Медиакарта
6:16 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бабушкина «забота»

Свекровь и невестка — много ли известно случаев, когда две женщины становились близкими друг другу, сумевшими поладить ради любимого обеими мужчины? Гораздо чаще мы слышим совсем противоположное — взаимные упреки, споры по поводу воспитания детей... Кто в такой ситуации должен найти компромисс? Должна ли смириться и прислушаться молодость? Или мудрее оказывается тот, кто старше? Этот рассказ о непримиримых. О трагедии, в которой не пришли на помощь Мудрость, Доброта и Понимание...

Чёрные человечки на чёрной дороге, тёмно-синее небо, машины, голубое небо с красным солнышком, люди в ярких одеждах... кипа рисунков внука в руках Нины Владимировны сложены в хронологическом порядке. По этим листочкам бумаги можно проследить, как привычный мир маленького человека перевернулся в один миг и как ребёнок вновь учился радоваться жизни.

12 апреля этого года в Голышманово произошло убийство, потрясшее весь район. Молодая женщина, мама пятилетнего малыша, была застрелена в квартире дома по ул. Комсомольской. Подозреваемых арестовали через несколько дней. Ими оказались члены семьи бывшего мужа убитой Елены Л., жители областного центра. Все это время шло следствие. Участники судебного процесса согласились рассказать каждый свою версию произошедшего.

Эта история началась почти семь лет назад. Обычная история молодых людей, которые решили создать семью. Родителей поставили перед фактом. Лена и Стас начали жить вместе у родителей молодого супруга. Маме Лены об этом сообщили позже. Свои отношения официально зарегистрировать решили, когда Лена узнала, что ждет ребенка.

– Я был на работе, позвонила Лена. Когда сказала, что беременна, я чуть телефон не выронил. Обрадовался, конечно, – Станислав рассказывает об этом с улыбкой. Это воспоминание ему приятно. – А потом родился Ярик. Такой маленький, весил всего два с половиной килограмма.

Тихий голос парня и скромная улыбка – ну никогда не заподозришь в нем семейного тирана.

– Как жили, какие отношения были? – спрашиваю.

– Да обычные, – пожимает плечами. – Ссорились иногда, особенно после того, как Лена ездила к своей маме. Приедет – вечно всем недовольна, то денег мало зарабатываю, то ещё что-нибудь. Мирились сами всегда, никто нас не мирил, родители особо не вмешивались.

Стас вспоминает, как на первую годовщину свадьбы подарил молодой супруге золотые серьги и кольцо. Лена радовалась, как ребенок.

– А какого числа у вас была свадьба? – не удержалась я от вопроса.

– 12 апреля 2007 года мы поженились, – опускает глаза Станислав и закусывает губу.

Шестая годовщина их свадьбы стала роковой... Пока мы беседуем, отец Стаса – Евгений Викторович – вытирает слезы под очками. Оказывается, он больше всех времени с внуком проводил – гулял, сидел с ним, когда родители были заняты.

– Мама невестки приезжала иногда в гости, – рассказывает свекор погибшей Лены. – Ярик знал, что есть такая баба Нина, но особо не скучал. Он с нами вырос, ему ни в чем отказа не было. Лена во многом подражала моей жене, Елене Александровне, одевалась и красилась даже, как она. Её маму, Нину Владимировну, видимо, это очень раздражало. Конечно, обидно, что у дочери со свекровью нормальные отношения, а с ней нет. Она же не воспитывала свою дочь, Лена у бабушки выросла.

Вот уже полгода Ярослав живет с бабой Ниной, мамой Лены. Поскольку семья Л. попала под подозрение, мальчика правоохранительные органы изъяли из семьи и опекуном определили вторую бабушку, единственного близкого родственника, который оказался вне подозрения.

Обе сватьи встретились в зале суда. Елена Александровна в этом деле фигурирует как заказчик убийства своей невестки. Первая часть ее рассказа о жизни с семьей сына вполне обычная:

– Иногда делала замечания по поводу уборки, грязной посуды или кормления ребенка, но особо с невесткой не ссорилась, у нас хорошие отношения были, Лена мне нравилась.

Однако постепенно картина и тон рассказа меняются. И выпивала сноха будучи беременной, и курила. Ребенку и мужу внимания мало уделяла.

На самом деле, отношения между двумя семьями не заладились с самого начала. Первая крупная ссора случилась прямо на свадьбе. Нина Владимировна рассказывает:

– Лена была на восьмом месяце беременности. Праздновали регистрацию в квартире, молодежи много, душно. Брат Стаса закурил. Лена сделала ему замечание, чтоб бросил сигарету. Стас сказал ей – извинись. А собственно, за что она должна была извиняться, ведь сказала правильно! Что тут началось! Елена Александровна уже была изрядно выпивши, в итоге нас выставили со свадьбы со всеми родственниками. Я Лене сразу сказала – семья неадекватная, уходи. Но она то уходила от них, то возвращалась обратно. А в последнее время и вовсе рассказывала мне, что Стас в пылу ссоры пытался ее душить.

