Медиакарта
8:01 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тюменские «равшаны» и «джамшуты» выходят из тени

Тюменские «равшаны» и «джамшуты» выходят из тени
12:52 | 11 августа 2010
Источник:

Трудяги из бывших советских республик уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. Представить, что всех их разом выдворят за пределы Тюменской области сегодня просто невозможно. И если вдруг так случится, огромное количество рабочих мест окажутся вакантными. Вот только тюменцы их занимать совсем не рвутся.

Законодательство подстраивается под реалии жизни, и теперь приезжим стало проще легализовать свою трудовую деятельность. О том, что изменится благодаря поправкам в Федеральном законе о трудовой миграции, и как это отразится на судьбе нашего края – наш разговор с начальником отдела по трудовой миграции УФМС по Тюменской области Ольгой РЕДЧЕНКО.

Привычный вояж к границе

– Ольга Григорьевна, с июля действуют новые правила для гастарбайтеров, согласно которым, индивидуальным работникам необходимо приобретать патент на работу. Сколько патентов уже куплено? Активно ли обращаются приезжие кадры в УФМС за разрешениями?

– В июле активность была очень высокой, всего мы выдали 100 патентов. Сейчас поток идет постоянный и каждую неделю оформлять бумаги приходит человек двадцать.

– Как на ваш взгляд, подстегнет ли система патентов стоимость услуг на рынке труда гастарбайтеров?

– Здесь не все так однозначно. Патент получать выгодно, как иностранным работникам, так и тем, кто нанимает приезжих. Судите сами: не имея патента, гастарбайтерам приходится каждые три месяца мотаться до ближайшей границы в Петухово, чтобы поставить отметку. Это хлопотно и затратно. На миграционном учете легально можно находиться девяносто суток, после этого – либо возврат на Родину, либо очередной переход границы, что они и делают. Патент дает право ходить по улицам Тюмени на абсолютно законных основаниях, а не прятаться и жить в постоянном страхе.

– Довольно серьезная проблема с медицинским обслуживанием приезжих работников из ближнего зарубежья. Ни для кого не секрет, что нелегалам полис не положен и в больницы они обращаются очень часто только в самой критической ситуации. С введением патента ситуация как-то изменится в лучшую сторону?

– Сейчас готовится законопроект о том, чтобы обязать гастарбайтеров покупать полисы добровольного медицинского страхования. Тут нет никаких ограничений, можно купить полис на минимальную сумму, но которая хотя бы позволит им обратиться в поликлинику или больницу в критической ситуации. Кстати, работодателям, которые не прячут своих иностранных рабочих, мы всегда рекомендуем покупать для них полисы.

Что касается взаимоотношений работника и хозяина, то тут все на совести последнего. Многие состоятельные тюменцы, если нанимают приезжих для работы на участке, где играют их собственные дети, сами возят заболевших по врачам.

Легализованные «работяги» проходят медицинский контроль. Персонал всех кафе японской кухни (а там очень часто задействованы иностранцы) имеет медицинские книжки. Серьезных эпидемий по вине гастарбайтеров в области не приключалось. И чтобы этого не было в будущем, мы стараемся вывести нелегалов из тени.

– В том числе с помощью штрафов для работодателей. А как вообще можно отследить сотрудничество физического лица с гастарбайтерами? Проводить рейды по дачным участкам? Известно, что в Подмосковье нелегалов отслеживают с вертолетов, а у нас что-то подобное есть или планируется?

– Рейды проводим, они плановые. С вертолетов пока не выслеживаем, но по дачным поселкам ходить для наших сотрудников – обычное дело. Как показывает практика, в дачных обществах не менее 80 % владельцев участков используют труд гастарбайтеров. Кто привлекает их вскопать огород, кто баню построить или забор покрасить.

Но это не значит, что с момента введения нового закона мы начали «зверствовать» и всех подряд штрафовать. Пока проводим разъяснительную работу: люди должны знать, что, нанимая работника, нужно спрашивать у него патент. Иначе штраф в 2,5 тысячи рублей грозит обоим – и работодателю, и «наемнику».

