Медиакарта
10:45 | 12 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

Размах «Мостостроя-12»

Размах «Мостостроя-12»
11:16 | 20 ноября 2013

Об этом объекте в областном центре мы уже писали, когда он только-только начал строиться. Речь идет о транспортной развязке по улице Монтажников. Все хорошее быстро забывается, поэтому напомним. Развязка позволит перераспределить транспортные потоки, нормализовать движение, расширить и улучшить автомобильную связь между Восточным и Ленинским административными округами областного центра. Объект длиной путепровода 743,5 метра, суммарной длиной эстакад 904 метра, суммарной протяженностью пандусных съездов 342,6 метра в общей сложности «употребит» 40 тысяч кубометров монолитного бетона и 15650 тонн металлоконструкций.

C начальником участка №1 ООО «Мостострой-12» Юрием Евдокимовым я познакомился тогда, когда через дорогу от штаба стройки бурили скважины на глубину 30 метров и опускали метровые обсадные трубы, которые тут же заполняли бетонной смесью. Здесь действует вахтовый метод: через каждые 45 дней уезжают одни, приезжают другие. Очередной смене предстоит плотная работа с 25 ноября по 10 декабря.

– Что сделано предыдущей вахтой? – переспрашивает Юрий Геннадьевич. – Мы ещё в прошлый раз начинали монтаж пролетного строения между девятой и десятой опорами, а товарищи завершили. Наша вахта на сей раз началась с монтажа козлового крана, поставили его на рельсы. Тут особых проблем не возникло, использовали два собственных автокрана Liebher грузоподъемностью 120 и 160 тонн. А козловой кран необходим для надвижки пролетных строений над Транссибирской магистралью со стороны улицы 50 лет ВЛКСМ.

Чего уж там, кипит работа. Уже есть вчерне подземный пешеходный переход №1 под будущим съездом между улицами Широтной и Олимпийской. В настоящее время идет внутренняя отделка. Стоит вопрос о внешнем виде. В протоколе предпоследнего рабочего совещания это записано так: «Принять цветовую гамму на витражи ППП№1». В проекте ещё два подземных перехода: под улицей 30 лет Победы и по Монтажников в сторону Широтной.

Всё лето способствовало монтажникам, да и погода осени была благоприятной. Вот на календаре суббота, пятнадцатое число ноября. Наконец запахло зимой: повалили осадки в виде снега. Но ничто не остановит мостостроителей: если уж вахта, то без выходных и праздников. О таком явлении, как сезонность, мостостроители понятия не имеют.

Вчера на ночь перекрывали улицу 30 лет Победы – и, вижу, над улицей пролегла металлическая конструкция. Надо добавить ещё четыре балки. Завод «Тюменьстальмост» их уже изготовил. Побывал на фронте работ на следующий день: за ночь смонтировали ещё две балки. Пока что пролетные строения укладываются на временные опоры, на постоянные лягут после окончательной сборки многоуровневой транспортной развязки.

Разговариваем с начальником участка №18 Романом Петровичем Никифоровым, у него расширенные полномочия, поэтому трудящиеся величают его начальником стройки.

– С начала года мы набрали хорошие темпы, – говорит «шеф», – но вот возникла проблема…

Да, вот мощно возвышаются опоры 7, 9, 10. На месте опоры восьмой зияет пустота. Потому что надо смонтировать ещё шесть свай, но бурить невозможно: на восьмую аккурат выходят ворота гаражного кооператива «Динамо». Громоздким агрегатам не развернуться никак. О потенциальной напряженке знали, конечно же, уже при проектировании объекта. Пока что столковались с хозяевами 58 из 130 имеющихся гаражей. Понимаю, каждый из владельцев желает наварить на сносе. И тут из мрачной глубины моего подсознания выныривает сюжет.

Тогда московская компания «Мост» строила транспортную развязку над Транссибирский магистралью – ну, на месте «горбатого». Надо убрать 80 домов: 79 снесли, один остался. Наверное, хозяева выдвинули условия, неподъемные даже для областного бюджета. Махнули рукой, хибара осталась. Год проходит, второй, третий… А тут давеча проезжаю мимо: сгорел дом. Поди-ка дряхлая электропроводка замкнула…

– Проложили новый участок городской канализации, – продолжает Роман Петрович, – но подключить не можем, камера, где стыкуются трубы, как раз под гаражным кооперативом.

