На берегу вечности
Сейчас до Осеевой хоть на боку катись – асфальт. Стоит деревенька на красивом берегу Емуртлы в стороне от бойких дорог, а вот на тебе – современное шоссе соединяет её с цивилизованным миром!
Главной достопримечательностью деревни является избитый временем сельский клуб, построенный в годы развитого социализма. На здании прикреплена аккуратная памятная табличка: «Памятник советской культуры. Охраняется жителями деревни Осеева». Снимаю кепку перед тем весельчаком, додумавшимся увековечить таким способом осколок ушедшей эпохи. А надо бы хоть в одной из наших деревень оставить на веки подобный памятник, ведь скоро совсем этого не будет. Сейчас уже во многих деревнях остались лишь руины от таких построек. Пусть хоть в Осеевой жители донесут до потомков дыхание несостоявшейся мечты, воплощённой в деревянную, обшарпанную безвкусицу, но такую дорогую для людей старшего поколения, ведь это привет из их далёкой, светлой юности.
Берег Емуртлы утоптан сапогами рыбаков, над водой свесили ветви ивы, на плёсике – желто от цветущего нимфянника. Это редкое для наших мест растение занесено в Красную книгу Тюменской области.
На крутом берегу, у омута, торчат из земли толстые, потемневшие брёвна. В старину здесь стояла мельница-водянка. Её колесо вращало тяжелые жернова, превращающие спелое пшеничное зерно в белую муку, из которой осеевские женщины пекли вкусный, душистый, здоровый хлеб.
Не «по зубам» было каменным жерновам перемолоть время, зато оно жестоко переломало мельничные «кости», отправив деревянную машину в небытие…
Среди старожилов села самый почтенный возраст у Анисьи Никифоровны Шестаковой. В нынешнее Рождество бабушке исполнилось 93 года! Несмотря на лета, Анисья Никифоровна выглядит бодро: она ухаживает за огородом, поливает и пропалывает грядки, блюдёт чистоту и порядок в доме, держит курочек, двух кошек и собачку. Зимой бабушка прядёт шерсть и вяжет носочки-варежки своим внукам и правнукам. Она вырастила трёх сыновей и двух дочерей. Сейчас у неё двенадцать внуков и столько же правнуков. Муж-фронтовик, Павел Васильевич, девятнадцать лет уже лежит в земле и непросто Анисье Никифоровне жить в доме одной, но что поделаешь. Дети, конечно, навещают и помогают, заходят и соседи, но больше всего приходится ей общаться с кошками Машкой и Липкой, да собачкой Жучком.
Дом Анисьи Никифоровны украшают новые металлические ворота и такой же забор. Теперь надо бабушке набраться сил, чтобы пережить эту металлоконструкцию, ведь деревянных заборов за долгую жизнь сменилось немало.
Весёлая и жизнерадостная по нраву бабушка любит пошутить, поддержит всякий разговор, охотно смотрит телепрограммы и читает районную газету, которую она выписывает регулярно.
Самой старинной постройкой в деревне является дом Нины Семёновны Уфимцевой. Хозяйка подсчитывала его примерный возраст и получается, что этот особнячок стоит на земле без малого уже три века. Сколько за долгие годы детишек вылетели из этого гнезда, подсчитать трудно. Кондовые, почерневшие стены, срубленные из вековых сосен, в зимние холода надёжно хранят тепло. Наличники украшены неповторимой резьбой, указывая, что первый хозяин этого дома был славным мастером и строил дом с большой любовью и знанием плотницкого и столярного ремёсел.
Летними вечерами, случается, засиживаются Анисья Никифоровна и её соседка Нина Семёновна на завалинке, беседуя о жизни, вспоминая былые годы и дорогих сердцу людей. А время, словно маленькая Емуртла, всё также течёт в вечность, как текло и двадцать, и пятьдесят, и сотню лет назад.
Александр АНТИПИН.
Фото автора.