Они возвращаются

– А есть ли сезонность в поступлении рабочей силы из ближнего зарубежья в наш регион?

– Вы знаете, сезонность, в основном, касается строительной отрасли. Там самая горячая пора – лето и осень. В 2003-2004 годах гастрабайтеры приезжали и уезжали от нас на зиму. Теперь многие из них живут здесь круглогодично.

Отток рабочей силы был заметен после того, как грянул кризис и «заморозил» большинство строек. Теперь ситуация меняется к лучшему и «наемники» опять возвращаются.

– Меняется ли набор специальностей, на которые претендуют приезжие или это, как и прежде, – преимущественно, тяжелый физический труд?

– В последнее время это довольно широкий круг специальностей. Садовники, дворники, сотрудники клининговых компаний, грузчики и даже няни.

Разумеется, вы сами видите, что таджики и узбеки, в отличие от наших граждан, не чураются работы в супермаркетах. Кто сегодня собирает тележки и сортирует овощи? Соседи из бывших братских республик.

– Многие работодатели даже рады брать на работу таджиков, объясняя это тем, что они более работящие, не злоупотребляют выпивкой…

– Это во многом – вопрос психологии. Вот наши тюменские студенты едут на лето в США и кем только там не работают: официантами, горничными, домработницами, прачками, грузчиками. Это и есть психология человека, который едет на работу. И там, в другом государстве, он готов выкладываться, независимо от статуса.

Китайские огурцы

– Тем не менее, в последнее время в Тюмени на слуху несколько серьезных преступлений, совершенных приезжими жителями бывших братских республик. «Гости» стали вести себя «развязнее»?

– Мое мнение таково, что сейчас СМИ просто заостряют на этом внимание. Преступления были всегда: и со стороны приезжих, и в отношении их. Просто в конце 2008 года действительно возникла некая напряженность, прошли массовые увольнения. А раз нет работы, значит, возникает риск преступлений. Сказать однозначно, что «гости» наглеют, нельзя. В основном, они ведут себя очень аккуратно. Зачем им «кусать руку, которая кормит». Да и милиция, так или иначе, к ним присматривается особо.

Сибиряки, в большинстве, тоже очень толерантно относятся к приезжим. Я ни разу не была свидетельницей того, чтобы кого-то травили по «национальному признаку».

– Говорят, в одном из плодово-овощных хозяйств под Тюменью трудятся исключительно китайцы. Это легальная деятельность или нет?

– Все китайцы, которые трудятся в Тюмени – нелегалы. Несколько лет назад им отказали в работе здесь. Но жители «поднебесной» так и не успокоились. В огурцах, которые они выращивают, чудовищно превышено содержание нитратов. Сейчас их продукцией занимается Роспотребнадзор. Последнее время огурцы и помидоры, выращенные китайцами, в том числе и в соседней Свердловской области, распространялись через наших тюменских бабушек. Бабульки выдавали их за овощи со своего огорода. На самом деле, часть этой продукции прибыла к нам из села Елань, Свердловской области, в 60 км от Тюмени. То есть для китайцев это уже не расстояние. Они активно предпринимают попытки наладить здесь собственный рынок сбыта. Между тем, разрешение, выданное в соседнем регионе, не дает право на работу здесь.

Кстати

У тюменских чиновников есть негласное правило: при строительстве объектов социальной сферы областного значения не принимать на работу гастарбайтеров.

Языком цифр

За полгода в Тюменскую область въехали около 45 тыс. иностранных граждан. Среди них преобладают жители следующих стран ближнего зарубежья:

Таджикистан (строительство, благоустройство) – 43, 3 %;

Узбекистан (строительство, уборка улиц) – 26, 3%;

Киргизия (клининговые компании) – 12, 2%;

Армения (строительство, сфера услуг) – 7, 4%;

Азербайджан (торговля) – 4, 9 %;

Украина (производство) – 4, 3 %;

Молдавия (строительство, отделка) – 0, 9 %;

Казахстан (строительство) – 0, 7%.

Екатерина ПОНОМАРЕВА

Фото автора и Елены МАЙСЮК