Медиакарта
22:27 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О подрядчиках, коммунальщиках и контроле качества

О подрядчиках, коммунальщиках и контроле качества
08:48 | 23 октября 2013
Источник: Наша жизнь

Прошёл год с момента нашего разговора на тему коррупции и работы по её профилактике, проводимой районной прокуратурой и лично заместителем прокурора Казанского района, советником юстиции Николаем Ивановичем Лущиковым. За это время появились новые информационные поводы по следам знаковых для района событий, наверняка изменилась ситуация на фронте борьбы за обеспечение законности и порядка, актуальные темы ждут законоведческого комментария, а незаконченные дела – оглашения вердикта… И вот сегодня для наших читателей Николай Иванович ЛУЩИКОВ подводит итоги прокурорских проверок, раскрывает подробности и анализирует проделанную работу.

– Николай Иванович, начнём с одной из нашумевших тем – коммунальной. В проверках МУП ЖКХ прокуратура участвовала?

– В декабре 2012 – январе 2013 годов по инициативе нового руководителя МУП ЖКХ А.В. Бессонова была проведена внутренняя ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Впоследствии имели место факты неуплаты за потреблённые энергоресурсы – газ, уголь и электроэнергию. Мною было подготовлено представление на имя руководства МУП ЖКХ, чтобы они устранили данное нарушение и выплатили те денежные средства, которые были должны за энергоресурсы. В течение месяца представление было рассмотрено, на денежный счёт предприятия был наложен арест со стороны пенсионной и налоговой служб в связи с наличием задолженности по платежам в их фонды. В течение последующего месяца МУП ЖКХ не смогло ликвидировать долги, поэтому было внесено представление об устранении нарушений на имя главы Казанского муниципального района Т.А. Богдановой, так как администрация района является учредителем МУП ЖКХ. Была назначена и проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ Казанского района, чтобы выяснить причину возникновения задолженности. В результате начальник МУП ЖКХ был привлечён к дисциплинарной ответственности, руководством предприятия были сделаны определённые кадровые перестановки, уволился по собственному желанию главный бухгалтер, были и другие изменения в их управленческом аппарате.

Какие основные нарушения были выявлены? В основном, это нарушения, связанные с бухгалтерским учётом и отчётностью: движение денежных средств, материальных ресурсов. Нарушений, связанных с хищением денежных средств, их нецелевым или нерациональным использованием руководством МУП ЖКХ, обнаружено не было.

– Откуда взялась тогда такая задолженность?

– Ноги у этой задолженности растут из давней ещё поры. Раньше в сфере ЖКХ на территории района осуществляли свою деятельность три предприятия. Все объекты тепло- и водоснабжения были распределены между ними. Часть из них обслуживало государственное МУП ЖКХ, остальные – две частных организации. Частники работали по упрощённой системе налогообложения. И это сыграло свою роль в развитии ситуации. Объясняю. Тарифы на предоставление услуг ЖКХ утверждаются областной специализированной организацией. При этом предприятие, оказывающее коммунальные услуги, должно подтвердить, из чего суммы тарифов складываются, какова в них расходная часть (сколько потребляется тепла, электроэнергии, угля, газа, какая доля расходов идёт на налоги, выплату заработной платы). Так как налогообложение производилось «по упрощёнке», в тарифы закладывались расходы на выплату налогов по упрощённой системе. И это значительно меньше, чем у того предприятия, которое «по упрощёнке» не работает (читайте – комхоз). Тем не менее даже по упрощённой системе однажды работать стало невыгодно, предприятия прекратили свою деятельность и отказались от предоставления коммунальных услуг. Но перед тем, как отказаться от этого, они должны были в тот же год обратиться в областной аппарат, чтобы повысить тарифы, учитывая, что ежегодно тарифы на предоставляемую данной организацией электроэнергию, газ, уголь увеличиваются. Но они этого не сделали, передавая МУП ЖКХ объекты. И когда комхоз эти объекты принял, тарифы ему были переданы явно заниженные для данного предприятия. Получилось и до настоящего времени сохранилось существенное расхождение.

Вдобавок ко всему, на коммунальщиках лежат миллионные ежегодные убытки от угольных котельных в Афонькино, Большой Ченчери и Смирном. Услуги по теплоснабжению население этих сёл оплачивает на порядок меньше, чем фактически идёт на содержание котельных. Закрыть их невозможно, так как жители категорически против этого. Отказать в услугах комхоз не может. Муниципальное предприятие не вправе отказаться от обслуживания тех объектов, которые ему переданы.

– Какой может быть выход?

– Неплохой был бы выход – перевод этих котельных на газ. Но в ближайшие годы вряд ли это осуществится. Второй вариант – переход на электрические или дровяные частные котельные. В силу некоторых причин и этот вариант многим не подходит. Поэтому сейчас происходит замена котлов на более экономичные и ремонт теплотрасс, чтобы уменьшить потери. В этом году очень много было заключено муниципальных контрактов на ремонт системы теплоснабжения. Работа ведётся, это бесспорно.

