Медиакарта
23:12 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

От вокзала до вокзала

От вокзала до вокзала
10:47 | 28 октября 2013
Источник:

На транспорте, в том числе и авто, имеется подразделение, которое вроде бы напрямую не связано с доставкой пассажиров от точки «А» до точки «Б». Но без него в пригородном, междугородном, тем более международном сообщении никак не обойтись. Имеется в виду вокзал – с его билетными кассами, залами ожидания, камерами хранения. Именно здесь дают добро водителям на дальнейшее движение по городам и весям.

Начну с картинки. В проходе в зал ожидания стоит женщина. Как выяснил, прибыла из Тараскуля первым рейсом 116-го маршрута. С товаром. Товар на руках: милый щенок месячного возраста дворянской марки. Пассажиры проходят туда-сюда, каждый погладит по головке. Осторожнее, граждане: если каждый будет хватать своими лапами, то долго ли породу испортить! Но я тоже погладил, заодно спросил:

– И сколько сегодня реализовали?

– Как у вас язык повернулся, «реализовали»? Отдаю в добрые руки, это подарок хорошим людям. Собаки приносят счастье в дом. А вообще с утра было восемь, вот последний экземпляр остался.

– И каков окрас у щенка? – спрашиваю на всякий случай.

– Этот вот бусенький, другие чепрачные были.

В карточной масти разбираюсь несколько лучше, чем в собачьей, поэтому следую дальше, в зал ожидания. Пассажиры: разные профессии, судьбы, характеры… Вот стоит гражданка, прислонив сумки к колонне.

– Чего же на ногах? – интересуюсь. – Вон свободных кресел море.

– Натура такая, – смеется собеседница, то есть Ирина Спартаковна Самолова. – Хотя и на пенсии, но продолжаю работать на заводе «Сибнефтегазмаш» уборщицей – весь день на ногах. В гости в Малиновку еду, к жене брата. Сам-то он умер, но родственные связи со снохой даже крепче стали. Гостинцы везу: сыр, колбаску, деткам конфеты. Мой муж? Александр Николаевич Васильев жив-здоров, в пожарке 3-го микрорайона трудится. Он там вулканизаторщиком. Сегодня на смене, поэтому одна. Ох, автобус мой подошел, 110-й!

Вот ухоженная и респектабельная дама:

– Детей у меня трое, – говорит сурово, – внуков – четверо, правнуков – двое. Это пока. А еду к родственникам в райцентр Юргу. Автобусов два маршрута: №751 и №798. Проблем нет.

Соседка дамы по кресельному ряду вклинивается в разговор:

– У нас в Кургане тоже вокзал не хуже. У вас, конечно, второй этаж богаче.

А что там у нас, на 2-м этаже? Ага, зал ожидания, пиццерия, киоск «Роспечати», комната матери и ребенка, детская комната, парикмахерская, торговые павильоны.

Тем временем над перроном и в зале ожидания раздается «металлизированный», но вполне милый женский голос диктора:

– Продолжается посадка на автобус маршрута 870 «Тобольск – Челябинск» с отправлением 11.00 с посадочной площадки №9. Просьба к пассажирам не опаздывать.

Бегу! Но успеваю только спросить водителя, мол, как там с дорогами?

– От Тобольска до Исетска дорога хорошая, а дальше вплоть до самого Челябинска сплошные ямы, колдобины и колея, – отвечает хозяин «инолайнера», трогаясь с места.

А федеральные магистрали на территории Тюменской области содержит ОАО «ТОДЭП». В международной классификации фирма удостоена звания «Предприятие года-2012». Мы уже об этом писали, но о приятных вещах что не поговорить! Ведь не просто же дороги, а транспортная сеть.

Изучаю табло с расписанием. Заранее знаю, что налицо 210 маршрутов: пригородных, транзитных, междугородных, международных. Последние меня интересуют конкретно. Так… Автобус «Тюмень – Кокчетав» показал мне хвост ещё утром. Что там ещё? Вот Сибай – не-а, Сибай – это Башкортостан, город на стыке Европы и Азии. Вот Бишкек – понятно, далее Кустанай, затем Петропавловск, даже столица Казахстана Астана…

– Плюсом запишите Ташкент, на доске его нет, – слышу голос за спиной.

Оборачиваюсь: мужчина с бейджем «охрана».

– Значит, и Ташкент? – уточняю.

– Заказные автобусы из Узбекистана довольно часто подкатывают. Иначе откуда бы взяться в Тюмени гастарбайтерам.

В свое время – после одного из терактов, совершенных на территории России, – автор писал о том, что на местном автовокзале не готовы к предотвращению ЧП. Но, похоже, урок извлекли. Слово – новому знакомому из охранной службы.

– Мы тут блюдем безопасность пассажиров, полиция, а также бойцы Сибирского казачьего войска. У нас на вооружении дубинка, наручники, средства связи. Казак может нарушителя спокойствия и нагайкой огреть, – смеется, – вон, за голенищем сапог.

– Нагайка – элемент традиционной формы, – вступает в разговор приказный, то есть по чину старший казак Дмитрий Кайгородов. – Но вполне можно применить, если при исполнении служебных обязанностей выявим факт явного оскорблении личности. Сами понимаете, трезвый человек на это не пойдет.

С монитора, подвешенного к потолку, льется не мыльная опера, а инструкция МЧС в картинках. Автовокзал оборудован металлодетекторами на входе, в правом углу под лестницей замечаю агрегат для просвечивания багажа.

