В 90-е годы я вышел на летную пенсию. Вместе с женой Валентиной и маленьким сынишкой Ваней перебрались в родную деревеньку - Одышку. Во всем мире населенного пункта с таким названием больше не существует!
Построил дом рядом с родительским, занялся фермерским хозяйством, появилась долгожданная дочь Мария.
Свою фермерскую эпопею начал с пятидесяти гектаров пахотной земли. Основной труд пришлось взять на себя: был за агронома, зоотехника, водителя, кузнеца, сварщика, слесаря, строителя…
С раннего утра и до позднего вечера занимался хозяйством, а когда наступала весна – с большим удовольствием погружался в полевые работы. А дома ждали жена и дети…
-Ваня, Маша, бегите сюда – вам зайка гостинцы выслал!
Достаю из полевой сумки оставшиеся от обеда пряники и конфеты и торжественно водружаю их на стол. Ваня с ухмылкой берет горсть конфет и удаляется. Маша, искренне поверив в такое чудо, забирается на табурет, шурша конфетной оберткой и покачивая ножками в шерстяных носочках, начинает приставать ко мне с вопросами:
-Папа, а какой зайчик?
-Зайчик? Беленький, с большими ушами.
-А у зайки есть зайчата?
-Маша, конечно, есть. У всех мам и пап есть свои детки.
-А почему он нам гостинцы высылает?
-Доченька, все должны друг с другом чем-то делиться. Мы - им, а они – нам.
-А откуда зайка знает о нас?
-Мы, Маша, постоянно с ним встречаемся в поле. Он многое знает о тебе и Ване. Ему очень не нравится, что вы балуетесь и не слушаетесь родителей!
-Папочка, я больше не буду бить Ваньку! И буду слушаться! Ты мне веришь?!
-Верю, Маша, верю!..
В начале зимы приехал мой младший брат. Мы отправились на охоту. Добыли зайца, а я, не подумав, занес его домой и положил у входной двери.
Этот день, и даже не день, а мгновение – навсегда перевернуло во мне понимание нашего бытия! Не успел опомниться, как у моих ног очутилась Марийка. Она вцепилась своими ручонками в мою ладонь и стала судорожно ее дергать:
-Папа! Папа! Это он, это наш зайка?! За что?!
Вопрос, как гром. Детские глаза были полны слез. Сердце мое сжалось. Наклонился и прижал к груди ее заплаканное лицо. Бережно, насколько это возможно, глажу мягкие волосы своей мозолистой ладонью. Дурачок! Собственными руками разрушил самим же созданную сказку о доброте и дружбе!
-Маша, я больше никогда не пойду на охоту! Ты мне веришь?!
-Верю, папа, верю, - шептала дочь, крепко обнимая мою шею детскими ладонями…
На снимке: дочь Мария.
Фото
из семейного архива.