В ноябре нынешнего года Тюменский профсоюз работников образования и науки, выполняющий важнейшую функцию представительства и защиты социально-экономических прав учительства, отметит 65-летие.
В октябре 1984 года в Москве состоялся XIX Пленум ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профсоюзов), который принял решение об образовании в республиках, краях и областях советов профессиональных союзов.
Далее события разворачиваются так. 17 ноября 1984 года в Тюмени состоялась первая областная межсоюзная конференция профессиональных союзов. Это был период, когда советский народ настойчиво борется за досрочное выполнение планов первой послевоенной пятилетки, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные войной.
Перед профсоюзами стояла задача - возглавить растущую производственную и политическую активность трудящихся.
25 ноября 1948 года состоялась первая областная конференция работников дошкольных учреждений, на которой был избран обком профсоюза работников дошкольных учреждений. С августа 1947 года он стал именоваться профсоюзом работников начальной и средней школы. С августа 1957 года создан единый профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В 1988 году – переименован в организацию профсоюза работников народного образования и науки.
О том, как над реализацией приоритетных направлений работал учительский профсоюз в нашем районе, рассказали Евдокия Никитична Доронина (Карпова), возглавлявшая райком профсоюза 25 лет (с 1969 по 1995 год), и Нина Николаевна Ослина, работающая в этой должности с 1995 года по настоящее время.
Е.Н. Доронина
Многолетний добросовестный труд Евдокии Никитичны в школах, отделе образования и профсоюзе отмечен орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», почетными грамотами министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения, ЦК профсоюза СССР, ВЦСПС, Тюменской областной Думы.
– Счастлив человек, посвятивший себя любимой работе.
К таким людям отношусь и я.
Мой педагогический путь, пожалуй, типичен для многих учителей моего поколения: школа, трудное военное детство, педучилище, пединститут. Работала и воспитателем, и учителем, и инспектором районо. Но все-таки наиболее интересный и плодотворный период моей жизни – это 25 - летний труд в должности председателя Вагайского райкома профсоюза работников просвещения.
В народном образовании Вагайского района профсоюз всегда играл значительную роль. Выборы в состав профсоюзных органов управления проходили неформально. Председателями профкомов, членами президиума становились лучшие педагоги.
Нельзя не отметить самоотверженный труд таких профсоюзных вожаков, как З.Ф. Закиров, И.Х. Гайсин, В.И. Сырчина, С.Г. Желнина, Н.В. Южакова. Они умели не только ставить задачи и выдвигать какие-либо идеи, но и организовать успешное претворение их в жизнь.
Вопросы улучшения условий труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания, повышения квалификации работников народного образования решались на основе тесного сотрудничества с другими отраслевыми райкомами: сельского хозяйства, медицины, торговли, культуры…
Большое внимание райком профсоюза уделял организации соцсоревнования, суть которого составляла долгосрочная программа «Мы вместе». Главным механизмом выполнения принятых обязательств были договоры: райком профсоюза – районо, администрация района; профком – администрация школы или детского сада; профсоюзный комитет – сельский совет.
Ежегодно в декабре на расширенном пленуме РК профсоюза подводились итоги выполнения соцобязательств и принимались новые на следующий год. Пленумы на эту и другие темы проводились, как правило, на базе учреждений образования, добившихся наивысших результатов. Это было своеобразной трибуной распространения передового опыта.
Стимулировало выполнение соцобязательств ежегодное проведение смотров – конкурсов: «На лучшую постановку работы по охране труда и здоровья просвещенцев»,
«На лучшую организацию методической службы», «На лучшую организацию летнего отдыха учащихся».
Райком профсоюза проявлял постоянную заботу об улучшении условий труда и быта членов профсоюза , их медицинского обслуживания. Не без участия РК профсоюза в районе в 70-80-е годы было построено 12 средних школ. Ежегодно администрация района, руководители совхозов, лесоучастков, ПМК, НПС «Вагай» выделяли педагогам по 15-20 квартир.
От 70 до 100 и более работников образования отдыхали ежегодно в санаториях и домах отдыха. По 15-20 путевок выделяли отраслевые комитеты профсоюза района. Дети работников образования имели возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях и пришкольных площадках.
Н. Н. Ослина
Результативный труд Нины Николаевны в системе образования, профсоюзе отмечен нагрудным знаком «Отличник просвещения СССР», почетной грамотой Федерации независимых профсоюзов РФ, почетными грамотами губернатора области, областной Думы, областного совета профсоюзов, главы администрации района.
– Председателем профсоюза я стала работать с 1995 года. Изучив опыт своих предшественников, я сосредоточила внимание членов президиума на решении проблемных вопросов, а их к тому времени накопилось немало. В то беспокойное время в стране проходили акции протеста, забастовки. Приходилось прилагать немало усилий, чтобы держать ситуацию под контролем, прибегать к помощи районной администрации.
Но чуть позднее в тактике профсоюзного движения наметился перелом, заговорили о социальном диалоге, партнерских отношениях между профсоюзом , властью и работодателем. Мне удалось наладить деловые отношения с главами МО.
Профсоюзные организации начали грамотно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников. Конструктивный диалог, взаимные консультации, сотрудничество с представителями власти позволили в системе заключать соглашения на районном уровне и анализировать информацию по основным социально-экономическим вопросам (финансирование ОУ, оплата труда, вопросы охраны труда и др.), проводить юридическую экспертизу правовых актов, затрагивающих интересы работников.
В системе проводились пленумы РК профсоюза на базе ОУ, и всегда в его работе принимали участие представители органов исполнительной власти, главы сельских поселений, все руководители школ и дошкольных учреждений.
Профсоюз активно включился в реализацию ПНП «Образование». Профсоюзные организации Зареченской и Шишкинской школ приложили немало усилий для того, чтобы стать победителями в конкурсе на лучшую реализацию требований этого проекта.
В конкурсном отборе лучших учителей приняли участие 30 членов профсоюза, из них семь получили грант Президента - по 100 тыс. рублей.
В настоящее время в районную профсоюзную организацию входят 32 первичные организации: 25 –ОУ, 4-дошкольных учреждений, по одной – ПУ-45, ЦДОД, управления образования.
Охват профсоюзным членством составляет 96%.
К публикации подготовил Ишмухамет Гайсин