Медиакарта
8:00 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Духовными путями Черногории

Духовными путями       Черногории
17:13 | 05 ноября 2013
Источник: Призыв

Окончание. Нач. в № 84

День дождя

Понедельник начался сокрушительным ливнем. Всю ночь волны били о берег «Белло Порто». Заметно похолодало. Балканская непогода имеет свой непреклонный характер. Здесь ветра дуют с неистовой силой. Выражение «косые дожди» имеет в Черногории прямой смысл. В одном местечке нам показали обширный «пьяный парк», где высоченные деревья растут едва ли не горизонтально.

Промокшими до нитки отправляемся на обзорную экскурсию вдоль самого большого и единственного в Южной Европе залива – фьорда, славящегося своей необыкновенной красотой. Город Пераст. Здесь хранятся частицы ризы Богородицы и тернового венца Спасителя. На катере добираемся до острова «Богородица на рифе». Католические храмы, которых много в городе Котор, интересны сами по себе, но не более. В соборе Святого Трифона просят за посещение храма деньги. Платим, чтобы поклониться святым мощам святого, которого почитают и православные. Православные церкви и монастыри денег за посещение не берут. Богатый или бедный, здоровый или немощный, святой или грешник – всем открыты двери храма Господня. Есть средства – жертвуй, нет – просто помолись во славу Божию. Светлое чувство оставляет посещение церкви Святого Николая.

На побережье Котора огромные океанские лайнеры. Много туристов из страны восходящего солнца. Группы постоянно пересекаются, с взаимным интересом разглядывают друг друга.

Звон воронежских колоколов над Подгорицей

По дороге в Подгорицу проезжаем Святой Стефан – удивительное место в девяти километрах от Будвы. Небольшой островок, связанный с берегом узким песчаным перешейком. Когда-то это был обычный рыбацкий посёлок, а теперь – уникальный гостиничный комплекс класса «де-люкс». Гид не без гордости сообщает, что здесь в разное время отдыхали Андре Моруа, Софи Лорен, Сильвестр Сталлоне, Элизабет Тейлор, Клаудия Шиффер.

Впервые городок упоминается в 1442 году. Местные жители возвели на скале крепость для защиты от нападений пиратов. В городе сохранена средневековая архитектура. Узкие улочки, небольшие площади, церкви позволяют окунуться в атмосферу настоящего средневековья. Все здания снаружи выглядят так же, как и несколько веков назад, а изнутри представляют собой суперсовременные залы и апартаменты. На Святом Стефане замечательный пляж из мелкой гальки розового цвета.

В Подгорицу едем с ожиданием встречи с величественным храмом Христова Воскресения. Буквально через несколько дней, но, увы, после нашего отъезда, состоится его освящение. Строили храм в течение десяти лет, начиная с 1993 года. Здание выполнено в неовизантийском стиле. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II стал первым, кто заложил камень в фундамент собора.

Привлекает внимание нестандартное внешнее оформление собора: он выложен необработанными большими каменными глыбами. Впечатляют размеры храма – 34 метра в высоту. Изначально здание проектировали на большое количество людей, сегодня оно может вместить до 5000 верующих одновременно. Примечательно, что два из 14 колоколов для звонницы храма привезены из Воронежа. Один из них считается самым тяжёлым в Черногории при весе в одиннадцать тонн. Интерьер храма интересен настенными росписями по мотивам жития христианских святых и на библейскую тематику. Светлый, беломраморный, он оставляет впечатление восторга!

К Иоанну Крестителю

Престольная столица Черногории – Цетинье. Вообще, город мало похож на столицу. Возможно, потому, что стал главным городом Черногории сравнительно недавно. Экскурсовод шутит: «В Подгорице есть всё, кроме президента. В Цетинье – ничего, кроме президента». Но это ирония дня сегодняшнего. Город Цетинье, центр черногорского государства, построен в XV веке. В паломническую программу входит посещение дворца короля Николы, последнего короля династии Петровичей. Бывшая резиденция ныне является государственным музеем. Впечатляют ценнейшие экспонаты истории и быта черногорцев, бесценная коллекция первых книг, напечатанных кириллицей, подарки Романовых, облачения владык, драгоценные иконы. Мы даже сумели прочитать в толстенном фолианте под стеклом то место в древнейшем Евангелие, где Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа – старославянский изучали когда-то в институте. С трепетом прикасаемся умом и душой к подлинникам. Далее по программе осмотр Цетиньского монастыря. Душа замирает. Здесь хранятся две величайшие христианские святыни: десница Иоанна Крестителя и Часть Животворящего Древа Господня. Утром мы поднялись часов в шесть. Готовились к поездке. Читали акафист Иоанну Крестителю.

