На все вопросы о Великой Отечественной войне Михаил Павлович отвечает: «Не дай Бог вам всем пережить такое…». И тут с ним не поспоришь. Действительно, сейчас трудно представить, что испытали тогда
совсем еще юные ребята...
Михаил Павлович Масляков родился 23 ноября 1926 года в селе Калмакское. Семья состояла из пяти человек. Отец - Павел Павлович - трудился плотником в колхозе, мать - Зоя Ефимовна - работала там же разнорабочей. В семье Миша был старшим и помогал маме приглядывать за маленькими братьями - Колей и Сашей. Детство было хоть и трудным, но счастливым. Будучи мальчишкой, он, так же, как и многие деревенские ребята, играл в прятки, салки, «войнушку», но никак не ожидал, что вместо деревянного оружия, будет держать в руках настоящее – боевое…
Окончив восемь классов Калмакской школы, Михаил прошел обучение в Орловской МТС на тракториста, где и остался работать по специальности.
В 1943 году пятнадцатилетний мальчишка был призван в армию. Оказался в городе Чебаркуль, проходил подготовку в снайперской школе в течение шести месяцев. После учебы был направлен в Гороховетский лагерь, где формировалась дивизия. Он попал на Белорусский фронт в качестве стрелка 176-го стрелкового полка 336-ой дивизии. Этот год оставил в памяти молодого солдата много воспоминаний - тягостных, страшных… Такое не забывается. «Мы не знали страха. Нас хорошо научили, поэтому все были уверены в себе. Также была цель – во что бы то ни стало защитить Родину от врага, и мы к ней шли смело», - рассказывает Михаил Павлович.
В первом бою участвовало около 1000 человек… Осталось только шестьдесят… После такого ужасающего боевого крещения часть солдат направили в танковый десант.
-Второй бой мне тоже никогда не забыть, – делится воспоминаниями мой собеседник. - Как-то ехали на боевых машинах, разведывали - где немцы прячутся. На землю уже опустились сумерки, казалось, даже звезд на небе видно не было. Наш танк шел предпоследним. Тогда не помню - зачем мы приостановились, но видимо, это было не просто так… Среди деревьев я увидел огонек… Я обратился к командиру полка Семенову - мол, смотри, немцы трапезничают, как муравьи вокруг костра. Решили посмотреть - так ли это. И допустили ошибку… Командир полка запустил ракетницу, чтобы осветить то место и лучше посмотреть, но тут фашисты открыли по нам шквальный огонь, и меня ранило в левое легкое. В тот момент испытал невыносимую боль. В глазах потемнело, я уже ничего не видел, только слышал крики на немецком языке и нескончаемые автоматные очереди. Больше не помнил ничего… Так меня и нашли в бессознательном состоянии… Повезло… Наверное, немцы думали, что я умер и не стали добивать…В госпитале провел полгода, там и встретил день Победы.
На вопрос - писал ли письма домой? - Михаил ответил: «Нет, не писал, хотя и хотел узнать - как там мама и братья… Я вообще думал, что не выживу, ранение было тяжелым, много крови потерял. Со мной в госпитале лежал один солдат. Как-то он спросил - почему я не шлю домой весточку, что жив – здоров? Я ему объяснил… И он тут же разузнал адрес и написал маме… Потом оказалось, что меня считали без вести пропавшим.
В июне 1945 года, ввиду тяжелого ранения, Михаил Павлович был комиссован «вчистую», получил инвалидность и отправился домой.
-Много деревенских погибло… - продолжил рассказ мой собеседник. - С фронта вернулось только 34 человека. Не было семьи, которой бы война не коснулась. Ведь и в тылу было не сладко - мы постоянно не доедали, о хлебе только мечтали, хорошо хоть спасали молоко и картошка, а супы и лепешки делали из травы. На фронте все же был хлеб и табак, солдаты получали посылки с варежками, носками шерстяными, портянками.
В послевоенные годы для народа стояла одна большая, важная задача - восстановить хозяйство, построить мирную жизнь. Все работали до седьмого пота, не смотрели на часы. Трудиться трактористом у Михаила не позволяло здоровье, но оставаться в стороне, когда вся страна возрождалась из разрухи, он не хотел. Сначала возил почту для селян из Калмака в Орлово и обратно на гужевом транспорте. Затем, в 1950 году, имея за плечами восьмилетнее образование, работал учетчиком в тракторной бригаде. В 1953 году по направлению колхоза поехал учиться в Ялуторовск, а затем трудился в бухгалтерии. В 1978 году стал главным бухгалтером. И так - до самой пенсии…
Сейчас Михаил Павлович переживает за здоровье, которое постоянно подводит, нет уже былой активности, не может так, как прежде, быть подвижным и успевать за день переделывать бессчетное число дел. За его плечами - большая, насыщенная событиями жизнь, боевые и трудовые награды, почет и уважение людей…