Медиакарта
22:21 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

В круженье времени и вальса

В круженье времени и вальса
14:44 | 20 ноября 2013

В советское время над словом «бал» слегка иронизировали. Видимо, считали пережитком далёкого столетия. Но сейчас, стремясь отойти от обыденной суеты, мы видим в нём не мнимую вычурность, а истинную прелесть. Бал – явление величественное и волнующее. Его традиции стали зарождаться ещё в XV веке. Российские балы, начиная с петровских ассамблей, всегда отличала торжественность и щедрость. Понемногу обычаи изящного празднества стали укореняться в Сибири. История сибирских бальных традиций по-своему самобытна.

И дум высокое стремленье

Нельзя не сказать о том, что зарождение просветительских балов в Сибири связанно с примерами декабристов. В ялуторовском доме М.И. Муравьёва-Апостола в каждую неделю собирались отбывавшие ссылку Якушкин, Тизенгаузен, Оболенский, Ентальцев. Беседовали о делах страны, проводили домашние концерты. Нередко там звучали стихи Вольтера и обсуждались проекты изменений в городе. Поэт Одоевский в период ишимской ссылки создал самые яркие из своих произведений. Распространяясь среди декабристов, они помогали бороться с тяготами новой жизни, становились выражением их духовных стремлений и звучали на встречах.

С конца 30-х знаменит был дом сосланного в Тобольск Михаила Фонвизина. Его дом стал своего рода местом сбора для интеллигенции и ссыльных. Говорили, конечно, о судьбах России, временами устраивали вечера. Говоря о торжествах в Тобольске, подлинно известно, что 2 июня 1837 года бал в этом городе проводил сам Василий Жуковский, поэт, сопровождавший в «сибирском турне» наследника престола цесаревича Александра.

Особый дух времени повлиял на культурную и светскую жизнь самой Тюмени, отголоски восстания по-своему затронули город. Тюмень в это время стала крупным ремесленным центром. А значит, могла позволить ежемесячные балы – но только для определённых кругов.

Тюменский бал. Строеньем длинным…

Известно, что первые балы в Тюмени проходили с конца 80-х годов в доме Благородного собрания. Современники назвали бы его элитарным клубом со своим членством, традициями и посетителями. Да и само здание, словно образец эпохи екатерининских времён, с мощными колоннами, аркадами и портиками, располагало к задумчивым беседам и величественным сборам. Здесь отдыхала культурная элита, встречались меценаты, заключались торговые сделки.

А в 1879 году был открыт известный в Тюмени клуб приказчиков, куда входили почётные жители города. Балы, маскарады, литературные встречи и драматические представления стали неотъемлемой частью вечеров на углу Царской и Садовой улиц в доме Боровицина. Балы начинались с кадрилей. Вслед за ними шла шумная мазурка, а величавый полонез, как правило, заканчивал действие. Но из тюменских газет известно, что призовыми танцами на одном из вечеров были объявлены вольные «гапак» и «китаянка», сильно возмутившие ревнителей бального порядка.

Любила дворянская Тюмень красочные маскарады, куда мещанская публика не смела проникнуть. Одни называли их «прекрасным способом отдохнуть и повеселиться» другие клеймили «попранием обычаев» и «разорением казны».

Танцевальный клуб в 1980 году состоял из 8 почётных и 98 действительных членов под председательством Николая Глизмана. Реклама заведения гласила: «Открыт ежедневно, с семи часов вечера. По понедельникам и пятницам – танцевальные вечера».

Редко, но в городе проходили балы масштабные - в залах, окруженных колоннами с трех сторон. Зал освещался восковыми свечами в хрустальных люстрах. В середине непрерывно танцевали пары, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов с колодами карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали.

Подобные встречи в Тюмени имели свою особенность – распределяя на них свои капиталы, купцы не забывали о статьях на благотворительность, тщательно проверяя, дойдут ли их пожертвования до адресата. Отголоски меценатской традиции возвратились и в наши дни. Последний благотворительный бал в Тюмени прошёл в 1769 году в доме купца Трусова.

О бальных порядках

Получив приглашение на бал за месяц, гости являлись, как правило, с небольшим опозданием. Прибывших гостей объявляли "непрерывным потоком". Войдя в залы, гости подходили приветствовать хозяев, затем общались с прочими.

Дамы и девушки одевались в платья по последней моде, каждое из которых разрешалось носить не более двух раз. Причёска девушек должна была подчеркнуть скромность и естественную красоту - залог благовоспитанности. Им следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее и маленький браслетик. В Сибири это требование немного смягчалось. Покрой бальных платьев зависел от моды, но неизменными оставались открытая шея и плечи. Кавалер, желая позвать даму, подходил к ней, изящно поклонившись: «Позвольте иметь удовольствие пригласить Вас на танец». Однако считалось неприличным, если пара долго занята друг другом. Матушки красавиц зорко следили, чтобы не допускались никакие проявления вольности, так что взгляды и движения кавалеров строго контролировались.

Согласно бальному этикету, приглашённые должны были вести себя непринуждённо, грациозно двигаться. Также предписывалось «чтобы выражение лица всегда оставалось любезным и милым взгляду, улыбаться и глядеть с приятностью». Помимо знаменитых танцев – кадрили, мазурки и гавота, танцевали в старину и малоизвестную для нас «полянку», «сударушку», «па-д′эспань», «падеграс», «краковяк», «падепатинер». Для элиты обучение бальным танцам считалось важным элементом воспитания, наряду с французским языком. Старые дворяне считали особым долгом посещать светские рауты. Для молодёжи балы были местом, где учились говорить любезности, влюбляться и, подчиняясь обязанностям, пользоваться счастливыми правами.

В круженье времени и вальса

Возрождение балов – ответственная миссия. И в каждой сказке есть элемент превращения. Современная красавица, сменяя повседневный наряд, преображается не только внешне, подчиняясь неукоснительно-строгой старинной обстановке. Сколько волнений, смутных чувств и восторгов ожидало семнадцатилетних девушек, впервые выходящих в свет. Современный юноша, забывая все неловкости и сдержанность, становится настоящим хранителем, почитателем «молодой прелестницы», как говорили в старину.

Почему бал - зрелище для избранных? Здесь не столь важен материальный показатель. Избранный тот, кто умеет чувствовать изящное, тонко отражать настроение минувшей эпохи и бережно доносить её лучшие образцы. И кажется, что с восстановлением бальных ритуалов, вернутся главные составляющие сибирских балов – благотворительность, беседы об искусстве, высокие идеи… Прикоснитесь к лучшим мировым традициям!

Автор: Маргарита Чекунова