Немного истории о святынях. Как говорит древнейшее церковное предание, икона Божией Матери была создана Святым Евангелистом Лукой в первой половине первого столетия. Им же самим она потом была перенесена в некое пустынное место в Египте, где служила утешением назареям, то есть отшельникам, посвятившим себя служению Богу (назареями, кстати, были Иоанн Предтеча и Сам Господь Иисус Христос). Третья святыня – Филермская икона Богородицы.

Как удалось сохранить святыни «через века, через года», через войны? В конце XVIII-го века глава мальтийских рыцарей привозит в Россию три реликвии и дарит их русскому императору Павлу I. Ко времени Октябрьских событий святыни находились в церкви Зимнего дворца, которая, как и все дворцовые церкви, была разграблена, но «мальтийские» святыни удалось спасти. По благословению Святого Патриарха Тихона в январе 1919 года в двух футлярах святыни переправили из Москвы в Гатчину. Из Гатчины – в Эстонию. Когда святыни прибыли в Таллин, было решено их, как достояние Российского Императорского Дома, передать законным владельцам. В то время за границей пребывала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, супруга Александра III и мать царя-мученика Николая II. Ей удалось спастись, уехав из Гатчины в Крым, а оттуда через Лондон в Данию. Из Дании святыни переданы митрополиту Антонию в Сербию, по - братски принявшую множество русских изгнанников и оказавшую им самое радушное гостеприимство. Когда началась Вторая мировая война,святыни хранились в Острожском монастыре. Насколько связи между Черногорией и Россией были прочными, и какой крепкой дружба между двумя славянскими народами!

В Цетинье после всех посещений свободное время. Полчаса, не больше. Спешим на площадь, где идёт бойкая торговля сувенирами. Шум, гам, толпы туристов, разноязыкая речь. Что там все внимательно рассматривают? Перед туристами настоящий горн, а перед ним колоритный мужчина с мягкой волнистой бородой. Он куёт на заказ колокольчики и именные подковы. Седеющий, добродушный, в скромном фартуке, пританцовывающий и поющий «Буги-вуги». Охотно позирует на объектив.

У европейского вида женщины спрашиваю, зачем ей столько сувениров. Отвечает по-английски. Я понимаю два слова: сестра и Америка. Она неожиданно спрашивает:

– Раша?

– Ес, – отвечаю. Мило улыбаемся друг другу. Пытаюсь понять, кто мы для американцев. Любопытный факт. В сложных процессах на Балканах Черногории удаётся удерживать позицию нейтралитета. «Забота» НАТО меньше всего нужна жителям Черногории, и этот православный свободолюбивый народ отвергает её напрочь. В Черногории много славян: русских, белорусов, украинцев. Одна из наших гидов – очаровательная Леночка из Белоруссии. В университете изучала черногорский язык, прекрасно им владеет.

В четверг поездка на Скадарское озеро. Это самое большое озеро на Балканах. Один из крупнейших птичьих заповедников в Европе. Почти на каждом из озёрных островов построены монастыри, отсюда ещё одно название – «Зетский Афон».

Мы в субботу улетаем, а я ничего не купила детям. Едем на рынок в Будву. Осведомились у первого прохожего,типичного бывалого моряка, где рынок. Он переспрашивает:

– Базар?

– Да, наверное.

Он оставляет свой маршрут и целый квартал любезно провожает нас до рынка. Торговать черногорцам нравится. Они радушно предлагают свои национальные вкусности: мясо вяленое – пршут, козий сыр, оливки, мёд, масло, фрукты, вино, ракию – крепкий напиток, говорят, он сродни нашему самогону. Не знаю, не пробовала. Знаю только, что готовят ракию из всех фруктов и ягод, которые растут в Черногории. А ракия из малины даже получила какую-то престижную награду на европейской ярмарке.Кстати, за все дни в Черногории нам не встретился ни один подвыпивший гражданин, хотя вино и пиво подаются в кафе и ресторанах, устроенных прямо под открытым небом, с утра до вечера. Это во многом объясняет, как и чем живёт страна самых красивых гор и самого чистого лазурного моря.

На рынке охотно пробуем и покупаем всё, не торгуясь. А завтра… завтра долгожданная поездка в монастырь Острог.

Здесь вам не равнина, здесь климат иной

Душа просится в Острог с самого первого дня, а он значился в нашей программе пребывания в Черногории в последний день. К Василию Острожскому – «как щедро он любил, как умно он молился». Монастырский комплекс располагается на горе Острог, в отвесной скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Это самый крупный паломнический комплекс на Балканах: церковь Святого Креста – 1665 год – и головная монастырская церковь Введение Богородицы – 1774 год. Здесь находится киот с мощами Чудотворца Василия Острожского. Поднимаемся на километровую высоту по узкому «серпантину». Упираемся в пробку. По встречной полосе промчалась «скорая» – видимо, авария. Наш водитель с невероятным мастерством выруливает из пробки. Он принял решение ехать старой объездной дорогой. Мама дорогая! Да это просто козья тропа – не шире двух метров! Спокойствие! Только спокойствие! Экскурсовод даже шутит, вспоминает анекдот по поводу. Не сочтите за богохульство, но как-то батюшке и водителю вместе пришлось держать ответ на Божьем суде. И Бог рассудил, что место водителя – в раю. Урезонил священнослужителя: «Не часто твои прихожане молятся. А когда этот шофёр несётся, весь автобус всю дорогу молится».

