они отвечают взаимной любовью.
Сергей ГУБАРЕВ,
Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)