Медиакарта
16:19 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Коллективная амнезия или христианское всепрощение?

Коллективная амнезия или христианское всепрощение?
08:42 | 30 октября 2013
Источник: Наша жизнь

Кто задумывался, почему самые отвратительные и преступные вещи, совершаемые в нашей стране, мы называем не по-русски? Один из ярких примеров – репрессии. Война государства против своего народа. Всё равно что родитель убивает своих детей, доверяющих ему беспрекословно, безоружных, беспомощных перед его всесилием. Так и не выдумал определения для этого преступления меткий на слово русский язык. Стыдливо облёк его чуждым для слуха абстрактным наименованием. А всё потому, считаю я, что до сих пор живёт наш народ христианским духом и мировоззрением. Русский дух – христианский дух. Кроткий, смиренный, немеркантильный и незлобивый. А все эти «загранизмы» – репрессии, революции, репатриации – от лукавого. От того самого, что является «человекоубийцей от начала». Пострадал русский народ от человекоубийцы и им одержимых в двадцатом веке нещадно. Пострадал. И забыл?

Заграничные вот учёные думают, что так и есть. «Коллективной амнезией» назвали состояние исторической памяти в современной России зарубежные исследователи – участники международной конференции «Осмысление истории как общеевропейская задача», прошедшей 21 октября в Екатеринбурге (об этом событии можно прочесть на портале «Православие и мир»). Одним из главных докладчиков на конференции был Маркус Меккель, депутат Бундестага, последний министр иностранных дел ГДР. «Мой отец служил в Вермахте, – рассказал он. – И в том числе воевал на территории России, то есть был частью агрессора. Однако я счастлив, что Советский Союз и его союзники победили этого агрессора. Страшно представить, что случилось бы в мире и в первую очередь в самой Германии, если бы победил нацизм». Но переосмысление тоталитарного прошлого в наших странах пошло разными путями. «Мы решили открыть все архивы, в том числе архивы спецслужб, – поведал немец. – Мы считаем, что у жертв Штази должна быть возможность заглянуть в эти дела». В то же время, отмечают отечественные и зарубежные историки, в современной России происходит обеление тоталитарного режима. Архивы расстрельных дел снова засекречиваются. Для России сейчас характерны ностальгические, идеализированные описания прошлого и «коллективная амнезия» в отношении трагедии ГУЛАГа и других проявлений массового террора. «Российское государство не хочет окончательно отречься от Сталина и его палачей», – подвели итог зарубежные исследователи.

Не понимают, видимо, иностранцы, что одним из главных свойств исконно христианского нашего народа было и всё-таки есть – всепрощение. Хорошо нам из дня сегодняшнего прощать за тех, кто страдал тогда. Но наше ли это право? Верно, не наше. Однако жизнь показывает, что простили и отпустили именно те, они…

СЫН «ВРАГА» - ГЕРОЙ НАРОДА

В Казанском есть улица Матвея Путилова. В Ильинке есть улица Матвея Путилова. Его именем названы улицы в Омске и Минске. Омичи гордятся, что жил он в Омской области. Жители Югры называют его югорчанином. Обстоятельства героической гибели Путилова хорошо известны. Во время боя за Сталинград оказалась повреждена линия связи. Первые два отправленных на её восстановление связиста были убиты. Послали третьего – Матвея Путилова. Прошло несколько минут – телефон заработал, но Путилов не возвращался. По его следу пополз сержант Смирнов и увидел связиста около воронки мёртвым, со сжатыми в зубах концами перебитого провода. Произошло это 25 октября 1942 года. Гибель героическая, его имя увековечено в мемориале на Мамаевом кургане. Но звания Героя Советского Союза Матвей из Ильинки не удостоился. Потому что он сын «врага народа».

«Враги народа» Путиловы – из старого доброго рода первых поселенцев Ильинки, основателей этого села. В 1930-м году (Матюше было восемь лет, его брату Ване – пять) они с родителями государственным повелением были «откомандированы» осваивать Север. Наверняка, по традиции, в чём их застали, в том и отправили. Потому что и мама, и папа Матвея умерли на северах, как говорят историки, от холода и истощения (не оттого ли уцелели мальчики, что последние свои крохи вместе с жизнью пожертвовали им родители?). Сыновей несчастных крестьян-«врагов» отправили в Берёзовский детский дом.

