Медиакарта
8:37 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в Тюменской области»

Дорогие тюменцы! Образ будущего, о котором я впервые заговорил с вами шесть лет назад, с тех пор стал ближе и конкретнее. Каждый год мы уточняем и модернизируем проект нашего будущего, адаптируем его к требованиям времени, ищем ответы на новые вызовы. Сделаем это и сегодня.

Тюменская область, как и вся Российская Федерация, стала частью глобального мира. А глобальный мир вступил в полосу потрясений и перемен. Мировая экономика утратила стабильность, перспективы ее восстановления в любом случае не близки. По целому ряду причин ресурсный, в том числе бюджетный, потенциал области ожидает серьезное сжатие.

Ресурсами мы располагаем немалыми, и накопленный регионом «запас хода» позволяет совершить оперативный маневр в распоряжении ими. И не будем забывать, что главный наш ресурс – человек. Не нефть, не лес и не земля, не машины и механизмы, даже не деньги – человек. Мы много говорим об инвестициях и инфраструктуре, квадратных метрах и тоннах, считаем проценты и рубли… Все это важно. Но все это – лишь инструменты, служащие главному: совершенствованию всех измерений человеческой жизни.

С 2007 года неуклонно продолжается естественный прирост населения области (причем если в 2007 году он отмечался только в семи из 26 муниципальных образований, то в 2012-м – уже в 19). Значительно выросло количество семей с детьми, а особенно – количество семей многодетных (в Тюмени – почти вдвое!). Региональный материнский капитал, изначально установленный нами в размере 30 тыс. рублей, с 1 января 2013 года повышен до 40 тыс. рублей.

C сентября 2012 года дети в возрасте от трёх до семи лет полностью обеспечены дошкольными учреждениями. Повторяю – полностью. Такого в Тюменской области не было никогда, а в Российской Федерации нет почти нигде – тут безо всяких оговорок есть чем гордиться. Еще один повод для радости и гордости – кардинальные перемены в процессе устройства в семьи детей-сирот, позволившие довести долю обретающих новый родительский кров малышей до 92% и втрое сократить количество детских домов.

За последние пять лет доля детей, обучающихся в современных условиях, возросла с 84 до 92%. Построено и реконструировано более 60 школ – по школе в месяц. Растет число выпускников, получивших 100 баллов по результатам Единого государственного экзамена. В 2007 году их было 11, в 2012 – 56. Повышается профессиональный уровень тюменского учительства, что подтверждается регулярными победами наших педагогов на федеральных конкурсах.

Огромные сдвиги к лучшему произошли в деле охраны здоровья тюменцев. Созданы и оснащены центры здоровья для взрослых и детей и межтерриториальные центры на базе областных больниц в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковске. Качественная медицинская помощь, в том числе специализированная, стала более доступной для жителей самых отдаленных населенных пунктов области: работают выездные врачебные бригады, обновлен весь автопарк службы скорой помощи, выписка и доставка лекарственных средств маломобильным гражданам осуществляется медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов. Сами эти пункты планомерно модернизируются – в этом году мы закроем 99% потребности в новых модульных зданиях ФАПов.

Значительно расширилась региональная спортивная база. Ввод новых сооружений происходит синхронно с ростом количества жителей области, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе.

Переменилось и качество жизни пожилых тюменцев – стартовавшая в 2011 году межведомственная программа «Старшее поколение» интегрировала лучшие наработки прошлого и придала им новый импульс. Более 2,5 тыс. жителей области переступили порог 90-летия – разве это не прекрасный показатель? Очень важно, что наши ветераны не «сидят на печи», а продолжают вносить своим опытом и трудом бесценный вклад в тюменское процветание – численность работающих пенсионеров составляет более 119 тыс. человек, или 42% от общего количества граждан пожилого возраста. Их жизненная позиция реализуется в том числе в социальных миссиях – это и создание приемных семей, и волонтерство, и наставничество… Более 30 тыс. пенсионеров стали участниками программы «Расширяя горизонты», обучившей их навыкам компьютерной грамотности. Отдельно хочу отметить проект «Социальное такси», оказавшийся очень востребованным, – и хочу заверить, что его дальнейшее развитие остается одним из наших приоритетов.