Тем не менее молодые жили вместе... Бабушка и дедушка обожали маленького наследника Ярослава. Даже после всего случившегося Нина Владимировна говорит, что согласна – Ярославу было бы хорошо в той семье, ведь для него там дом, он вырос с ними. И она не была бы против, чтобы мальчик жил с отцом, бабушкой и дедушкой... если бы они не подозревались в убийстве ее дочери.

Когда Лена ушла от Стаса в последний раз, уехала в Голышманово. Случилось это около года назад. Со Стасом почти не виделись. С сыном он встречался, когда дедушка с бабушкой привозили мальчика в Тюмень погостить. В Голышманово Лена устроилась на работу, встретила молодого человека, с которым и начала строить новые отношения. Ярослав с Сергеем сразу поладили. До сих пор Сережа навещает мальчика, поздравил его в день рождения.

Так что же стало причиной трагедии? Оказывается, яблоком раздора стал Ярик. Бабушка и дедушка договорились с бывшей невесткой о том, что внук будет проводить у них выходные. Поначалу так и было. Но Лена работала и ей тоже хотелось иногда проводить выходные вместе с сыном. Договорились видеться один раз в две недели. Потом еще реже. Родственников это не устраивало. Они решили забрать ребенка. Лена была против....

Бабушка с дедушкой увезли в тот день Ярослава – была их очередь на свидание с внуком. Они точно знали, что мальчика в момент убийства в квартире не будет. У них самих – хорошее алиби. Ведь свой «приговор» снохе они решили исполнить руками близкого знакомого семьи.

Из показаний задержанного по подозрению в совершении убийства Дмитрия С.: «Я ждал недалеко от дома по улице Комсомольской, увидел, что к подъезду подъехала машина Л. Они вывели Ярослава и сели в машину, потом вышла Лена и уехала вместе с ними. Мне пришло смс-сообщение «Около двух часов она будет дома». Я подождал. Потом пришла Лена, я зашел в подъезд, поднялся на этаж, подошел к двери квартиры. Было слышно, как Лена разговаривала по телефону с кем-то. Я подождал, потом позвонил и отклонился, чтобы меня в глазок не было видно. Лена приоткрыла дверь, я выстрелил в нее, она упала». Следователь: «На доме нет таблички с номером. Как вы узнали, куда идти?» Ответ: «Мне тетя Лена нарисовала схему расположения дома и как к нему пройти от железнодорожного вокзала». Следователь спросил: «Тетя Лена – это кто?». «Елена Александровна Л.», – ответил подозреваемый в убийстве.

Первое судебное заседание закончилось быстро. Дело отправили на дополнительное расследование для переквалификации предъявленного обвинения.

В сентябре родным разрешили свидание. Почти полгода Елена Александровна не видела мужа и сыновей. Слезы лились градом по её лицу. Супруг показал фотографию маленькой внучки, дочери второго сына Евгения.

– Она и Ярик почти одно лицо, – умилялась бабушка...

Как ни старайся, не укладывается в голове: разве можно так любить внука, чтобы лишить его матери, самого родного человека. И как потом смотреть всю жизнь в глаза ребёнку, которого ты сделала сиротой? А маленький Ярослав после убийства мамы потихоньку выходит из тяжелого стресса. По совету психолога правду о гибели мамы от него не стали скрывать.

– Мы приехали с ним на кладбище, – рассказывает Нина Владимировна, – знаете, как это страшно смотреть – маленький мальчик ходит и поправляет цветы на могилке своей мамы... А мне и плакать-то нельзя, чтобы он не расстраивался еще больше.

Она и сейчас старается сдержать слезы. Невыплаканное горе – потеря дочери, внук рядом.

– Когда Ярик ночевал со мною первую ночь, я сделала вид, что сплю, а он потихоньку начал теребить мое ушко. Он так с мамой всегда спал... А потом начал делать из меня маму – сам волосы мне причесал, как было у Лены. Я и платья-то редко носила, а теперь только в них и хожу, потому что Лена носила платья....

Нина Владимировна показывает рисунки внука. Первые – в синих и черных тонах, последние – высокий дом, он с бабой Ниной, рядом цветут цветы и светит яркое солнце. Лучи падают прямо на мальчика:

– Солнышко – это мама на небе, нас с тобой греет, – так объяснил Ярослав бабушке свой рисунок...

Автор: Елена ЧЕРНОВА