Живут же умельцы на земле! Недавно редакцию посетил удивительный гость. Вернее сказать, внешне он ничем не отличался от других людей: одет скромно, невысокого роста. Но когда этот человек выложил свои экспонаты, мы поняли, что перед нами совершенно необыкновенный мастер, неповторимый, как и все творения его рук.
Однажды Василий Георгиевич Бессонов увидел по телевизору вырезанный из дерева подсвечник и решил сделать такой же своими руками. Немало дней и ночей сидел он за работой. За это время дерево пропиталось теплом и энергией человеческих рук. Так родилось первое произведение. И с тех пор работа с деревом стала смыслом жизни и судьбой этого увлечённого человека.
Главным материалом для поделок служит берёза, а вернее, наросты, так называемые капы. Корни, ветки и сердцевина также идут в дело, из них получаются просто фантастические экспонаты!
- Кто-то любит собирать грибы, кто-то – ягоды, - рассказывает Василий Георгиевич, - а я охочусь за капами, как за драгоценностями. А по-другому и не скажешь, ведь каждый такой кап после обработки становится очень дорогим, и живёт он так же долго, как драгоценный камень. С собой я обычно беру небольшую острую ножовку с мелкими зубьями и часами хожу по лесу, по самым дремучим чащобам, в поисках подходящего сырья.
Родом я из Нижней Тавды, есть у меня одна вещица, выполненная из необычного нароста, как память о Родине – нерпа, греющая брюхо на камне.
Умелец выкладывает из коробок свои произведения, и в холле редакции становится как будто светлее. Каждое изделие – это отдельная интересная история. Вот птица, которая так высоко задрала нос, что не видит окружающих. И все-то ей кажутся недостойными, несовершенными. «Размах не тот, да и душа не та, но как же я собою хороша!» - так написал об этой чудо-птице её творец.
А рядом «дерево жизни». Философским содержанием оно перекликается с полотнами художников-сюрреалистов. И каждый в этом дереве разглядит свои образы. Я, например, заметил, что оно выставило в окружающий мир большие чуткие уши и слушает Вселенную…
Особый интерес вызвал Будда, который открыл рот, чтобы изречь очередную мудрость. И хотя сам Василий Георгиевич назвал этот экспонат Буддой, я вижу в нём духа леса. Он жил в капе, пока не почуял человека, способного его воплотить. «Найди меня, найди» - шептал дух в уши собирателю наростов. И вот они встретились. Теперь дух леса живёт в доме человека и по ночам, когда становится тихо, рассказывает дереву жизни о других жителях древнего леса. А оно внимательно слушает…
Рассматриваем изделия и не перестаём удивляться: вот собака возле своей миски с пищей. Солнышко припекает, собака дремлет, а в это время проворная птичка ворует у неё еду. Вот змея, лежащая на камне, выслеживает мышь; вот курица-наседка кудахчет над своей кладкой, а яйца у неё не простые, а из разных пород деревьев. Вот срез под названием «Осень», на нём можно увидеть лес и птиц в небе.
- Некоторые заготовки лежат годами, - признаётся мастер, - пока не возникнет видение, что именно надо сделать. Тогда я принимаюсь за работу. Ещё я приметил странную вещь: если заказчик – человек никчёмный, то ничего не получается. Вроде и материал хороший, и задумка добрая, а не выходит и всё тут! Так я научился отличать хороших людей от плохих.
Сейчас Василий Георгиевич живёт в Сургуте вместе с супругой Людмилой Петровной, которая, кстати сказать, является кондитером российского масштаба. Легко представить идиллическую картину из жизни этой семьи: пока муж, натруживая руки, вырезает очередной шедевр, его жена колдует над тортом или караваем, а потом выкладывает его в чудное деревянное блюдо, сделанное руками супруга, хранящее тепло тысяч солнечных дней…
Как хорошо, что на земле есть такие умельцы, как Василий Георгиевич Бессонов. Сколько радости несут удивительные творения художника, который сумел выразить душу природы, воплотить её сокровенные тайны. Счастья Вам и долгих лет жизни, мастер!
Сергей ГУБАРЕВ,
Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)