Медиакарта
17:22 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Против кого дружить будем?

Против кого дружить будем?
11:51 | 20 ноября 2013
Источник:

Нынешней осенью регион содрогнулся от чудовищного убийства 10-летнего мальчика из Аромашевского района, а весной 2013 года в Тюмени вынесли приговор 16-летней ученице школы №44 Тюмени и ученику школы-интерната «Горизонт», изнасиловавших шестиклассницу.

Откуда в наших детях столько жестокости? Кто виноват и что делать, чтобы избежать повторения трагедий?

Семья и школа не справляются

Чтобы узнать, какие проступки совершают современные подростки, достаточно побывать на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.

Тут и кражи, и вымогательства, и пьяные драки с нанесением тяжких телесных повреждений. Почему же так происходит?

«Катались на велосипеде, поссорились, я его задушил и спрятал тело в крапиву...», – так рассказывает малолетний преступник из Аромашевского района об убийстве своего друга. Психолого-психиатрическая экспертиза признала подростка вменяемым, но «не в полной мере осознававшим фактический характер и общественную опасность своих действий».

Считается, что личность формируют семья и школа. Что-то не так с этими двумя институтами, если у нас дети порой с недетской жестокостью относятся к своим друзьям, одноклассникам, братьям нашим меньшим и не осознают того, что поступают неправильно? И нужна какая-то промежуточная инстанция, которая будет выступать в роли связующего звена в цепочке ребенок – семья – школа?

Конфликты между людьми неизбежны, а между детьми – регулярны, говорят специалисты, работающие по этому направлению, ведь они не имеют опыта разрешения конфликтов, не осознают своего постепенного вхождения во взрослый мир. Большинство родителей тоже не научили, каким образом можно успешно разрешать конфликты, поэтому в воспитании они часто совершают ошибки, порой – непоправимые. Усугубляют ситуацию и некоторые педагоги, подчас по причинам страха ответственности перед вышестоящими органами. Им проще замолчать конфликтную ситуацию, чем разбираться с ней. Но если конфликт не решить, то в будущем он обязательно повторится. А вот вероятность повторного совершения после участия в примирительной программе не превышает 2%.

Не довести до суда

Школьники конфликтуют между собой, иногда объединяясь в группы, как говорится, «дружат» против кого-то. Мотивы могут быть разные: не поделили чье-то внимание, у кого-то есть ноутбук, дорогой телефон и одежда, у кого-то – нет. Часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Нередки ссоры и с учителями.

По результатам опросов старшеклассников, наиболее актуальными они считают конфликты в парах: ученики – родители, ученики – учителя, ученики – ученики.

И если до 2010 года в основном урегулировались конфликты, связанные с правонарушениями, то в последние три года на первое место вышли конфликты детско-родительские.

С 2010 года в Тюменской области реализуется программа «Правосудие в защиту детей». Ее основная задача – возмещение вреда, нанесенного несовершеннолетними правонарушителями на этапе досудебного, судебного расследования, путем переговоров заинтересованных сторон.

Служба мирит вымогателя и его жертву, помогает компенсировать ущерб за украденную из машины магнитолу, загладить вину за грубое слово или разбитый нос. В некоторых случаях дело прекращают примирением сторон. Без вмешательства посредника такой исход практически невозможен.

Примирительная встреча проводится по обоюдному согласию сторон, конфиденциально и беспристрастно, ведь ведущий – нейтральный посредник. Он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта.

Вот конкретный пример этой работы. Несколько подростков избили нетрезвого мужчину, отняв у него телефон. Один из них, Василий, решил возместить пострадавшему ущерб, но боялся его реакции. На примирительной встрече Василий извинился перед потерпевшим и предложил возместить ущерб. Тот согласился. Уже на следующей встрече стороны пришли к консенсусу. Также подросток рассказал, что больше не общается с компанией, напавшей на мужчину.

Кстати, 20 ноября – Всемирный день ребенка. Праздник еще называют Днем братства и взаимопонимания детей. Актуальность этих двух понятий в современном жестоком мире сложно недооценить.

Цифры

  • За период реализации программы «Правосудие в защиту детей» в судах региона рассмотрено 287 уголовных дел в отношении 331 подростка. По результатам в отношении 129 несовершеннолетних было вынесено решение о назначении наказания, не связанного с лишением свободы, 154 уголовных дела в отношении 170 несовершеннолетних прекращены за примирением сторон.

  • Службы примирения существуют в школах Москвы, Перми и Пермского края, Волгограда, Тюмени, Казани, Новосибирска, Самары – всего около 500 служб действуют в России.

К сведению

Если ваш ребенок стал участником конфликта, свяжитесь со специалистами городской службы примирения: 89129281329 – Татьяна Сергеевна Овчинникова, 89226788628 – Ольга Александровна Колотовкина или со специалистами Центра «Дзержинец» – 39-01-93.

ПОЗИЦИЯ Калюжной

Беды детей – от родителей

Все беды современных детей – результат неправильного поведения взрослых.

Уважаемые мамы и папы, о каком психическом благополучии можно говорить, если вы конфликтуете между собой на глазах у собственного сына или дочери? Этим самым вы программируете будущую модель поведения ребенка. Для нежной детской души нет большего горя, чем развод родителей. В сердце подростка в этот момент поселяются обида и агрессия, злость на весь белый свет. Выливается это во что угодно, в том числе и в напряженные отношения со сверстниками.

Дети ждут от взрослых внимания и заботы, но крайне редко ее получают. Взрослые все время заняты зарабатыванием денег, ребенком интересуются для галочки, компенсируют собственное духовное отсутствие в жизни детей подарками, дежурными фразами: «Как дела?», «Ты сделал уроки?». Этого мало! Тонкая нить доверия исчезает навсегда. Порой родители даже не замечают, когда это происходит. В итоге, когда ребенок попадает в какую-то серьезную ситуацию, многие мамы и папы узнают об этом последними, бывают удивлены, не понимают, почему это произошло, винят кого угодно, кроме самих себя».

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная

МНЕНИЕ

«Упаковкой» не вышел?

Екатерина ПАРИНОВА, руководитель студенческого объединения ТюмГУ «Лига добровольцев»: «У меня растет младший брат, ему 13, занимается хоккеем. И я вижу, насколько важно в их обществе иметь шапку, «как у героя телесериала «Молодежка», сенсорный телефон последней модели, планшет или что-то подобное. Они уделяют немало внимания «упаковке». Но я все-таки не думаю, что нынешние подростки совсем разучились договариваться и выбирать себе друзей, компанию исключительно по упакованности, не обращая внимания на внутренний мир. Да, подросток, у которого есть планшет, крутой телефон, другие признаки сытой жизни, окажется в центре внимания, но спустя время, когда он снимет «упаковку», вокруг него останутся лишь те, кому с ним действительно интересно.

Уверена, что все зависит от воспитания, а оно начинается в семье. Если родители все время уделяют лишь зарабатыванию денег, и в семье очень часто ведутся разговоры, касающиеся материальных благ, отсутствует духовная составляющая, у ребенка сложится мнение, что большую часть жизни занимают именно деньги. Он и сам невольно начнет обращать больше внимания на материальные ценности (ту самую «упаковку»), чем на жизненно важные, такие, как жизнь, здоровье, семья, дружба».

Подготовили Екатерина ОГНЕВА, Елена АТАЛЫКОВА

Коллаж Ирины КАЙДАЛОВОЙ