Медиакарта
11:32 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Вопросы хорошие, но несвоевременные»

11:01 | 06 ноября 2013
Источник:

Дмитрий Еремеев провёл заседание Думы нового состава

На очередном заседании Тюменской городской Думы было рассмотрено 32 вопроса.

С информацией об исполнении бюджета города за I полугодие выступила директор департамента финансов и налоговой политики Светлана Черепанова. Доклад был обстоятельным, в кратком пересказе он выглядит следующим образом. В течение первого полугодия объем доходов и расходов бюджета текущего года был уточнен в сторону увеличения. По доходам он составил 21 миллиард 445 миллионов 442 тысячи рублей; по расходам – 23 миллиарда 429 миллионов 99 тысяч рублей. Источником покрытия дефицита в размере 1 миллиард 900 миллионов рублей являются остатки средств на счете по состоянию на первое января текущего года.

За первое полугодие доходы в бюджет поступили в сумме 7 миллиардов 755 миллионов 221 тысяча рублей, или 36% к уточненному годовому плану (план – 21 445 442 тыс. руб.). Прогноз кассовых поступлений в бюджет города в первом полугодии, составлявший 7 миллиардов 435миллионов рублей, исполнен на 104 процента.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается положительная динамика исполнения бюджета как по доходам, так и по расходам в натуральных величинах. Объем доходов вырос на 883 миллиона рублей (почти на 13%). Расходы профинансированы на 1 миллиард 450 миллионов больше, чем в первом полугодии прошлого года (фактически на 20%).

Светлана Черепанова подробно рассказывала сначала о формировании доходной части бюджета, потом – расходной. Она напомнила, что доходы традиционно формируются за счет трех основных источников: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления из вышестоящего бюджета.

За первое полугодие собственные доходы городского бюджета (к ним относятся налоговые и неналоговые доходы) составили 3 миллиарда 514 миллионов рублей (48% от уточненного годового плана). Другими словами, запланированные доходы получили практически полностью; «доля этих доходов в общем объеме бюджета первого полугодия составила почти 50 процентов». Остальное приходит из вышестоящего бюджета.

Традиционно основную долю городских налоговых доходов составляет налог на доходы физических лиц. Данный налог поступает в бюджет Тюмени по нормативу 29%, из них 9% – дополнительный норматив, установленный законом Тюменской области об областном бюджете.

Налог на доходы физических лиц зачислен в городской бюджет в сумме 2 миллиарда 260 миллионов 756 тысяч рублей, что составляет 46% к годовому плану (4 873 500 тыс. руб.). То есть жители города работают и зарабатывают почти так, как планировалось. Кризисные процессы в стране Тюмени, судя по цифрам, пока не коснулись.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности составил 372 595 тыс. руб., или 47 процентов к годовому назначению. Стало быть, малый бизнес чувствует себя неплохо.

Таким образом, итожила доходную часть докладчица, «можно сделать вывод о плановом исполнении доходной части бюджета города».

Расходы профинансированы в сумме 8 миллиардов 544 миллиона рублей, что также составляет 36 процентов от уточненного годового плана. Прогноз кассовых выплат, составлявший 8 миллиардов 831 миллион рублей, выполнен на 97 процентов. Другими словами, выплатили почти все, что планировали.

Председатель Счетной палаты Владимир Казанцев отметил, что «расходная часть бюджета выполнялась аналогично прошлому году». «Процент исполнения бюджета по доходной части несколько ниже – на 2,9%». По мнению главы Счетной палаты, надо обратить особое внимание на расходную часть бюджета, особенно в разделе капитальных расходов.

Председатель комиссии постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Олег Чемезов пояснил, что обсуждаемый вопрос подробно разбирался на заседании комиссии: «Вопросы депутаты задавали, на все вопросы были получены ответы».

На сей раз вопросов не оказалось.

Отчет об исполнении бюджета города Тюмени за I полугодие утвержден 30 голосами, 4 депутата воздержались.

Следующим обсуждалось внесение изменений в закон о бюджете города на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (проще говоря, поправки в бюджет). Процедура штатная, проходит из года в год.

В частности, в этот раз в расходной части бюджета, в рамках известного депутатам поручения губернатора, предусмотрены субсидии жилищным кооперативам и «иным юридическим лицам» (дополнительная категория), которые занимаются достройкой жилых домов обманутых дольщиков – на инженерные сети и благоустройство прилегающих к домам территорий. Дома, как известно, не могут быть запущены без благоустройства, тем более без инженерных сетей – а это расходы зачастую немалые. Отныне они компенсируются всем, кто будет осуществлять такие работы. Вторая поправка предусматривала затраты на присоединение к сетям (тоже, кстати, немалые). Субсидии выделит областной бюджет, и, соответственно, они должны быть зафиксированы в городском бюджете.

Таков юридический механизм. Другое дело, почему сразу нельзя было сделать перечень открытым, предусмотрев в нормативном документе «иных юридических лиц», не говоря уже о том, что заранее заложить затраты на присоединение достраиваемых домов к инженерным сетям – вопрос остался открытым, на него докладчица не ответила (не ее компетенция).

Третья поправка касалась возмещения расходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья и жилищным кооперативам и иным потребительским специализированным кооперативам по благоустройству дворовых территорий, расположенных «на земельных участках, входящих в общее имущество многоквартирного дома и прилегающих территорий, при наличии договора на благоустройство прилегающих территорий».

– Таким образом, предоставляются субсидии на выполнение непосредственно работ. Между тем выполнение работ по благоустройству территорий предполагают расходы на разработку проектно-сметной документации. Данные расходы также осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города на субсидирование и благоустройство дворовых территорий. Для того чтобы эти расходы осуществлялись в правовом поле, предлагается установить расходные обязательства на разработку проектно-сметной документации на благоустройство дворовых территорий. Дополнительных средств на выполнение данного расходного обязательства не требуется. Они будут финансироваться в рамках средств, предусмотренных в бюджете города на данные виды расходов, – разъяснила Черепанова.

Четвертая поправка из хозяйственной сферы предусматривала инвестиции в основной капитал ПАТП-1 и ПАТП-2 в сумме 369 миллионов рублей – «отнесение их к программным расходам бюджета». Раньше подобные расходы осуществлялись на основании решений городской Думы, не программно.

Председатель Счетной палаты Владимир Казанцев обратил внимание присутствующих на то, что «дополнительные расходные обязательства на благоустройство дворовых территорий пока не предусмотрены»:

– Потребность на все эти мероприятия составляют 12,7 миллиона рублей. Источник будет уточняться, – пояснил Казанцев. – А в целом предоставленный проект решения (Думы) соответствует бюджетному законодательству.

– Вопросы, – обратившись к депутатам, сказал председатель.

– Данный вопрос был рассмотрен на комиссии, принято решение рекомендовать его к рассмотрению на очередном заседании Тюменской городской Думы, с учетом таблицы поправок. Депутаты задавали вопросы протокольно, администрация на все вопросы ответила. Единственная просьба, предоставлять материалы на комиссию на день-два раньше: только утром принесли (комиссия заседала с 14.00). Я с депутатами переговорил, они успели ознакомиться. А так вопросов больше нет, – сказал председатель комиссии Олег Чемезов.

Алексей Чирков напомнил, что на комиссии он протокольно предлагал администрации раскрыть экономическую эффективность инвестиций в ПАТП-1 и ПАТП-2.

– Дело в том, что я запросил в этих ПАТП бухгалтерские балансы. Это открытая информация, в Интернете посмотрел, – уточнил Чирков. – Данные предприятия показывают убытки – от 18 до 30 миллионов рублей. И я хотел бы поинтересоваться: инвестиции здесь были в основном в капитальные вложения, есть ли смысл в таких инвестициях коммерческим предприятиям, хоть и со стопроцентной долей администрации? Мы сейчас вложили огромные деньги, около 400 миллионов. Увидим ли мы у этих предприятий прибыль? Вы можете сказать об эффективности вложений? – спросил у Черепановой Чирков. – Вопрос, видимо, не столько к вам, но раз вы отвечаете за финансы, ответьте.

Светлана Черепанова пояснила, что вопрос об эффективности обсуждается при принятии таких решений:

– В данном случае исходили из того, что в этих акционерных обществах действительно сто процентов акций принадлежит муниципалитету города Тюмени. И эти организации созданы для исполнения функций муниципального образования. На сегодняшний день такие акционерные общества, скорей всего, априори убыточные, потому что мы регулируем тариф. Этот тариф намного больше тех 16 рублей за проезд, которые сегодня платит население. Конечно, вопросы оптимизации поднимались, и неоднократно. Но у предприятий нет солидных средств на ремонт большой базы, которая у него на сегодняшний день имеется. Что в дальнейшем? По анализу могу привести: создание такой базы дает возможность предприятию закупить более 300 автобусов, которые будут помещены в отремонтированные помещения, и в дальнейшем их эксплуатация должна, по нашим намерениям, высоко поднять уровень оказания услуг населению в этой сфере деятельности. Так что расчеты проверялись, эффективность рассчитывалась. Целесообразность вложений была одобрена предыдущим составом Тюменской городской Думы. Возвратность средств не предусматривается. Это вложения в наши активы.

Выполнение функций муниципальных образований может быть организовано в разных формах – в виде акционерных обществ, создании казенного, автономного бюджетного учреждения или муниципального унитарного предприятия. В данном случае – акционерное общество, – пояснила Черепанова.

– Хорошо, прошел год, вложили деньги – прибыль как была 60 тысяч, так и осталась, – сказал Чирков.

– Предложение депутатам: можно повысить тариф для населения, тогда прибыль будет больше, – ответила Черепанова.

Динара Абукина интересовал принцип отбора дворовых территорий для выполнения работ по их благоустройству.

– Я об этом говорил еще на заседании комиссии: почему-то отбор происходит пропорционально по управам. То есть всем управам одинаково. К примеру, если взять восточную управу, то там дворы в основном новые. А в ленинской управе (центр города) дома в основном старые, очень много изношенных дворов.

Динар Абукин предложил продумать механизм отбора дворов и, соответственно, распределения финансовых средств. И делать это «с учетом мнения каждого избирательного округа».

Мурата Тулебаева интересовал лизинг, схема платежей. Светлана Черепанова отвечала, что лизинг рассчитан на пять лет. Частично средства на его оплату поступают из бюджета области, из бюджета города компенсируется разница в тарифах, повторила Черепанова.

– Это выпадающие доходы предприятия за счет разницы между фактической стоимостью перевозки и тарифом. Существует обоснованный перечень нормативов – на износ шин, ГСМ и т.д. То есть предприятия заинтересованы экономить, рационализировать свою работу, – пояснила Черепанова.

– Коллеги, я бы все-таки еще раз вас просил соблюдать регламент, уважительно к нему относиться, – обратился к депутатам Дмитрий Еремеев. – Вы задаете хорошие, правильные вопросы, но они выходят за рамки повестки.

Депутат Владимир Михайлов, выступая в защиту Светланы Черепановой, был лаконичен:

– Сегодня мы не готовы отказаться от услуг ПАТП, поскольку они выполняют социальную функцию. Коммерческий транспорт находит любые причины не выходить на невыгодные маршруты.

Депутат Николай Романов, ранее много лет занимавшийся городским хозяйством, пояснил:

– Экономически обоснованный тариф на 2013 год – 23 рубля, мы ездим за 16 рублей. Как только решим, что пора переводить ПАТП на экономически обоснованный тариф, тогда и не будет тех вопросов, которые сегодня обсуждаем.

Повышать тариф депутаты, понятно, не хотели. Экономика уперлась в политику.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