Мой собеседник Юрий Кукарский по первой специальности водитель, работал в грузовом автопредприятии. Увы, все «грузовые» фирмы РФ обанкротились, в том числе 6 из областного центра. И вот Юрий прибился к автовокзалу – значит, номинально работник автотранспорта.

…Сегодня воскресенье. В зале ожидания и на перроне тишь да благодать. И никакой толкучки. Пассажиров обслуживают 9 касс, ещё одна продает железнодорожные и авиабилеты.

– Наплывы случаются в четверг-пятницу и в понедельник, – комментирует дежурный администратор Ирина Шилина. – Но справляемся.

Мне бы так хотелось поговорить с Ириной Николаевной подробнее. Но разве позволят. Одному надо поменять билет с 12-00 на 10-00. Другому, наоборот, с 10-00 на 12-00. Третий вдруг вместо Армизона решил ехать в Винзили. Четвертый спрашивает, какие «бумаги» нужно предоставить для льготного проезда: а) если он плохо слышит; б) если он «афганец»? Беспрестанно звонят по телефону: когда первый рейс до Новотарманска, а когда второй? А последний? «Тобольский» автобус, он в Созоново останавливается? А сколько стоит билет? Если в Винзили, то через ТЭЦ-1 или через ТЭЦ-2?

Ребята, у каждого имеется в доме компьютер. Включили, нащелкали на «клаве» сайт автовокзала – и смотрите любое расписание до посинения. Это я так говорю, хотя сам с домашнего телефона набираю номер автовокзала и в который уж раз спрашиваю про график движения. Дежурный администратор отвечает всегда спокойно, вежливо и терпеливо. Очевидно, ни один мускул не дрогнет на лице. Господи!

И все-таки, стоя у окошка дежурного администратора, один вопрос задал:

– Когда я был помоложе, то дружил с Александром Алексеевичем Богомоловым, его ещё называли тюменским Маресьевым. В ту пору он являлся директором автовокзала. Внес большой личный вклад в развитие предприятия, хотя, так случилось, остался без ног. Земля ему пухом. Вы, конечно, его не знали…

– Как же, в коллективе очень даже помнят легендарного человека. Да его сын, Юрий Александрович, теперь заместитель генерального директора учреждения.

Значит, славные трудовые традиции продолжаются. Это радует.

…Немало народа, прибыв на автобусах в Тюмень, отправляется дальше: Ямал зовет! Значит, надо отправляться на другой вокзал – железнодорожный. Присоединяюсь к северянам. Лично я пользуюсь городским автобусом №25. Вот мы и на месте. Транзитный пассажир марширует в кассовый зал обновленного ж/д вокзала, а мне дальше хода нет, потому что передо мной теснится шеренга «двадцать пятых»: обед и обеденный отстой. У этого экипажа, похоже, прием пищи закончен, можно и пообщаться.

– Максим Стадухин, третий месяц в ПАТП-1, – представляется молодой человек. – В железнодорожном колледже, что на Войновке, выучился на водителя, получил категории «В» и «С». Хотел далее на машиниста локомотива учиться, но прием временно прекратили. Поступил в пассажирское автопредприятие.

– Надо же ещё завладеть категорией «автобусника», то есть «Д».

– Ну да, проходили обучение в учебно-производственном комбинате «Автомобилист».

– Вам лекции читал Алексей Алексеевич Шукшин.

– Нет, его сын, Артем Алексеевич.

Да, совсем забыл, заслуженный работник транспорта А.А. Шукшин преподает в Тюменском государственном нефтегазовом университете сразу на двух факультетах: «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Эксплуатация автомобилей». Интуиция подсказывает мне: вернется Максим Стадухин в альма-матер. Дело в том, что Алексей Алексеевич на конкурсах профессионального мастерства возглавляет сборную команду Тюменской области. Предварительную теоретическую и практическую подготовку «автобусники» проходят как раз в «Автомобилисте». Не было ещё случая, чтобы с соревнований Уральского федерального округа, со всероссийских соревнований земляки вернулись без званий лидера или призера – как в общем, так и в индивидуальном зачете. Тюменская школа ценится очень высоко. Потому что, опять-таки, славные трудовые традиции.

Тут же, буквально в шаге от меня, другой экипаж. Женский: водитель Роза Саппарова и кондуктор Надежда Жихарева.

– В январе исполнится ровно 33 года, как за рулем, – улыбается Роза Макаровна. – Пока, тьфу-тьфу-тьфу, ни одной аварии. Как водителем стала? А смотрю, девочки запросто с троллейбусом управляются. Решила попробовать. Вот до сих пор пробую.

Правда, троллейбусное предприятие в областном центре четыре года назад закрыли. И всех женщин-водительниц перевели в чисто мужской коллектив ПАТП-1.

– Ясный перец, мужики смотрели на каждую из нас, как на обезьяну с гранатой, – смеется командир экипажа. – А ничего, привыкли.

Генеральный директор ОАО «ПАТП-1», заслуженный работник транспорта РФ Александр Евстафьевич Пискулин выражает оценку экс-троллейбусницам одним словом:

– Молодцы!

И все-таки труженицы электрического транспорта надеются: возродится в Тюмени троллейбус. Между прочим, я тоже в это верю.

– Что в личном плане? – переспрашивает Роза Саппарова. – Вот квартиру купила на Войновке, аккурат там, где начинается наш маршрут. Правда, ключей на руках пока нет. Каждое лето отдыхаю на Черном море – у меня мама в Феодосии живет. Дочь Женя. Внуки: Веня, Эва, Саша. Всё путем!

Действительно, много ли надо человеку для счастья. С праздником вас, дорогие! Здоровья, удач, везения! И пусть вас не огорчают дороги.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/