Медиакарта
19:39 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дороги от развязки

Дороги от развязки
10:53 | 25 октября 2013
Источник:

Давненько дело было: речи говорили, ленточки разрезали, шары пускали – это когда в Тюмени открывали прямой ход многоуровневой транспортной развязки по улице Мельникайте. На прямом ходе автомобильные шины успели съесть краску горизонтальной разметки, а «кривых» ходов всё ещё нет.

Нет проезда в юго-восточной части от торгового центра «Южный». Подземный переход у торгового центра «Лента» пока что выделяется всеми признаками шпунта. Мимо, понятно, ни пройти ни проехать. Улица Широтная открывается аркой магистрального трубопровода, которая должна быть демонтирована в связи с заглублением теплотрассы в недра. Зато дальше кипит такая работа! Ей-богу, столь массированной атаки на фронте работ не видывал давненько.

В левой части улицы налажено четырехрядное движение, столько же рядов будет в правой. Выложены выравнивающий и нижний слои асфальтобетона, затем полотно покроют поверхностным слоем ЩМА, значительно увеличивающим ресурс магистрали. Работы ведет Тюменское дорожно-ремонтное учреждение в составе ОАО «ТОДЭП».

У фирмы свой завод – АБЗ – на промбазе в селе Утешево. Там смесь в самосвалы Volvo загружают при температуре градусов в 150. Кузова машин с подогревом, поэтому укрытый брезентом цемент в пути остывает лишь градусов на пять. А вообще нижний нормативный предел укладки – 120 градусов. Вот уже в деле асфальтоукладочные агрегаты «Titan-A» и «Bomag». Прошлись легкий и средний катки «Hamm».

Мастер Алексей Маметченко втыкает в горячий слой уложенного крупнозернистого асфальтобетона марки 1 датчик прибора размером не намного больше пятирублевой монеты:

– 100 градусов – пора запускать тяжелый каток.

Почему так подробно говорю о технологии? Потому что каждый градус, каждая проходка катка напрямую влияют на качество дороги. В Европе дорога «стоит» 15–20 лет. А мы пока мечтаем о таком «долгожительстве». Правда, кое-что уже делаем. В этом плане я даже попал в историю. Серьезно. Вот книга, называется «История автомобильных дорог Тюменской области» авторства местного краеведа А. Иваненко и заместителя начальника управления автомобильных дорог О. Иванова. Цитирую:

«Существует государственное унитарное предприятие ТДРП. Во-первых, здесь применяют, апробируют лучшие достижения России, мировые образцы– во вторых… Побывал я на промбазе. Здесь в первую очередь бросается в глаза дробильно-сортировочная установка. Кстати, первая в стране, экспериментальная… Никогда в жизни щебень для дорожного строительства не мыли, а тут отмывают, как младенца. Оказывается, такой материал лучше сцепляется с другими компонентами, а в итоге получается добротное и долговечное дорожное полотно…». Там приводится довольно большой материал, первоначально опубликованный 15 лет назад в «Тюменской правде».

Короче, не совсем удобно себя же цитировать. Суть в другом. ТДРУ, с которого начали рассказ, как раз тогда и именовалось ГУП ТДРП. Это предприятие каким-то образом оказалось в ведении ЗАО «Аэродромдорстрой» и здесь успешно захирело. Но вот под крылом «ТОДЭПа» поднялось на ноги и, похоже, расцветет. А «ТОДЭП», напомню, на международном уровне завоевало звание «Предприятие года-2012». В настоящее время у руля ДРУ Руслан Минуллин, молодой и энергичный руководитель. Он, выпускник ТюмГАСУ, успел кандидатскую диссертацию защитить и теперь не только директор предприятия, но и доцент кафедры экономики родного университета.

… Самосвал доставил очередные 25 тонн смеси, которая постепенно сыпется в бункер-распределитель «Титана-А». Так, в тандеме, и движутся вперед. Компьютеризированный агрегат, понятно, умен. Однако управляют им вдвоем: машинист-оператор Станислав Петелин и оператор-машинист Сергей Антипин. Здесь же на командном мостике присматривается к делу Азат Ромазанов. По штату он дорожный рабочий, но вот достроят трассу – и сразу на лекции в университет, так как уже на 5-м курсе, до диплома по специальности «строительство автодорог и аэродромов» – рукой подать.

Мой старый знакомый, доктор технических наук, профессор А. Шуваев высказывает мысль, что машинисты-операторы асфальтоукладчиков тоже должны иметь высшее образование. Идею можно бы воплотить в жизнь общими усилиями двух тюменских университетов – ТюмГАСУ и ТюмГНГУ.

Здесь, как и на всяких других стройках, вижу юркий погрузчик «Bobkat». Помню, на международной выставке дорожных технологий в Перми два таких агрегата устроили шоу: под музыку танцевали румбу. Машина, понятно, сделана не для увеселений, имеет множество навесных орудий.

– В нашем дорожном обиходе в основном используем метлу, фрезу и ковш, – рассказывает хозяин этакого комбайна Виктор Кузнецов.

Генеральным подрядчиком всей грандиозной стройки, то есть развязки и сопутствующей инфраструктуры, значится ОАО «Мостострой-11», ДРУ – на субподряде. В принципе до конца контрактного срока календарного времени много. Но сколько дней и часов отвалят на дорожные работы бюрократы небесной канцелярии – кто его знает. Потому жмут на педали.

В окрестностях транспортной развязки тянется улица Молодежная. И здесь ДРУ развернуло работы. Мастер Максим Рюмшин и машинист погрузчика «Atlas» Владимир Данилов разбирали производственный процесс, а тут и до меня очередь дошла.

– Район развивается: торговые точки, офисы, – естественно, море машин, которые заезжают на газоны, а затем растаскивают грязь по городу. Запретительными мерами не обойдешься, – говорит мастер, – вот и заняты тем, что обустраиваем вдоль улицы специальные стоянки. Видите, монтируем гранитные бордюры. Результаты приносят удовлетворение.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/