Медиакарта
16:59 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жизнь – Родине, честь – никому

Жизнь – Родине, честь – никому
10:54 | 25 октября 2013
Источник:

Завтра состоится посвящение в кадеты

Досье «ТП»: Михаил Александрович Логинов – генерал-майор. Родился 21 ноября 1953 года в городе Тюмени. После окончания Тюменской средней школы №38 поступил в ТВВИКУ. Получив диплом военного инженера, служил в группе советских войск в Германии, затем в Одесском военном округе. Был командиром роты разминирования в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Далее – Молдавия, Приднестровье, Нижегородская область. С февраля 2002 года – начальник Тюменского филиала военно-инженерного университета (ТВВИКУ, ТВИИВ, с июня 2013 года – ТВВИКУ) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. С августа 2013 года – начальник Тюменского президентского кадетского училища. Награжден орденами Почёта, Красной Звезды, «За личное мужество», «За военные заслуги», четырнадцатью медалями, в числе которых – боевая медаль «За отвагу». В 1993 г. окончил военно-инженерную академию им. Куйбышева.

– Михаил Александрович! Открытие в Тюмени президентского кадетского училища – событие государственной важности и, несомненно, большая честь для нашего региона. Но давайте начнем наш разговор с предыстории кадетских училищ.

– Система кадетских училищ имеет давнюю богатую историю. В 1653 году в Пруссии была открыта первая кадетская школа для дворянских детей, чтобы они с юных лет готовились к военной службе. Вскоре этому примеру последовала Франция. Воспитанников учебных заведений называли кадетами от французского cadet, что означает «младший». У нас первый кадетский корпус был основан в Санкт-Петербурге по инициативе генерал-фельдмаршала Бурхарда Кристофа Миниха в 1732 году. Так что в 2012 году кадетскому образованию России исполнилось 280 лет.

Историки небезосновательно полагают, что система кадетских корпусов посодействовала созданию в России сильной государственной и военной элиты, которая весьма способствовала как усилению российской мощи, так и укреплению ее авторитета на международной арене.

Переход государства к системе воспитания своей элиты в кадетских корпусах породил целую плеяду выдающихся государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. Среди них Пётр Румянцев, Иван Дорохов, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Михаил Лазарев, Иван Крузенштерн, Фаддей Беллинсгаузен, Степан Макаров, Николай Римский-Корсаков, Александр Куприн, Александр Скрябин, Алексей Брусилов, Василий Верещагин. И это лишь небольшой список тех людей, кто начинал свой жизненный путь с кадетского воспитания и образования и чьи имена вписаны золотыми буквами в историю государства Российского.

– А с какой целью они созданы в наше время?

– Актуальность возрождения кадетской системы воспитания и образования востребована самой жизнью. Спросите родителей, имеющих ребенка-подростка, чего они больше всего боятся и чего больше всего желают своему чаду..? Правильно! Оградить от влияния улицы, ее сегодняшних пороков: детской наркомании, проституции, криминалитета. Поэтому родители спокойны, когда их сыновья находятся под присмотром воспитателей и заняты делом. Но это – лишь одна из причин роста популярности кадетских училищ в сегодняшней России.

Некоторые считают, ссылаясь на дореволюционный опыт, когда в подобных заведениях учились дети дворян, что образование должно быть элитарным: «Растим элиту России!». Вряд ли в современной России это установка верная. Кадетские училища, по моему мнению, должны быть элитарными не по социальному статусу родителей и толщине их кошелька, а по качеству воспитания и образования.

Наша цель – в каждом кадете развивать духовные и физические способности, правильно формировать характер воспитанников, глубоко укоренить понятия благочестия и долга, возродить в молодежной среде дух патриотизма, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание служить Родине, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина России.

– Намерены ли вы использовать опыт действующих в стране кадетских училищ?

– Несомненно, нам интересны передовые достижения коллег Оренбургского, Ставропольского, Краснодарского училищ. И вместе с тем, мы сами совершенствуем методики воспитания и обучения.

– Что представляет собой материальная база училища, на чьи средства она создаётся?