Молимся и мы, чтобы встречная машина не попалась нам в пути – не разъехаться. Вниз жутко глянуть! «Серпантин» сверху, как узкая лента – 25 поворотов. Гора отвесной стеной, а дальше – море до горизонта. Уши закладывает, как в самолёте, кружится голова – «здесь вам не равнина, здесь климат иной»! Вадим готовит нас к встрече со святыней.

Святой Василий, рассказывает он, родился в Герцеговине 28 декабря 1610 года в семье верующих людей. Уже в детстве проявил проницательность и высокие умственные способности. Родители принимают решение отдать его в монастырь на одиннадцатом году жизни. Мальчик очень быстро стал развиваться, усваивать разные знания, очень скоро настоятель монастыря направляет его в более крупный монастырь под названием Тврдош. Монастырь Тврдош в XVI – XVII веках был местом, оказывавшим самое яростное сопротивление турецкому негативному воздействию на народ православный, и аналогичному католическому влиянию. В этом монастыре он стал монахом, а вскоре и дьяконом.

Несмотря на определённые церковные устои, Василий в качестве духовника и пастыря продолжал свою миссию в народе. Приводил в ярость турок и представителей Рима, что и вызвало их желание его уничтожить. Чтобы уйти от явных угроз, он уезжает на Святую гору, откуда направляется в Россию. От русского царя Михаила Романова получил большую поддержку, но весной следующего года возвращается обратно – скончался Митрополит Герцеговины Симеон, новым был назначен Василий.

Главным его оружием было слово Божье и молитва. Их сила такова, что приводила к чудесам и излечениям. Народ стал его почитать и считать святым. Это ещё больше обозлило его врагов, поэтому Василий решил вместе с группой монахов перебраться в пещеры горы Острог. В 1665 году Митрополит Василий не только благословил строительство храма, а и в прямом смысле принимал участие в его возведении. Был неустанным в подвигах молитвы, поста, физического труда и заботы о людях. Святой Василий Острожский упокоился тихо,как проведник 29 апреля (12 мая) 1671 года. Из скалы, возле которой скончался, выросла виноградная лоза, хотя там совершенно нет земли. (Мы потом поклонились святой лозе. Так и есть. Ей абсолютно не за что зацепиться корнями). В момент упокоения келья, в которой он находился, была «освещена яркими неземными лучами». Монахи тело Святого Василия Острожского похоронили, а народ колоннами стал приходить на поклонение великому человеку, которого уважали и при жизни.

Нам рассказали, что через семь лет после упокоения Святейший появился во сне настоятелю монастыря Святого Луки, приказав ему поехать в Острог и вскрыть его могилу. Настоятель, конечно, этому случаю не уделил особого внимания. Такая история повторилась три раза. В третий раз Святой Василий ему представился в полном облачении владыки с лампадой в руках. В ходе проведения церковного ритуала из лампады высыпался жар, который обжёг настоятелю лицо. Он разбудил братьев и рассказал о случившемся. Они все направляются в монастырь Острог, рассказывают местным монахам, что случилось и приносят решение объявить сплошной семидневный пост, молитвенные песнопения, служа литургию. На седьмой день вскрывают могилу и видят невероятное зрелище: тело Святого совсем не изменилось, стало нетленным. Монахи тело Святого перенесли в храм Введения Пресветлой Богоматери, в котором оно покоится до сих пор. Перед угрозой турецкого варварства, тело Святого три раза покидало место покоя.

По сей день в монастырь Острог приходят люди, чтобы поклониться мощам, помолиться, детей окрестить и просят прощения за свои грехи. Как правило, расстояние от нижнего к верхнему монастырю люди проходят пешком.

Экскурсоводы утверждают, что Острог – третье в мире по посещаемости место паломничества христиан после могилы Христа и Священной горы в Израиле.

Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит комплекс из келий и церкви Святой Троицы. В ней покоятся мощи святого новомученика Станко, пятнадцатилетнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал Святой Крест и не хотел его выпускать. На момент нашего посещения в церкви крестились юноши.

Верхняя часть встроена в скальную нишу и состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской церкви девы Марии (XVIII век). Введенская церковь – это очень маленький храм, три на три метра. Именно в Введенской церкви Святой Василий провел пятнадцать лет в молитвах. Она освящена особой благодатью. Такое чувство, что здесь пребывает Господь.

