Ещё в августе в большое плавание были отпущены мальки осетров и стерляди, выращенные на Абалакском рыборазводном заводе. А первого октября округу облетела весть о том, что прибыл ценный и долгожданный груз - осетры, которые в будущем году дадут потомство.
20 долгих дней небольшой буксировщик с громким названием «Вымпел» шёл по Оби и Иртышу из далёкого ямальского посёлка Аксарка, где ещё два месяца назад были выловлены пять осетров.
- Дошли нормально. Наше дело - доставить, - говорит капитан буксировщика Владимир Петрович Сафонов.
В пути шкиперы следили за рыбой, как за детьми, - уж больно ответственный и ценный груз. Теперь заботиться о нём будут местные рыбоводы.
Для работников завода наступил очень ответственный и в то же время торжественный момент - началась выгрузка осетров.
На буксире с живорыбицей - так называют судно с сообщающимся с рекой резервуаром, в котором транспортируют рыбу, - скопились люди, на берегу ждёт техника. Трое мужчин с огромным сачком в мутной иртышской воде нащупывают осетра и ловко вытяги-вают добычу на специальные носилки из крепкой ткани, разложенные на не-большой палубе. Осётр сопротивляется, бьётся, но вскоре огромную рыбину несут к трактору, который доставляет её к временному пристанищу - рыбоводному садку.
Путь в несколько сотен метров кажется долгим - после дождей направление (дорогой его назвать нельзя) размыто. Но вот мы на месте, носилки спустили на землю.
С жалостью гляжу на кровоточащие ранки. Какой всё же, несмотря на вну-шительные размеры, осётр хрупкий и нежный! Здесь боевые раны самки обрабатывают марганцовкой. Пара минут - и на её грудном плавнике закреплена бирка ярко-жёлтого цвета с номером 10836. Можно сказать, теперь у неё есть имя. Далее - на весы. Заведующая производственной лабораторией Мавлия Каюмовна Саитова объявляет вес - 36,3 килограмма.
- Когда её поймали, весила 38. Скинула 1,7 килограмма, - комментирует директор завода Александр Павлович Киреев.
Не удивительно, ведь это на воле она искала в реке пропитание, нагуливала вес. В пути осетров не кормили и в Абалаке кормить уже не будут.
После взвешивания самка отправляется в заполненный водой садок. Теперь у неё есть возможность набрать в жабры проточной воды и отойти от стресса, пережитого за последние 15 минут. А работники отправляются за следующей особью.
Та оказалась крупнее - без малого 50 килограммов. После всех процедур и она отправляется к своей товарке в рыбоводный садок.
А далее всех новосёлов, как пояснил А.П. Киреев, ждёт зимовальный пруд, где они, как медведи, залягут в ямы и будут «спать» и питаться за счёт накопленных жировых запасов до весны.
Когда лёд растает, маточное поголовье подготовят, так сказать, к родам: выловят из зимовального пруда, будут откармливать, стимулировать препаратом сурфагон (как ни странно, предназначенным для крупного рогатого скота), чтобы икра лучше вызревала. А потом с полученным материалом начнут работать специалисты инкубационного цеха.
После того, как в 1998 году сибирский осётр был занесён в Красную книгу, материал для репродукции здесь получают только прижизненно, после чего особи с почестями отправляются в Иртыш, а затем снова в долгий путь - на Север, откуда их привезли. Правда, добираться придётся своим ходом. Самки будут отдыхать два-три года, потом снова дадут потомство. Самцы же восстанавливаются быстрее - уже через год. Александр Павлович вспомнил случай, когда в 2011 году был выловлен самец с меткой, выпущенный пять лет назад. Нет уверенности, что все дойдут до места назначения и не станут добычей браконьеров, коих на Иртыше и Оби огромное множество. К тому же, путь неблизкий - по прямой 2000 километров, а по рекам все три тысячи будет.
Наблюдая за происходящим, расспрашиваю Александра Павловича:
-
Сегодня доставили пять осетров. Это много или мало?
-
Для выполнения гос-заказа на 2014 год всего заготовили восемь. Кроме этих ещё три были пойманы в Тобольске, в районе плавных песков ДОЗа. А надо в идеале больше двадцати, - говорит собеседник. - Весной придётся долавливать. В крайнем случае можно будет купить икру в Госрыбцентре. В нынешнем году мы приобретали 800 тысяч икринок.
-
Интересно, а сколько лет живут осетры?
-
Порядка ста и каждый год прибавляют в весе примерно килограмм, - отвечает Александр Павлович.
Нетрудно посчитать, сколько лет особи, если знаешь её вес. И арифметика плодоношения, по мнению специалистов, тоже довольно проста. В тридцатикилограммовой особи примерно 300 тысяч икринок. А чтобы получить плановые 1,9 миллиона жизнеспособных мальков, надо взять от самок примерно 7,5 миллиона икринок.
Вроде бы, ничего сложного. Однако рыбоводство - дело затратное. Например, на нынешнюю экспедицию потрачено более трёх миллионов рублей: содержание флота, зарплата специалистов, приобретение самок и т.д. Ещё нужны средства для содержания и развития производства.
Сегодня к рыборазводному заводу особое внимание: неслучайно в августе на предприятии побывал губернатор Тюменской области В.В. Якушев. Возможно, в ближайшее время решится вопрос о финансовой поддержке завода. В конечном счёте это инвестиции в развитие нашего района и региона в целом.
Вот и окончена наша миссия - самок осетра встретили, посмотрели на огромных красавиц. Теперь будем ждать от них такого же потомства.