Медиакарта
0:26 | 17 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не пылите деньгами, граждане!

Не пылите деньгами, граждане!
08:49 | 27 ноября 2013
Источник: Наша жизнь

«Прекрасный, прекрасный, прекрасный пылеотсос!.. За 2 месяца использования этого прекрасного, прекрасного пылеотсоса мои родители избавились от моли, мышей, тараканов, крыс, соседских котов, астмы, подагры, желтухи, краснухи, воспаления среднего уха, кори, чумы, брюшного тифа, гадких соседей и сибирской моровой язвы!!! У них улучшились слух, нюх и память, открылся 3-й глаз, и сросся закрытый перелом. Их жизнь стала прекрасной и удивительной, она наполнилась новым смыслом и старыми воспоминаниями.

Купите и вы себе этот чудо-новаторский продукт, не жалейте денег! Что деньги против великолепного, несравненного, уникального и непревзойдённого пылеотсоса???!!! — Пыль, да и только!»

Со страниц электронной энциклопедии «Луркоморье»

В первый раз мне позвонили в сентябре. Предложили бесплатно почистить ковры и мягкую мебель. «Бесплатно?» – не поверила я. – «Абсолютно. Только заполните анкету». – «Ну-ну,– отказалась я сразу, – наверняка мошенники: ходят-высматривают, что где ценного дома лежит, а потом… того...». Сейчас вот не знаю, каяться в этой мысли или… Второй раз звонила другая девушка, не менее приятная, но с тем же предложением. «Постойте-постойте, – спохватилась я, – откуда у вас мой номер, имя и прочая контактная информация?» – «От Ваших друзей, которые чистили, остались в восхищении и посоветовали нам Вас». На предложение назвать имя столь милого человека, естественно, отказались – мол, конфиденциально, и все дела. Когда я стала опрашивать моих друзей, чтобы «поблагодарить», выяснилось, что обзвонили уже всех. Коллег. Соседей по подъезду. Казанцев. Новоселезнёвцев. Работников банка и прокуратуры. Многодетных матерей и пенсионеров… Когда позвонили в третий раз, стало уже не смешно. Если первые два звонка были на сотовый, то теперь разузнали и мой домашний. Голос на другом конце провода опять сменился, но дружелюбные интонации никуда не делись. Опять предложили в обмен на моё внимание и пыль из моих ковров тотальную сухую чистку. «И что, даже покупать ничего не придётся?» – «Конечно, нет! – зазвучал улыбкой девушкин голос. – Единственная цель этой акции – узнать Ваше мнение насчёт особенностей функционирования чистящих агрегатов и их комплектующих». Оказывается, жива ещё вера в наших людях. Вера – это святое понятие. И тем более злит меня, когда последние её крохи уничтожают товарищи, для которых самое святое – совсем иное – деньги, барыш, нажива. Да, меня в тот раз оттолкнуло вопиющее неправдоподобие объяснения телефонного менеджера, но нашлись, конечно же, более чистые душой и доверчивые сограждане, которые согласились «высказать своё мнение о работе чистящих агрегатов». Похоже, теперь это мнение им составлять будет ещё удобнее: чистящие агрегаты поселились в их квартирах надолго.

О беде Марии Ивановны Ф. я услышала мельком на почте. Мария Ивановна – женщина преклонных лет, с палочкой, чуть ли не со слезами делилась несчастьем (иначе и не скажешь) со своей знакомой. Узнав, что перед ней – корреспондент газеты, эту историю она поведала и мне. Она началась так же, как и эта статья – со звонка. Мария Ивановна очень ему обрадовалась. Ещё бы – женщина имеет вторую группу инвалидности, у неё сахарный диабет тяжёлой степени. Передвигаться трудно, ещё труднее делать генеральную уборку дома. А тут предлагают помощь и даже денег за это не берут. Сразу же после её согласия на дом прибыл бодрый и отутюженный молодой человек и несколько часов подряд драил, чистил и высасывал видимую и невидимую пыль, попутно объясняя одурманенной от этого испытания чистотой бабушке про пылевых клещей-сапрофитов, про смертельно опасные в её возрасте астму-аллергию и про то, что обычные пылесосы перед этими заразами бессильны, а только чудо-пылесос фирмы «Кирби» сможет спасти пожилую женщину от всех бед.

– Вам понравился этот пылесос?– заключил чистильщик-«тимуровец».

– Конечно, понравился, – закивала бабушка.

– Вы бы хотели иметь такой же?

– Да, конечно…

А раз так, молодой человек тут же набрал номер, и через полчаса в квартире Марии Ивановны уже оформляла кредитный договор его сотрудница. Так бабушка стала обладательницей увесистого аппарата «Кирби» за сто сорок восемь тысяч рублей. Правда, из уважения к возрасту клиентки «добрые» представители фирмы сделали ей скидку. После завершения сделки «кирбисты» быстро уехали, не оставив в квартире ни пылинки, ни старого пылесоса женщины (его с согласия покупательницы «скирбили» молодые люди), ни чека на новый пылесос. А Мария Ивановна осталась с крупногабаритным аппаратом (о котором в договоре купли-продажи написано, что он «не является моющим и лечебным пылесосом» – для того, чтобы проявились моющие способности, нужны специальные насадки) и красивой папкой с вложенными кредитными документами, где напротив «итого» в графике платежей стоит сумма в 128 тысяч рублей.

АКЦЕНТЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

Производителем пылесосов Kirby является американская компания TheKirbyCompany. Согласно предоставленной на официальном сайте компании информации производитель имеет представительства в США, Европе и Южной Африке. На сайте компании не содержится информации о наличии представительства компании в России, а также о существовании официальных дистрибьюторов и дилеров, уполномоченных продавать продукцию TheKirbyCompany на территории нашей страны. Тем не менее в России действует большое количество фирм, называющих себя официальными дилерами Kirby и предлагающих приобрести у них пылесосы за 120000 — 150000 рублей, в то время как стоимость такого пылесоса в США и Европе колеблется от 600 до 800 долларов США. При этом часто покупателями таких пылесосов в нашей стране становятся жители малогабаритных квартир, несмотря на то, что по своим характеристикам (вес около 10 кг, большое количество насадок и необходимость дополнительного использования различного рода спреев и шампуней) продукция фирмы Kirby предназначена для использования в гостиницах, офисах и больших загородных домах, но не в обычных малометражных квартирах (http://jet-shark.ucoz.ru/forum/7-47-1).

– Что на меня нашло, какое умопомрачение? – вопрошает саму себя «счастливая» обладательница американского чудо-пылесоса. – Я подписывала документы как в тумане каком-то (кстати, психологи утверждают, что при проведении подобных маркетинговых презентаций часто используются методы НЛП – нейролингвистического программирования, и нужна очень крепкая психика, чтобы этому противостоять)!

Сделка была заключена 25 октября. Мария Ивановна после этого съездила уже в Ишим, в офис фирмы «Элит Тех Систем», чьи сотрудники продали ей «элитный» пылесос, попыталась вернуть его им обратно, говорила о своём тяжёлом состоянии здоровья, о четырёх ссудах, которые сегодня выплачивает. Её выслушали и обещали перезвонить. Фирма молчит. Время идёт. Платежи капают. А пылесос стоимостью подержанных «Жигулей» покоится запечатанным в коробке, им пенсионерка так и не пользуется – авось приедут и заберут, а деньги вернут. Мария Ивановна не прекращает верить на слово людям.

Постскриптум: во время телефонных уговоров представители фирмы всякий раз сообщали, что скоро представительство компании откроется и в Казанском районе. «Вы ещё пылесосите по старинке? – Элитные пылесосы идут к вам!»

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Редакция попросила прокомментировать ситуацию начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора Бахыт Султановну ЖУНУБАЕВУ. Вот её официальный ответ:

– В наш отдел уже в ноябре поступили две жалобы от граждан в отношении фирмы ООО «Элит Тех Систем», реализующей «чудо-пылесосы» стоимостью более 120 тысяч рублей. Аналогичные жалобы ранее поступали от жителей города Тюмени в управление Роспотребнадзора по Тюменской области, в них упоминались ООО «Прайд» и ООО «Нью-Элит Систем», реализующие такие же аппараты. Представители этих фирм после предварительного звонка выезжают на дом к гражданам, где в течение нескольких часов демонстрируют работу изделия, параллельно убеждая в необходимости его приобретения. Потребители в своих обращениях указывают на длительные уговоры и психологическое давление со стороны продавцов. Несмотря на неоправданно высокую стоимость изделий, торговым представителям нередко удаётся склонить потребителя к заключению договора купли-продажи и оформлению кредита. Впоследствии выясняется, что купленный аппарат не соответствует ожиданиям.

Ещё чаще у покупателя возникают финансовые трудности, связанные с оплатой такого товара. Но это обстоятельство, согласно действующему законодательству, не является основанием для расторжения договора купли-продажи. В частности, по постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55, продаваемая указанными фирмами техника является технически сложным товаром и не подлежит возврату и обмену.

Но при обращении с жалобой граждане ссылаются на право обмена товара в течение 14 дней. В связи с этим хочется объяснить возможность применения статьи 25-й Закона о защите прав потребителей в этой ситуации. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки. Товар может быть обменён, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ. Если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Требование о возврате денег должно быть удовлетворено в течение 3-х дней со дня возврата товара.

Также в статье 25-й предусмотрено, что перечень товаров, не подлежащих обмену по вышеуказанным основаниям, утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень существует (утверждён постановлением № 55 от 19.01.1998 г.), и в него включены технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (пункт 11-й перечня – электробытовые приборы). Это значит, что в отношении электробытовых приборов у продавца отсутствует обязанность по удовлетворению требований потребителя как об обмене товара, так и о возврате денежных средств.

Вместе с тем, потребитель имеет право расторгнуть договор в судебном порядке. В соответствии со статьёй 178 Гражданского кодекса РФ сделка, совершённая под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Статья 179 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность признания сделки недействительной по причине совершения её под влиянием обмана.

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области рекомендует:

– Не соглашайтесь на проведение демонстрации у вас дома! Тем более если семейным бюджетом не запланирована дорогостоящая покупка. Помните, что торговый представитель преследует одну цель: добиться вашего согласия на покупку, поэтому демонстрация будет длительной и сопровождающейся усердными уговорами и различными аргументами продавца.

– Не принимайте решение о покупке сразу после демонстрации! Не обращайте внимание на уговоры, а обдумывайте предложение в течение нескольких дней. Посоветуйтесь с членами семьи, почитайте отзывы в Интернете.

– Если вы всё же решились на покупку, внимательно читайте условия кредитного договора, договора купли-продажи, проверяйте наличие технического паспорта изделия и заполнение гарантийного талона!

– Трезво оценивайте необходимость покупки и свои финансовые возможности!

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА