Медиакарта
19:36 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Они как свет в пути

Они как свет в пути
10:45 | 02 февраля 2010

Год учителяВ нашем обозримом советском прошлом непосредственная подготовка ребёнка к школе начиналась с 6 лет. Помню, когда я оканчивала подготовительную группу в детском саду, воспитатели попросили сложить в ранец предметы, которые возьму с собой на уроки. Такая практика существовала чуть ли не в каждом детском дошкольном учреждении. В ученической сумке оказались почти все «правильные» принадлежности первоклассницы, но и о любимой игрушке не забыла - кукла тоже должна была пойти со мной на занятия.

Педагогические принципы, подходы (сейчас бы сказали технологии) 70-80-х годов подразумевали свободное развитие личности, но не расхлябанное, не разнузданное. Правила детской октябрятской организации, такие, как «только тех, кто любит труд, октябрятами зовут», пионерской или комсомольской, не шли вразрез с нравственным, патриотическим воспитанием. Это было настолько гармонично с общественной жизнью, что не вызывало неприятия. С тех пор, пройдя незабываемые ступени десятилетнего полного образования и вступив в самостоятельную жизнь, я с благоговением вспоминаю школу, своих наставников. И как правильно, что нынешний год посвящён им, мудрым и строгим, добрым и чутким - учителям.

Моих раздумий короткое начало

Накануне праздника, посвящённого открытию Года учителя, в районном отделе образования предложили на выбор посетить любую сельскую школу. Нисколько не раздумывая, назвала Киёвскую. Это не значит, что мои предпочтения связаны с особой дружбой с местными учителями. Киёво напоминало о моём детстве, каникулах, иногда проводившихся здесь, о волейбольной площадке около старого деревянного клуба… Тогда местные жители только мечтали о своей школе.

Утренний мороз 23 января не напугал сельских ребятишек, а уж тем более - родителей. Все они чуть раньше 10 часов уже были готовы встречать гостей. Как обычно, стартовой площадкой стал актовый зал, откуда все разошлись по учебным кабинетам. И пока «круглый стол» не начался, мой первый вопрос: «Чего вы ожидаете от Года учителя?» был обращён к главе Киёвского сельского поселения В. С. Приймаку. Василий Степанович выразил большую надежду на возвращение выпускников школы в родное село и более высокое вознаграждение за труд педагога. Далее побеседовала с проходившей мимо ученицей 3 класса Любой Сизиковой: «Люблю все предметы и свою учительницу Галину Ивановну Залив!». «А чем их труд измерить, ты спроси у миллионов армии народной» - говорится в одном из стихотворений. Всегда пытливый взгляд и благодарные улыбки детей - достойная награда педагогам. Но ещё лучше, если она подкрепляется материально.

Подвижников немало

На втором этаже разместилась выставка как совместных, так и личных достижений учителей и их учеников. Начну с побед школы в конкурсах «Лучшая детская организация», «Лучшее новогоднее оформление», «Лучшее учреждение по организации летнего отдыха и оздоровлению детей», а также фестиваля «Трудовое лето». Список большой, перечислила самые важные. Но вот для того, чтобы познакомиться с «пухлыми» портфолио учителей, нужно время. А оно ограничено. Но понимаю, что иметь столько наработок можно благодаря неустанной работе и «огненному сердцу в груди». А вот и «звёздочки» школы: Татьяна Кокорина, Снежана Аксарина, Александра Маринюк, Мария Залив, Елизавета Ширяева, Олеся Зосуль, Василя Фарзетдинова и много других ребят. Вместе они одной большой звездой «сияют» на небосклоне районного образования.

Далее в программе открытия Года учителя одновременно шли презентации мастер-классов и «круглый стол» «Современный учитель - это…». Заглянула на урок к первоклашкам. Учитель начальных классов С. А. Казаченко спрашивает у ребят:

  • Сколько слогов в слове «молоко»?

  • Три, - отвечает Слава.

  • Пять, - выдвигает свою версию другой мальчик.

  • А мне больше нравится пять, - говорит о своих впечатлениях Ирочка. Ну как не полюбить таких деток?!

На занятии у учителя русского языка и литературы И. А. Мальцевой ребятам предлагалось вставить нужные эпитеты в строчки из сказок А. С. Пушкина. Они мучительно вспоминали, каких семь усачей-богатырей входило в терем. А я уже и запамятовала - оказывается, румяных.

В это время старшеклассники ломали головы над каверзными вопросами, предлагаемыми для обсуждения модели современного учителя.

Надо сказать, что в этот знаменательный день только и было слышно: «жаждущие творчества», «готовые к переменам», «ищущие новые идеи». Но оглянемся: сколько вокруг талантливых детей, пусть ещё птенцов, но подготовленных учителями лететь в самостоятельную, полную крутых и сложных виражей жизнь.

От души порадовалась и за преподавателей Киёвской детской школы искусств, и девчат, которые своим звонкоголосьем понравились всем гостям. Может, кто-то из них станет «золотым голосом» России? Почему бы и нет.

И тут я заметила, как несколько парней в камуфляжной форме отделились от зрителей. Им предстояло показать элементы огневой подготовки, химической защиты, стрельбу из пневматического оружия, преодоление туристической полосы «переправа навесная». Действия мальчишек были отточены до мелочей. С ними занимается талантливый педагог, учитель физической культуры Д. В. Горбачёв. От желающих (особенно девчонок) попробовать собрать или разобрать автомат, прополз-ти по канату не было отбоя.

Завершающим аккордом в программе открытия Года учителя должны были стать хоккейные баталии. На улице минус 26 градусов с ветерком. Но только «трус не играет в хоккей». А в Киёвской школе все сильные и смелые, даже девочки. Не успела побывать в детском саду. Жалею. Педагогам дошкольного образовательного учреждения тоже есть чем гордиться.

Что ж, один день ученического пути (из 3000 дней учёбы за 11 лет) пройден. И если совершаются ошибки, неудачи, не надо грустить. Главное, этот путь уже начат вместе с мудрым учителем.

Светлана БУЛЫШЕВА

Фото автора