На скале – изображение-икона Василия Острожского. Согласно преданиям, немало чудес происходило в черногорском монастыре. Монахи охотно рассказывают о поразительных фактах из далёкого или недавнего прошлого, когда только чудо помогало спасти черногорскую реликвию. Поразительное стечение обстоятельств случилось в 1942 году, когда во время обстрела немцами Острога в монастырь попал снаряд, разбил двери церкви Честного Креста, раскололся на две части, но так и не взорвался. Он и сегодня лежит в одной из ризниц, как вещественное доказательство чуда Святого Василия.

В монастырь ведёт огромная живая очередь страждущих. Вереница людей движется бесконечной цепочкой, и нельзя даже остановиться. Поэтому всё нужно делать быстро. Достаём бумажки, пишем требы. Припадаем к святым мощам. Молимся об исцелении покаянных душ:

— Святитель Василий, помоги…

В обратном пути страха не ощущаем. Знаем, что наш черногорский шофёр водит машину, как бог.

Вера вечная, вера славная, наша вера православная

Как, не отчаиваясь,

Устоять во аде…

И что там, за пределами греха?

Мне Симеон, в своём небесном граде,

Неслышно отвечает сквозь века…

(Из написанного светлым человеком)

«Великая ночь. Не могу спать. Размышляю о своих обетах, которые дам утром… Оставляю мир. Бьёт колокол – поднимает монахов. Спускаемся в пещерную церковь. Собираются монахи. Приносят подрясник, рясу, камилавку, крест, чётки и свечу… Начинается богослужение… Духовник, после того как я совлёк с себя мирскую одежду, берёт меня под руку… и подводит к царским вратам. Наместник лавры архимандрит Ювеналий три раза меня спрашивает и роняет ножницы… После остригает мне волосы и даёт монашеское имя Симеон… Некоторые друзья даже плачут… А я по завершении святого чина был необычайно радостен» – так описывает свой постриг в Киево-Печёрской лавре преподобный Симеон Дайбабский, чьи мощи ныне почивают в основанном им Успенском монастыре Дайбабе, который находится в четырёх километрах от Подгорицы. Преподобный Симеон Дайбабский являет собой прекрасный пример дружбы русских и православных христиан, проживающих в Черногории.

В мужском монастыре светло и строго. Посещаем церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1897 году. Храм уникален. Снаружи он выглядит как обычная церковь, но у неё есть только фасад, пристроенный к скале, и две колокольни по бокам. Войдя же внутрь, человек оказывается в пещерах, со стен которых на него смотрят лики просто, но очень по-доброму написанных святых. Как с детских рисунков. Как с картин наивной живописи.

Как нам пояснили, это единственный пещерный храм в Черногории, и, конечно, при его устройстве преподобный старец Симеон не мог не вспоминать святых пещер Киево-Печерской обители, где он принимал постриг и которые, по его признанию, произвели на подвижника неизгладимое впечатление. Преподобный Симеон в этом уединённом месте предавался духовным подвигам до самой смерти. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так и праведник, сияющий добродетелями». Он сподобился от Господа дара прозорливости, видел, что скрывается в душах людей, приводил их к жизни по святому Христову Евангелию. Исцелял молитвой больных и избавлял от тяжких искушений. Он предсказывал большую войну, но почил раньше, чем предсказание исполнилось: преподобный Симеон Дайбабский тихо преставился 1 апреля 1941 года.

Всё увиденное потрясает. Монастыри, рассказал гид, были не только духовной опорой народа. Реально спасали и избавляли от османского ига. Известно, что турки назначили для православных страшный налог, который называли «налог на крови». В семьях черногорцев забирали мальчиков в войско янычар. Готовили убивать своих же сородичей и единоверцев. Мальчиков прятали от турок в монастырях, переодев в женские одежды. Оттого и название монастыря – Дайбабе. А ещё его называют подземным домом Царицы Небесной. Такая высота! Такая чистота пред нами!

В Черногории мы слышали в записи красивое духовное пение Дивны Любоевич, сербской исполнительницы православной музыки, в том числе на русском языке. Мощно одарённой, харизматичной, яркой и самобытной. Чудесное песнопение. Еду в экспрессе, иду ли на море, её голос со мной. «Богородице, Дево, радуйся…». Драгоценная жемчужина Адриатики, нам пора возвращаться! Хочу, чтобы душа моя, как берегиня, сохранила навсегда этот свет. Самолёт рейса Тиват – Москва готовится к взлёту. Моё представление о мире во многом изменилось от того, что мы увидели и услышали в стране 2000 святынь – православие обладает уникальной способностью концентрировать время и объединять людей. Это нечто огромное, личное для каждого и общее для всех.

Автор: Т. Усольцева