В российском образовании сегодня много проблем. И одна из них - духовное обнищание молодёжи.
Причина духовно-нравственного нездоровья - в отсутствии интереса к чтению. Миссия школы, учителей русского языка и литературы, учителей-предметников, классных руководителей в решении этой проблемы – пробудить интерес, помочь ребёнку полюбить слово; научить его осмысленно читать. Заставить ребёнка читать нельзя, но можно увлечь, научить, заразить. А так как культура чтения изначально прививается в семье, то надо постараться организовать партнёрство с семьями учеников. Ведь всё реже становится традицией в современной семье проводить вечера с книгой в руках, читать на ночь малышу.
Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Чтение – это не просто способ получить информацию, это уникальный процесс, способный сделать из человека Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, независимо мыслить. Слово и текст – важнейшие составляющие мыслительного процесса, без них невозможно устроить нормальное государство.
Причины читательской деградации:
-
прогресс компьютерных технологий – регресс чтения (снижение престижа чтения, вытеснение книги, отчуждение детей от чтения);
-
круг чтения формируют в основном СМИ, где не всегда учтены возрастные и психологические особенности ребёнка, нет различия «можно» и «нельзя» (допустимо и недопустимо);
-
на выбор чтения влияет среда общения, отход от семейного чтения.
Онохинская средняя школа реализует проект «Человек читающий – человек успешный». Проект коллективный (задействованы все обучающиеся с 1 по 11 класс, это 450 учеников), практико-ориентированный, творческий. Его продолжительность с октября 2013-го по август 2014 г. Цель школьного проекта – мотивировать и формировать интерес к книгам, вернуть читателя в лоно литературы, сформировать духовно-нравственные ориентиры, повысить образовательный уровень выпускников, качество обучения.
Участники проекта под руководством наставников научатся читать осмысленно, их язык и мышление будут развиваться, а словарный запас увеличится.
Реализация проекта проводится в несколько этапов.
1 этап – организационный. В рамках проекта идёт рекламная акция «Читать не вредно, вредно не читать». Будут проведены конкурсы «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Читатель года» и т.д.
2 этап – практический. Это создание читательского кейса. Будут организованы уроки чтения, час тихого чтения, 5 минут чтения на уроке, акции, часы общения, волонтёрские движения, родительские собрания, мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения.
Мы хотим, чтобы наша страна по-прежнему была самой читающей в мире. Чтобы подрастающее поколение поняло, что, кроме компьютеров, есть ещё и книги. Мы хотим, чтобы учащиеся Онохинской средней школы начали читать, и читать постоянно. Нет ничего, что могло бы заменить книгу. Мы надеемся, что проект «Человек читающий - человек успешный» найдёт отклик среди детей.
Галина ГОЛУБЬ,
педагог-библиотекарь Онохинской средней школы.