– Училище располагает современной материальной базой, полностью обеспечивающей безопасные и качественные условия жизни и быта воспитанников, процессов обучения и воспитания, организации отдыха и досуга. Мы имеем пять комфортабельных спальных корпусов; учебный – со спортивным и тренажёрным залами, библиотекой, в том числе и электронной; полностью оснащёны кабинеты химии, физики, биологии и т.д. Есть 25-метровый бассейн, крытые ледовый корт и спортивный комплекс для круглогодичных факультативных занятий; футбольное поле с искусственным покрытием и беговыми дорожками, открытые спортплощадки, медицинский пункт. При этом следует отметить, что оснащение всего этого современным оборудованием позволяет использовать самые передовые технологии обучения и воспитания, развития и совершенствования спортивных и творческих способностей воспитанников.

Училище построено и содержится за счёт федерального бюджета, точнее, за счёт бюджета Министерства обороны. При этом следует отметить, что губернатор и правительство Тюменской области уделяют постоянное внимание нашей деятельности, качеству жизни и быта воспитанников. В настоящее время мы работаем над созданием Попечительского совета, в который намерены пригласить выдающихся людей с активной жизненной позицией и не равнодушных к судьбе нашего Отечества.

– А условия приема? На сколько человек рассчитано училище? Какова география поступающих?

– Условия приёма подробно изложены на нашем интернет-сайте по адресу http://tpku.edumil.ru/. Там, кстати, имеется и другая информация, которая может быть интересна нашим будущим воспитанникам и, конечно же, их родителям.

Училище рассчитано на 840 воспитанников, с 5 по 11 классы. В настоящее время у нас обучается 360 человек с 5 по 7 классы. Ребята приехали практически со всех регионов России, но большая часть – из Уральского федерального округа.

– Не могу не спросить и об организации учебной деятельности, в частности, о том, как в ваших планах и программах отражается военная специфика, ведь училище принадлежит Министерству обороны РФ.

– Училище осуществляет образовательную деятельность по двум направлениям: расширенные общеобразовательные программы и программы дополнительного образования, включающие музыкально-эстетические, лингвистическо-языковые, спортивные и военно-прикладные занятия с учетом индивидуальных наклонностей и способностей воспитанников.

Такой предмет, как «ОБЖ и основы военной службы», формирует современный уровень культуры безопасности и основ начальной военной подготовки – строевой и огневой, военной тактики, радиационной, химической, бактериологической защиты и т.д.

Теоретические знания закрепляются в полевых условиях и при проведении спортивно-массовых мероприятий. Элементы военной специфики включаются и в рабочие программы учебных предметов.

– Родителей наверняка интересует вопросы питания и распорядка дня.

– Хочу успокоить: их дети будут сыты. Регламент столовой училища включает в себя завтрак, обед, полдник, ужин, чаепитие. Еще одна особенность – меню, составленное из диеты, разработанной Министерством обороны для президентских кадетских училищ. В нём – все необходимое для развития и укрепления растущего организма, ведь у ребят достаточно сложный распорядок дня. Встают они в 7.00 утра, принимают утренние процедуры, делают физзарядку, завтракают и в 8.30 идут на первый урок. Последний, шестой, закачивается в 14.40, далее наступает время для факультативных и индивидуальных занятий, а также посещения спортивных секций. В столь плотном графике определено и личное время, и время для самоподготовки. За каждым классом закреплён штат воспитателей, которые прививают ребятам основы самодисциплины и этикета, чувство ответственности за свои поступки. Каждый вечер в корпусах проходят мероприятия активных и интеллектуальных игр. А в выходные воспитанники училища принимают участие в культурно-массовых или спортивно-досуговых мероприятиях, посещают музеи и театры, а также бывают на экскурсиях по историческим местам города.

– Каков кадровый состав училища?

– Оно располагает высококвалифицированными специалистами. При формировании коллектива в конкурсе участвовали даже педагоги и воспитатели из других регионов России. Но в основном у нас работают тюменцы. Это ещё раз говорит о качестве нашей школы педагогов.