При детдоме будущий герой без звания окончил школу и был отправлен «как особо способный» учиться в электротехнический техникум Омска. Как неблагонадёжный элемент, в армии он не мог очутиться. Но как раз тогда, в 1942 году, распоряжением верховного главнокомандующего было принято решение о призыве на действительную воинскую службу бывшего спецконтингента. Политрепрессированных направляли под Сталинград, в самую мясорубку Сталинградской битвы. Попадая туда, солдаты, как правило, жили не больше недели. Матвею везло целый месяц… А потом он отправился к папе и маме. И прославил фамилию их семьи, осуждённой к забвению под теми северными снегами, на весь мир.

ЛЮБОВЬ, УЦЕЛЕВШАЯ В МУКАХ

Увидеть в красках процесс и понять суть репатриации целых народов можно в автобиографическом произведении-исповеди «Пред Богом и людьми» нашего земляка, писателя Константина Лагунова. Он, бывший партийный работник, участвовал среди энкавэдэшников в выселении прибалтов. Прочитав эту книгу, я отчасти поняла отношение их потомков к русским соседям. И отношение депортированных когда-то кавказцев, чтущих историю своего рода, понять можно. Репрессии – корень происходящих сейчас межнациональных конфликтов… Но те, что родились и выросли здесь, среди русских людей, были воспитаны на евангельской истине – не до семи раз прощать, а до седмижды семи, даже если и помнят причинённое зло, но сами его ни на кого не держат.

На будущее руководителем краеведческого кружка Ильинской школы Л.В. Иноземцевой задумана исследовательская работа о репрессированных людях нашего народа, правда, с немецкими фамилиями. В Ильинке их, согнанных из родных поволжских мест, оказалось, наверное, больше, чем на всём юге нашей области.

– Что замечательно, – восхищается Людмила Викторовна, – почти все они здесь прижились. Уехали только некоторые. Когда мы учились в школе, нам про репрессии не говорил никто. Как будто не было их в советской истории. И лишь в девяностых годах я с удивлением узнала, что многие из моих хороших знакомых – из семей репрессированных. Например, Брезгин Александр Дмитриевич, бывший бригадир с солидным трудовым стажем – его родители пострадали, Лео Вайнбендер, Егор Энгельман. Фёдор Фёдорович (а на самом деле Фридрих Фридрихович) Шмидт, семья Кайп. И многие, многие другие. Люди, имеющие ордена и медали, победители социалистических соревнований, ударники коммунистического труда. Люди, которых родное государство обидело, сломало им судьбу, отдали всю жизнь и силы во имя его процветания. Почему? А вот, послушайте. Лидия Андреевна Шальнева (Райхерт) – из семьи репрессированных. Когда их выслали в Благодатное, поначалу тамошние ребятишки их обзывали фашистами, обижали. Во двор нельзя было выйти. Чтобы сходить в лес за ягодами (так выживали летом), они ползком проползли через огороды – чтобы не заметили. Но! Выжили они всё-таки благодаря ближним – русским людям, которые помогли им с едой и жильём. С теплотой она вспоминает Благодатное и считает его своим родным селом.

Всё в жизни повторяется, считает Т.Н. Белова, школьный директор. И история повторяется. Поэтому знать её жизненно важно. Некогда Татьяна Николаевна проводила для своих учеников мероприятие, на котором за круглым столом собрала представителей разных семей: семьи, получившей во время войны «похоронку», семьи, в которой солдат пропал без вести, семьи, где остался в живых участник войны, и семьи репрессированных немцев. Встреча показала, что ребята знают историю войны и пережитое семейное горе им известно. Из рода в род переходит память. Но любовь к Родине, как показывает упрямая историческая правда, переходит тоже.

А любовь...
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт». (апостол Павел. Новый завет)

На фото: Людмила Худякова учится в 11-м классе Ильинской школы. Ровно год назад с работой, посвящённой судьбе Матвея Путилова, она участвовала в областном историческом конкурсе «Наследие Тюменской области. Взгляд молодых» и заняла первое место. Самым удивительным в этой истории девушке показалось то, что человек смог отдать жизнь за Родину, отнявшую у него самое дорогое. Кроме того, Люда считает, что нужно извлекать уроки из прошлого. Чтобы не повторить его в будущем

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА