Свобода совести и вероисповедания является одним из основных личных прав человека. Какие иметь убеждения, в том числе религиозные, гражданин решает сам. В светском государстве, которым является Россия, закон должен гарантировать личности свободу выбора религии.
Конституция Российской Федерации закрепила принцип светскости государства и равенства всех религиозных объединений перед законом. К сожалению, сегодня общество вновь втягивают в бесплодные споры о первенстве религий и верности убеждений. При этом, право человека на мировоззренческий выбор упорно выталкивают из сферы его личных прав в сферу политических отношений.
Но ведь только самой личности определять, во что верить, к какой конфессии примкнуть, либо же руководствоваться принципами атеизма. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить гражданину свободу совести и вероисповедания.
В продолжение развития конституционных принципов был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», одним из положений которого стало юридическое закрепление прав и условий деятельности религиозных объединений. Их равенство гарантируется, в частности, их правом использовать в своей деятельности здания, сооружения и земельные участки, предоставленные им органами государственной власти либо местного самоуправления на безвозмездной основе.
К сожалению, судя по жалобам в адрес Уполномоченного по правам человека, зачастую представители так называемых «нетрадиционных» религий (молокане, кришнаиты, старообрядцы и др.), сталкиваются на местах с трудностями в реализации положений этого закона. Верующим под различными предлогами власти отказывают в выделении земельных участков для строительства, в согласовании проектной документации либо предлагают земельные участки, которые по разным причинам заведомо непригодны для строительства молитвенного дома. Так и получается, что закон вроде бы формально соблюден, но его суть искажена.
Также из различных регионов поступают многочисленные жалобы верующих (чаще речь идет о последователях религиозной организации Свидетели Иеговы) в связи с воспрепятствованием со стороны правоохранительных органов проведению молитвенных встреч в помещениях, не являющихся их культовыми зданиями. По мнению сотрудников полиции, богослужение вне специально отведенных для этого местах является одним из видов публичного мероприятия, проведение которого требует обязательного уведомления.
При этом, нами неоднократно разъяснялось, что в силу «отделенности» религиозных объединений от государства, им не требуется никаких разрешений и согласований с органами власти для проведения религиозных церемоний в специально отведенных местах, либо в иных помещениях, предоставленных для этих целей его владельцами.
Случается, что и региональные законы в вопросах вероисповедания начинают противоречить принципам Конституции. В процессе мониторинга, проводимого нашими специалистами на протяжении нескольких лет, было выявлено, что в ряде региональных кодексов об административных правонарушениях содержались положения, предусматривающие административную ответственность за «приставание/назойливое приставание к гражданам с целью навязывания религиозных убеждений». До недавнего времени такие законы действовали в семнадцати субъектах Российской Федерации.
Пришлось обратиться к главам этих регионов с заключениями о несоответствии норм упомянутых законов Конституции Российской Федерации и нашему законодательству. В частности, были даны разъяснения, что понятие «приставание» имеет субъективный, оценочный характер и не позволяет провести различие между правонарушением и конституционным правом человека и гражданина на свободу вероисповедания, включая право распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В одиннадцати регионах противоречие устранили, в остальных шести работа еще идет.
В заключение хочется еще раз предостеречь представителей органов государственной и местной власти от совершения действий, которые нарушают право на свободу совести и свободу вероисповедания. Попытки противопоставить одни конфессии другим непозволительны, ибо приведут не только к расколу общества, но и подрыву самих основ конституционного строя России. Государственное регулирование религиозных убеждений граждан должно быть основано только на принципах свободы и равенства всех перед законом и уважении к свободному выбору каждого человека.