Нисколько не сомневаюсь, заказчик – Управление автомобильных дорог Тюменской области – всеми фибрами души стремится убрать палки из колес.

Непросто будет поставить опору №18. Над ней проходит линия высоковольтной передачи ВЭЛ-110. И, что весьма весело, тока от городских сетей на фронте работ нет. Агрегаты питаются от собственного дизеля Д-160. Штаб стройки то и дело погружается в беспросветную темень, потому что электростанция требует периодической профилактики. Лишь ноутбуки голубеют, так как на аккумуляторах.

– До Тюмени мы строили транспортную развязку в Казани, – вспоминают «мостовики», – с электричеством маялись точно так же. Но подкатил президент Татарстана Рустам Минниханов на своем крохотном «Хитачи», сам за рулем, стукнул кулаком по столу – уже завтра энергию подавали от городской линии. Ведь к универсиаде готовились.

Не очень верю сказанному, скорее всего, легенда. Большое «электрическое» начальство располагается не в Тюмени, даже не в Тюменской области, даже не в РФ. В фирме «Тюменьэнерго» можно легко, без всяких проблем рассчитаться за использованные киловатты – заплатить. Технический вопрос, полагаю, не решить.

Железная дорога не дает «окна» для демонтажа двух оставшихся пролетов старого надземного пешеходного перехода через Транссибирскую магистраль, новый переход, укрытый от ветра и осадков, уже в строю.

Автор мог бы продолжить список «тормозных» моментов. Но охота поговорить о чем-нибудь приятном. Мостостроители возводят объекты в разных городах России и СНГ. Все дружно отметили, что Тюмень развивается более динамично.

– По последнему генплану, – подливаю масла, – будет город-миллионник

– О! – восклицает начальник стройки. – Так ведь и до метро дело дойдет. Вот уж не позавидую будущим строителям подземки. Тут такие грунты, сплошные болота.

Да, бурили скважины под сваи, но до твердого грунта в недрах не дошли. И все буронабивные сваи на Монтажников диаметром в один метр называются висячими. Есть такой термин, то есть допускаемо. Зато их 630 штук, общая протяженность 15 километров. Транспортная развязка практически занимает всю улицу, предполагается шестирядное движение: три – туда, три – обратно. Схема «клеверного листа»?

– Не полный «лист», – отвечает Роман Петрович. – Развязка в два «этажа» – и уже называем многоуровневой. Будущее, конечно, за эстакадами. Недавно побывал в Шанхае. Развязка – семь уровней. В мире практикуют и больше.

Вообще-то по генплану эстакадное строительство намечено и в областной столице. Контрактный срок ввода объекта по Монтажников – конец 2015 года. Что потом?

– В Тюмени работы хватает. Скоро должны приступить к реконструкции моста через Туру в створе улицы Челюскинцев… Да и эта развязка останется бессмысленной, если капитально не переделать развязку по улице Республики в том месте, где в неё вливается улица 50 лет ВЛКСМ. Вот смотрите фото.

Смотрю. Мостовой переход в две полосы, одна из них перекрыта снизу железобетонным блоком, сверху – шлагбаумным брусом. Помнится, тут несколько лет назад произошло ДТП – и негабаритное транспортное средство пропороло два пролета. В ближайшем будущем в Тюмени предстоит возвести парочку новых мостов над Турой, плюс эстакады.

– Так вы и вовсе станете тюменцем, – говорю Роману Петровичу, памятуя о том, что его семья проживает в Кемерово.

– Вполне возможно, – улыбается начальник стройки.

…Вот ещё одна уже довольно давняя знакомая: инженер-лаборант Елена Скоробогатова. В настоящий момент в буквальном смысле слова «химичит» в своих вагонах-владениях, уставленных приборами – это в одном отсеке, в другом – стол, стул и кровать. Полевые условия – вечный быт мостостроителя.