Дом, домашний очаг – важнейший параметр качества человеческой жизни. По вводу жилья в расчете на одного человека наш регион в 2012 году занял первое место среди субъектов Российской Федерации, обойдя даже Московскую область. Поставленная президентом России задача по доведению этого показателя до уровня один кв. метр на человека в год к 2020 году нами уже почти выполнена (текущее значение – 0,98). Причем мы, устраняя прошлые перекосы, строим все больше жилья доступного: в 2009 году доля жилья экономкласса в общем объеме ввода составляла всего 5%, а теперь – больше трети. Конечно, непосредственно жилые дома возводят частные строительные компании; но напомню, что областной бюджет направляет на обеспечение земельных участков будущего строительства необходимой инженерной инфраструктурой в среднем по миллиарду рублей ежегодно. Это и есть инвестиции в человека. Так же, как и продолжение работы по ликвидации аварийного жилищного фонда и обеспечение безопасных условий проживания граждан. Так же, как и улучшение жилищных условий молодых семей (за шесть лет – более 11 тыс.).

Кстати, еще о домашнем очаге – все мы знаем, как важна задача газификации и как долго ей не уделялось должного внимания. Так вот, с 2007 года нами построено более 2,2 тыс. км газовых сетей (просто представьте – это больше, чем расстояние от Тюмени до Москвы). Около 50 тыс. семей обеспечено газоснабжением. В городских округах доля природного газа – наиболее экономически выгодного, технологичного и экологичного вида топлива – превысила 90%.

Область полностью обеспечивает себя основными продуктами питания: молоком, мясом, яйцом, картофелем, овощами. Производство сельскохозяйственной продукции с 2007 года выросло в 1,5 раза, по многим позициям мы среди лидеров не только в Уральском федеральном округе, но и в России.

Еще одно важное измерение качества жизни – ее безопасность. И тут прогресс налицо: с 2007 года количество зарегистрированных преступлений снизилось почти вдвое, а раскрываемость преступлений выросла с 29 до 57%. Предметом нашей постоянной заботы все эти годы было обеспечение достойных условий для разнообразного и производительного труда, создание рабочих мест. Добились немалого: за шесть лет промышленность региона выросла вдвое, инвестиции в основной капитал – на треть. Только во втором полугодии 2013 и в первом полугодии 2014 года мы открываем 15 (пятнадцать!) новых промышленных производств, из которых три проекта имеют федеральный масштаб, а пять заводов созданы компаниями с иностранным капиталом. Это четыре тысячи новых рабочих мест, причем высокопроизводительных и, соответственно, высокооплачиваемых. И это – настоящая вторая волна индустриализации. Она захватывает уже и сельские территории – так, например, завод по производству нефтедобычного оборудования немецкой компании «Дина энерджетикс» строится не в Тюмени и не в Тобольске, а в селе Бухтал Нижнетавдинского района. 2 октября этого года на инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил эти успехи Тюменской области.

В областном реестре инвестиционных проектов 60 позиций стоимостью свыше 300 млн рублей и 130 – до 300 млн рублей. Общий объем уже реализованных и реализуемых проектов (подчеркну: не планируемых к реализации, а уже запущенных) – один трлн 122 млрд рублей, 23 тыс. рабочих мест. Впечатляющие цифры! Здесь и новые доходы регионального и муниципальных бюджетов, и, главное, новые доходы населения области.

Но инвестиции идут не только в промышленность – с 2007 года более 39 млрд рублей привлек наш аграрный сектор. Отдача от них выражена не только в физических объемах производимой продукции, но и в более чем двукратном росте и производительности труда, и заработной платы.

Не могу не упомянуть и о нашем лесопромышленном хозяйстве. Принят подробный план развития отрасли на период до 2020 года, с детальной погодовой проработкой каждого направления, реализация которого уже начата. Оптимизация подведомственной сети, одновременно с ее оздоровлением, эффективные методы управления, новые виды продукции, инновационные технологии, включая развитие биоэнергетики и использование отходов деревообработки и низкосортной древесины в качестве топлива. Все это уже появляется. Два новых деревообрабатывающих производства открыто в этом году и два в прошлом. Заработали семь новых высокотехнологичных котельных.

Количество субъектов предпринимательской деятельности с 2006 по 2012 год практически удвоилось, количество малых предприятий – утроилось. Почти 2,5 тыс. рабочих мест в год дает программа развития малого и среднего предпринимательства. Несмотря на известные негативные явления начала этого года, связанные с увеличением пенсионных отчислений и приведшие к прекращению деятельности почти 12% индивидуальных предпринимателей, мы продолжаем настойчиво развивать этот важнейший сегмент областного хозяйства, используя все доступные инструменты. Важнейшая функция небольших предприятий – социальная, то есть обеспечение занятости и материального благополучия в первую очередь самого малого предпринимателя и членов его семьи. Именно поэтому Тюменская область уже несколько лет удерживает самую низкую, пятипроцентную ставку по системе упрощенного налогообложения – и отказываться от нее не собирается. Это в нашем понимании и есть реализация конституционного принципа социального государства, который подразумевает не столько поощрение иждивенческих настроений, сколько создание условий для автономной самореализации. Как говорится, не рыбу надо давать, а удочку. И у нас уже есть молодежь, готовая строить свои жизненные стратегии и траектории именно в этом ключе: не случайно в 2010 году молодые тюменцы побеждали во Всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России» в номинациях «Успешный старт» и «Социально ответственный бизнес», в 2011 году – в номинации «Инновационный бизнес», а в 2012 году даже вошли в федеральное жюри этого конкурса.

