Скоро из района один за другим начнут отправляться юноши, призванные на военную службу. Пока они доберутся до части, им предстоит пройти ещё много процедур. Впереди у них ещё различные комиссии, сборные пункты и... неизвестность. А что говорят об этом сейчас те, у кого армейские будни уже позади? Сегодняшняя моя беседа с Эльханом Шавхатовичем Набиевым, недавно вернувшимся из рядов вооружённых сил.
– Девять классов Новопетровской средней школы я окончил в 2008-м году и поступил в Тюменский политехнический колледж. Когда сдавал госэкзамены после четырёхлетнего обучения, получил повестку. И после этого все события стали происходить очень быстро. Думал, что свой новенький диплом так и не успею увидеть до службы. Но дядя, живущий в Тюмени, всё же получил его по доверенности и вручил мне его прямо перед гостями на вечере проводов. Параллельно с учёбой в колледже во время практики, которая проходила на родине, в вечернее время успел ещё выучиться на водителя категорий «В» «С» в Аромашевском филиале Голышмановского агропедколледжа. Так что на службу пошёл уже не с пустыми руками и с желанием, – немного смущаясь, рассказывает Эльхан.
Из Тюмени будущего солдата перевезли на распределительный пункт города Екатеринбурга. Там на крепко сложенного и серьёзного юношу, уже имеющего специальное образование, обратили внимание «покупатели» из Киргизии с российской военной авиабазы Кант. Из тридцати человек, прибывших из Тюмени, предложение провести год на закрытой базе приняли шестеро, но специальную комиссию прошли только четверо, среди них и Эльхан, подписав себе тем самым «приговор» на службу без увольнительных.
Уже в части ВВС, чтобы попасть в роту охраны, ему пришлось ещё раз проходить испытание у психолога и различные тесты, получение доступа в караул и – снова через психолога.
Служба запомнилась в основном караулами. Ощущалась нехватка военнослужащих-срочников, и в наряды очень часто приходилось заступать через сутки. А объектов, подлежащих охране на военной базе, да ещё в чужой стране, хватает. Это и сама территория, и самолёты, и склады с горюче-смазочными материалами, и всё остальное. Находясь на посту, часто вспоминал гражданскую жизнь, родное село, школу, студенческие годы. Беззаботным и счастливым казалось это время.
Абсолютное большинство сослуживцев были спортсменами-разрядниками. И хотя из-за нехватки времени Эльхан до призыва спорту внимания уделял немного, но, крепко сложенный от природы, он быстро влился в их среду. Почти всё свободное время проводили в просторном спортзале, расположенном неподалёку от казармы.
– Вечерами играли в футбол, волейбол, занимались на спортивных снарядах или просто бегали. Здесь же проходили занятия по специальной физподготовке. Наша рота охраны была дружной, и такого понятия, как дедовщина, в обращении не существовало.
Когда твой день расписан по минутам, то он проходит быстро, но в начале службы, если подумаешь о том, что их впереди ещё более трёхсот, как-то тоскливо становилось. Домой приходилось звонить за свой счёт, так как выданные в военкомате SIM-карты за границей не действуют. Но ничего, все приспосабливались, и проблем с этим не испытывали. На питание тоже не обижались, в столовой работали гражданские повара, и еда всегда была вкусной, – рассказывает бывший солдат.
Демобилизовавшись, Эльхан решил не откладывать с повышением образования, и поступил в Тюменский нефтегазовый университет на заочное отделение по уже полученной профессии – техника по сооружению и эксплуатации газо-, нефтепроводов и газо-, нефтехранилищ. В свободное время он часто посещает спортивный зал своей родной школы. Ещё раскрою секрет для местных красавиц: на момент нашей беседы горячее сердце Эльхана было свободным, так что не теряйтесь!
Фото: автор