– Кстати, как сегодня складывается ситуация с соблюдением законности в сфере муниципальных контрактов? В прошлом году мы говорили о нарушении при выполнении контракта на проведение водопровода в Афонькино. Чем закончилась эта история?

– Напомню, о чём идёт речь. Водопровод на данной территории подрядчиком был проведён недостаточно глубоко, и в морозы происходило частичное промерзание водопроводных труб, из-за чего вода не поступала в дома. Весной всё оттаивало, и приходило в норму. Кстати, в этом году жалоб не было, что что-то перемёрзло. В прошлом году на имя главы Казанского муниципального района вносилось представление: обязать подрядчика – ООО «Монтажник и К» – устранить указанные нарушения. При обращении в арбитражный суд было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации по причине истечения срока давности. Срок давности обращения по таким спорам составляет три года. А исполнение муниципального контракта происходило более трёх лет назад. Недостатки по выполнению работ должны были быть обнаружены в течение гарантийного периода, он также составляет три года. Нарушения выявлены слишком поздно.

– Если возникнет авария на этих сетях (прорвёт трубы, например), кто будет её устранять?

– Сети там не прорвёт – они пластиковые, даже при замерзании воды целостность трубы не нарушается. Но в морозную зиму на этом участке могут возникнуть промерзания. Если такая проблема будет возникать периодически, то некоторые участки придётся переделывать заново. Тогда – да, снова будет заключаться контракт, и вновь придётся выделять на эти цели бюджетные средства.

– Что-то изменилось в отношении соблюдения закона в процессе закупок за прошедший год?

– Вопиющих нарушений не было. Было выявлено несколько фактов, когда акты выполненных работ по муниципальным контрактам подписывались, при этом работы были выполнены не полностью или некачественно. Вносились представления на имя главы района, и все нарушения, на которые было указано, были своевременно устранены – либо возвращены денежные средства, либо работы выполнялись с надлежащим качеством. Но в последнее время таких фактов не выявлялось. Дело в том, что некоторое время назад в администрации района были сделаны определённые кадровые перестановки, приняты новые работники, которые нарушений подобного характера не допускают. Есть, правда, неоднозначный момент, по которому я в сентябре вносил представление, и состоит он в следующем. Когда заключаются муниципальные контракты в сфере ЖКХ, при составлении смет учитываются акты осмотра объектов ЖКХ, которые проводят работники ЖКХ без участия работников администрации. И потом часто оказывается, что в объёме работ, которые подрядчик должен выполнить, либо не хватает заложенных в смете объёмов работ, либо объёмы оказываются завышенными. Не вполне чётко поставлена работа по определению необходимых объёмов работ на объекте. Этот недостаток предстоит устранить.

В прошлые годы имело место недостаточное осуществление контроля за выполнением работ: промежуточные работы проверялись не всегда (та же ситуация с водопроводом в Афонькино). Сейчас в сфере ЖКХ контролирует исполнение контрактов А.Ю. Шангина. Она проверяет скрытые работы по всем объектам, и без этого объекты не принимаются. Были случаи, когда она даже заставляла раскапывать. Начиная с этого года, пока подрядчик не покажет качество скрытых работ специалисту администрации, он объект не закапывает. Так что, можно сказать, подвижки в этой области есть, качество работ улучшилось.

– На официальном сайте областной прокуратуры прочла: «По иску прокуратуры Казанского района семья из аварийного дома, который находится в одном из сёл района, получит новую квартиру…». Суд постановил обеспечить семью квартирой. Дело с переселением из аварийного жилья у нас сегодня обстоит так серьёзно, что это дошло до суда и прокуратуры?

– Судом был выдан исполнительный лист, он находится на производстве в Казанском районном отделе судебных приставов. Администрации района направлены требования к выполнению данного судебного решения. В настоящий момент оно не исполнено, так как нужно предоставить муниципальное жильё размером не менее 18 квадратных метров на одного жильца, а в данном случае их трое, то есть надо найти квартиру не менее 54-х квадратов. Сегодня свободного жилья подходящей квадратуры нет, но до нового года вопрос должен решиться, так как несколько квартир, которые строятся на территории села Казанского, сейчас будут выкупаться для обеспечения людей по программе переселения из ветхого и аварийного жилья – средства на это есть.Что касается общей ситуации с ветхим жильём в районе – неоднократно вносились представления о неисполнении плана переселения из ветхого и аварийного жилья. Но если разобраться, то причины этого объективны и находятся они в отсутствии нового жилого фонда для переселения. С другой стороны, нужно активнее привлекать инвесторов для строительства жилья в наш район.

Автор: Беседовала Екатерина ТЕРЛЕЕВА