Раннее утро. Аул Жана-жол. За стеклянной витриной местного кафе двое «неместных» мужчин, с первыми лучами утра понедельника, допивают свой кофе. Припаркованный неподалеку «дом на колесах» и отмеченный на фургоне маршрут не оставляют сомнений – путь этих двоих длится не первый день…
-Интересно, а Жана-жол они отметят на своей карте? – с нескрываемой улыбкой шутит мой попутчик.
-А меня больше интересует, на каком языке говорят эти путешественники, - отвечаю я, уже задумавшая интервью…
Вскоре кофе был допит. Загадочные туристы направились к своему загадочному автомобилю. Впереди бежало белое чудо, очень напоминающее собачку из «Астерикса и Обеликса».
-Здравствуйте! Извините, вы говорите на русском? – торопливо спрашиваю я, едва выйдя из машины.
-Оу, очень даже говорим! То есть я говорю, а он нет, - протараторил молодой человек с бородой, указывая на седовласого мужчину в шляпе. – Это Павел, а я его попутчик – Дима.
Знакомство состоялось, общий язык был найден. Теперь главная задача – в условиях всеобщей спешки как можно больше узнать о собеседниках.
Владельцем и водителем автомобиля оказался поляк Павел, фамилию которого мне было так же сложно расслышать, как и Павлу написать название сей остановки. Дмитрий, успевший привыкнуть к польской речи, помог окончательно разрешить трудности перевода.
-Дима, вы вместе из Польши едете? – спрашиваю я.
-Нет, я случайный попутчик. Живу в Москве, работаю ювелиром. Хотел увольняться… Думал: приду на работу, попрошу что-нибудь с несусветной наглостью и – здравствуй, жизнь свободная! Говорю начальнику: «Дайте мне отпуск на четыре месяца!». А мне неожиданно отвечают: «Возьми!». «Класс!» - вырвалось от неожиданной радости, и я поехал… Путешествую уже три месяца. Побывал на Универсиаде в Казани, очень впечатлен Волгой, Алтаем и Байкалом. В пятистах километрах от Иркутска ловил попутную машину. Остановился Павел – путешествие мое продолжилось… Поеду с ним до Питера, потом только домой – в Москву.
-Дмитрий, трудностей в понимании польского не возникает? – любопытствую я.
-Я понимаю своего собеседника процентов на семьдесят. Павел немного говорит на нашем языке, так и общаемся – на русско-польском.
Экскурсия по фургону. По-детски удивляясь настоящему дому внутри него, на мгновение захотелось так же, как Дмитрий, – попросить отпуск на четыре месяца и отправиться в авантюрное путешествие!
В доме-фургоне нашлись холодильник, плита, два спальных места, душ, телевизор, батарея, одним словом, - «жить можно»! Уловив мой радостный взгляд, Дмитрий продолжил, видимо, одновременно возникшую у нас мысль:
-Я бы тоже такой «дом на колесах» хотел! Возможно, после нынешней «прогулки» я куплю подобный автомобиль! Впрочем, многие передвигаются и «автостопом», даже отчаянных девушек-туристок можно встретить.
На полу-русском, полу-польском Павел добавляет:
-Это новый автомобиль, на нем я поехал впервые – очень удобный. А вообще, я уже семь лет путешествую. В России побывал на Урале, Байкале, Чукотке, Алтае, Востоке, в Карелии… Все не перечислить! Мне очень нравится в России, но, признаться, путешествовать трудно – слишком уж она большая, пока все объедешь! Зато трудностей с людьми не возникает – все принимают радушно.
-Павел, вы можете себе позволить вот так свободно отправиться в путешествие, а как же работа, семья? – интересуюсь я.
-Охо-хо, вы правы – путешествую я свободно! В Польше у меня маленький бизнес, а вот семьи нет – только любимая собака сопровождает в поездках…
Солнце, напоминая о прошедшем времени, заставляло моих собеседников щурить уставшие от дороги глаза. Их путь продолжался в сторону Бердюжья, мой – Ишима. Искренне им сочувствуя, предупреждаю:
-Впереди километров двадцать вас ждет ужасная дорога!
Павел с улыбкой отвечает:
-Главное, что она вообще есть, - в Монголии не найти и такой!
На этом наши пути разошлись. Вспомнив из некогда изучаемого польского «До видзэня», я пожала руки своим новым знакомым и отправилась навстречу новому дню.
На снимке: путешественники Павел и Дмитрий.
Фото автора.