– Ваше училище расположено рядом с ТВВИКУ, думаю, что такое соседство сыграет положительную роль в установлении контактов.

– Первая экскурсия кадетов была по музейному комплексу ТВВИКУ, где они ознакомились с его историей, с историей инженерных войск. Но больше всего ребятам, естественно, понравились техника и вооружение. Запомнилась также присяга курсантов первого курса военного училища (у нас это посвящение в кадеты). К слову, многие из кадетов думают связать свою судьбу с военной службой и, поскольку мы являемся учреждением Министерства обороны, то и ориентируем их в основном на продолжение именно военной карьеры. ТВВИКУ приоткрывает завесу жизни кадетов после окончания учёбы, это особенно важно. Курсанты и офицеры Тюменского высшего военно-инженерного командного училища являются наглядным примером дисциплины, долга и верности своей Родине. Вместе с тем, какой бы жизненный путь ни выбрал для себя выпускник, главное – чтобы он был высоконравственной личностью. И кто, как не офицеры запаса, люди с многолетним опытом, которые достойно несли военную службу, а сейчас работают у нас, смогут объяснить одиннадцатилетнему ребенку, что такое Отечество и каким должен быть его гражданин?

– Какие традиции предполагается в дальнейшем установить в училище?

– А их и не надо устанавливать. «Жизнь – Родине, Честь – никому» – вот девиз системы кадетского воспитания. Мы будем поддерживать и приумножать традиции более чем двухвековой истории кадетских училищ, которые и ныне соответствуют целям, поставленным перед нами государством и Президентом.

– Михаил Александрович, а как осуществляется связь с родителями, ведь без контактов с ними невозможен полноценный процесс обучения и воспитания?

– Безусловно, каждый воспитанник – это личность. Ребята жили и воспитывались в разных семьях, со своими укладами и традициями. Поэтому к каждому из них нужен индивидуальный подход, и без помощи родителей тут не обойтись. Именно на теснейшее взаимодействие с ними мы и настраиваем коллектив воспитателей и педагогов. Большую роль сыграют и родительские комитеты, над формированием которых сейчас работаем. Комитеты создаются как в каждом классе, так и на курсах. Будет работать и родительский комитет училища. Это только одна из форм связей педагогов и воспитателей с родителями, но мы используем все возможности – и, поверьте, их немало. Воспитанники имеют практически непрерывную связь с домом, близкими и друзьями благодаря выданным им ноутбукам – активно используют Skype, да и мобильники у них всегда при себе.

На нашем сайте имеются номера телефонов должностных лиц училища, которые всегда доступны родителям, интересующимся бытом и учёбой детей. Кстати, что касается учёбы, то в индивидуальном доступе в сети «Школа LMS» каждый родитель может ознакомиться с записями в электронном дневнике своего ребёнка, а также с расписанием занятий и мероприятиями, проводимыми в училище.

– А есть ли проблемные вопросы?

– Не могу сказать, что проблем нет. Они есть в любом коллективе, особенно находящемся на этапе формирования. Я уже говорил, что сейчас идет становление училища. Воспитанники адаптируются к новым условиям, притираются друг к другу, учатся жить в коллективе двадцать четыре часа в сутки.

Помочь кадетам преодолеть физические и психологические нагрузки на данном этапе – вот задача всего педагогического состава. Что касается материального обеспечения, то эти вопросы решаются в обычном режиме.

Спасибо, Михаил Александрович, за беседу. Пользуясь случаем, скажу, что многие тюменцы весьма положительно отнеслись к назначению Вас начальником президентского кадетского училища. Они знают, что Вы прошли путь от курсанта ТВВИКУ до боевого генерала. Высшие военные училища, которыми руководили, входили в число лучших в России. И немаловажно то, что Вы – наш земляк, чьё детство и юность прошли в Тюмени. Есть уверенность, что возглавляемое Вами кадетское училище окажется в ранге лучших в стране. Успехов Вам и Вашему коллективу!

Автор: Вера КУБОЧКИНА, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/