– В настоящий момент подбираю пескоцементный состав, работа творческая, – смеется Лена, покачивая в руках ванночку. – Материал нужен для надежной засыпки траншеи. Видите ли, в аэропорту Рощино перекладывали кабель…

Да, ООО «Мостострой-12» ведет реконструкцию воздушных ворот областной столицы. В настоящее время их пропускная способность 250 человек в час, а после реконструкции она увеличится до шестисот. Вчетверо вырастет площадь здания. Губернатор В. Якушев поставил перед коллективом задачу – к 2015 году создать в Рощино крупный транспортно-логистический центр европейского уровня.

Инженер-химик Елена Скоробогатова получает второе высшее образование в Тюменском архитектурно-строительном университете, уже в декабре получит диплом по специальности «строительство автомобильных дорог и аэродромов». Опыт имеется. Елена совсем недавно любовалась просторами тундры Ямала.

– Мы, «Мостострой-12», работаем в Новом Порту, – раскрывает ситуацию, – там строим межпромысловые дороги, отсыпаем кусты скважин, обустраиваем отдельные скважины. За нами же нефтеналивные сооружения – там всё вдоль берега Обской губы.

– Грунт для отсыпки привозной?

– В том-то и дело, что местный, вечномерзлый. Качество дороги определяется степенью уплотнения. Но дорожная отрасль отстает от жизни, пока наукой не разработана методика для определения коэффициента уплотнения. Ориентируемся на стандарт 1985 года издания. Может ли лаборант, будучи один на 10 километров магистрали, обеспечить качество?

Ну, коль скоро таким вопросом задаются, то решение найдется, безвыходных ситуаций не бывает.

Я, автор, этим летом побывал на защите кандидатской диссертации. Дело было в госуниверситете. Присутствовало 19 членов ученого совета. Многие ругали соискателя, дескать, имеются заимствования, так как доктор наук, ныне проживающий в США, давненько занимался этой темой. Главное – разработку невозможно применить на практике. Я-то подумал об актуальности работы. Она посвящена проблемам замерзания грунтов. Елки зеленые, грядет глобальное потепление. Дороги, мосты, много чего другого стоит на вечной мерзлоте. Две трети территории Российской Федерации раскинулось в зоне вечной мерзлоты! Неужели всё поплывет? Думал, забросают диссертанта «черными шарами». Ничего подобного, все как один проголосовали «за» и дружно спустились на первый этаж, где новоиспеченный кандидат технических наук накрыл поляну.

Мостостроители активно сотрудничают с промысловиками, в частности с компанией «Газпромнефть», на Приобском месторождении монтируются десятки эстакад.

Чувствую, мостостроители составят серьезную конкуренцию Тюменскому областному дорожно-эксплуатационному предприятию, ЗАО «Пышмаавтодор». «Мостовики» перевозят из Ямбурга один из асфальтобетонных заводов и начнут прокладывать на «югах» автомагистрали. Что ж, конкуренция только на пользу нам, потребителям.

Подразделения «Мостостроя-12» обустраиваются в Удмуртии. Здесь, в окрестностях поселка Камбарки, предстоит поставить мостовые переходы через реки Кама и Буй. Стоимость проекта 14 миллиардов рублей.

Конечно, у «двенадцатого» тоже есть конкурент – ОАО «Мостострой-11». Но получается так, что объекты строят рука об руку. Вот развязка по улице Монтажников – плод совместного труда. Вместе придется возводить мост через Иртыш в Павлодаре. Мостоотряд №95 из «одиннадцатого» уже там. Что характерно, обе наши тюменские фирмы на субподряде, генподрядчиком выступает компания из Казахстана. Да, генподрядчик, но строить мосты ещё не научилась. Приходится выручать, братское, однако, государство по линии Таможенного союза. Вот такой размах!

Фронт работ по улице Монтажников. Не первый раз встречаюсь с Вадимом Мужбатулиным, здесь он впервые в качестве прораба, «отслужил» положенный срок мастером. В народе отмечают большие способности молодого человека. Вот ветеран мостостроения Николай Иванович Залиский, старший бригадир. Его сын Виталий тоже бригадир, но в ночной смене. Вот отменный монтажник 6-го разряда Алексей Крысов, звеньевой. Вот бывалый «мостовик» Иван Новиков, бородач и балагур…

Строятся мосты. Как без них?

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/