А теперь я хотел бы перейти ко второй части Послания – гораздо менее успокоительной. Да, ресурсы наши велики, успехи неоспоримы. Тюменская область во многих отношениях является одним из передовых регионов Российской Федерации. Конечно, это приятно. Но раз мы уже вошли в «высшую лигу», давайте играть по ее правилам. Да, общий фон в целом благополучен. Тем заметнее на этом фоне наши отставания, наши недочеты и недоработки – именно их я имел в виду, когда говорил о неравномерном развитии области. Предлагаю с этого года сравнивать себя не со средним по стране уровнем развития, а с показателями топ-10 российских регионов – по каждому значимому параметру, по каждой рейтинговой строке. Прежний подход считаю политически и концептуально устаревшим.

Накопленный социальный и человеческий капитал мы не должны ни расточать, ни зарывать в землю – к чему неизбежно приведет сохранение возникшей у многих из нас привычки к существованию в инерционном режиме. Не будем «ленивы и лукавы», как сказано в евангельской притче о талантах – а станем бодрствовать и трудиться. Так что же мы должны сделать, чтобы главное тюменское богатство не пропало втуне, а приумножилось?

Напряженность ситуации обязывает меня к предельной конкретности. Все, что будет сказано далее, – не пожелания, а требования и поручения. Все они реалистичны, все они могут быть исполнены в рамках полномочий и ресурсных возможностей областной власти. Контроль за их исполнением будет жестким, а ответственность – персональной. Итак:

Первое. В Тюменской области наконец назрела инвестиционная революция. Мы долго к ней готовились, долго создавали инструменты и институты – и, к счастью, успели их создать как раз к тому моменту, когда иного варианта развития, кроме резкого увеличения инвестиционной привлекательности региона, просто не осталось. В рамках внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, определенного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года, принята Инвестиционная декларация. В областное законодательство внесены дополнительные гарантии для инвесторов. Создано Инвестиционное агентство Тюменской области. Сформирован Реестр инвестиционных проектов. Установлены регламенты областного правительства и администраций муниципалитетов. Подписано соглашение со всеми ресурсоснабжающими организациями и территориальными подразделениями федеральных органов власти, участвующими во взаимодействии с инвесторами. Но пока эта система работает, так сказать, в режиме прогрева, обкатки и отдельных тестовых заездов. Все, пора выводить ее на полную мощность. Полагаю, что роль стартового ускорителя тут может сыграть следующее решение: тем же президентским Указом (и последующим постановлением правительства) региону определены целевые значения по таким показателям, как инвестиции в основной капитал, ежегодный прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства и оборота их продукции. Я поручаю моим заместителям Олегу Викторовичу Зарубе, Вадиму Михайловичу Шумкову и Татьяне Львовне Крупиной в двухмесячный срок разработать модель доведения целевых значений по этим же показателям до каждого городского округа и муниципального района. Кроме того, учитывая еще одну задачу, поставленную президентом страны, прошу дополнить модель показателем создания высококвалифицированных рабочих мест на территории региона (как новых, так и замещающих) – также с распределением общего значения по муниципалитетам. Инструментом контроля за достижением целевых значений станет ежегодный рейтинг результатов работы муниципальных администраций по развитию предпринимательства и привлечению инвестиций, причем основной вес в нем должны иметь оценки, выставляемые самими предпринимателями и инвесторами. Прошу подключиться к разработке технологии рейтингования Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области, представителей «Деловой России», «Опоры России», Торгово-промышленную палату, экспертное сообщество. Безусловно, место в рейтинге должно влиять и на финансирование поступающих с территорий запросов о помощи за счет средств областного бюджета, и на длительность «политической жизни» любителей таких запросов. Мы не в том положении, чтобы поддерживать неэффективность и пассивность бюджетными деньгами. Собственная доходная база муниципалитетов должна расти не менее чем на 5% в год – а обеспечить такой прирост смогут только инвесторы и предприниматели.

Второе. По моему поручению уже подготовлены предложения по решению проблемы подключения новых объектов к электрическим сетям – как вам известно, это одно из самых узких мест в процессе реализации инвестиционных проектов. Наш анализ показал, что нынешний абсурдный срок в 494 дня, требующихся для всех мыслимых и немыслимых согласований, действительно, может быть беспрепятственно сокращен до 45 дней – как и установлено Указом Президента от 10 сентября 2012 года. Наши предложения получили поддержку Агентства стратегических инициатив. Конечно, на девять десятых решение этой наболевшей проблемы зависит от внесения изменений в федеральное законодательство (остающуюся за региональным уровнем долю новаций мы готовы обеспечить в предельно сжатые сроки). Значит, надо вносить – под лежачий камень вода не течет.

Другое печально известное узкое место инвестиционного процесса – выдача разрешений на строительство. У нас напряженная ситуация со сроками и организацией этого дела, неоднократно вынуждавшая меня даже к личному вмешательству. Напомню, что на форуме «Россия зовет!» президент страны настойчиво потребовал предельно ускорить внедрение «дорожных карт» по упрощению бюрократических процедур в этой сфере. Поэтому я поручаю моим заместителям Евгению Борисовичу Заболотному и Вячеславу Михайловичу Вахрину – учитывая его опыт подготовки предложений по сетевым подключениям – разработать (в режиме плотных консультаций с бизнес-ассоциациями) системные предложения по оптимизации процедур согласования строительства линейных и капитальных объектов. Срок – до 1 января 2014 года.

Третье. Специально обращаю внимание глав муниципалитетов на необходимость навести наконец порядок во всех процедурах, связанных с арендой земельных участков для реализации инвестиционных проектов. Мне совершенно непонятно, почему иной муниципалитет годами – годами! – с упорством черепахи трудится над тем, чтобы передать реальному инвестору муниципальную же землю, в то время как тут же, рядом, такая же земля под какие-то сомнительные проекты выделяется мгновенно, а потом не используется. С этим, как выражался Салтыков-Щедрин, «административным мистицизмом» надо кончать – и мы с ним покончим. Я поручаю департаменту имущественных отношений и главному правовому управлению провести вместе с администрациями муниципальных образований ревизию всех ранее заключенных инвестиционных договоров – и инициировать расторжение тех из них, по которым работа так и не началась. А в новые договоры в обязательном порядке включать норму, согласно которой отсутствие активности инвестора влечет за собой расторжение договора либо кратное увеличение ставки арендной платы. Аналогичную схему будем применять и в отношении участков в черте городов, оформленных в собственность инвестора. Если их застройка в соответствии с целевым назначением не осуществляется, мы, согласно законодательству, вправе удвоить ставку земельного налога. И будем ее удваивать, обещаю и предупреждаю.

Отдельно хочу предостеречь от использования известной схемы, когда земельные участки, сперва взятые в аренду якобы под личные подсобные хозяйства, затем, после выдерживания абсолютно противозаконной паузы, переводятся в собственность и используются уже совершенно иным образом. Обо всех таких случаях мы знаем – и с каждым из них будем жестко разбираться. Нам нужны инвестиции, а не спекуляции.

Четвертое. Принятое нами решение о новом курсе в развитии областного агропромышленного комплекса, о ставке на придание ему промышленно-перерабатывающего характера было верным. Только так мы сможем кардинально увеличить инвестиционную емкость и инвестиционную привлекательность этой важнейшей отрасли региональной экономики. Кое-что уже сделано – появились новые рыбные производства, есть планы и проекты по глубокой переработке ячменя, пшеницы, картофеля, молока. В один Ялуторовский молочный комбинат компания «Данон» вкладывает 2,8 млрд рублей. Но это – только начало. Во всех основных направлениях производства аграрной продукции область должна в горизонте трёх-четырёх лет создать свою собственную глубокую переработку, свои вертикально выстроенные цепочки – технологические, коммерческие, логистические – что называется, «от земли до рынка». Объемы добавленной стоимости, остающейся в регионе, а не уходящей посредникам и сторонним переработчикам, можно и нужно нарастить в разы. Однако для этого требуется не только строить новые объекты и модернизировать старые, но и существенно обновить культуру производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, которая у нас во многих отношениях остается архаичной. Люди и предприятия, даже обеспеченные новейшей техникой, но работающие по старинке, все равно будут проигрывать в конкурентной борьбе. Поручаю моему заместителю Владимиру Николаевичу Чейметову не позднее 1 января 2014 года представить конкретный план действий по совершенствованию рыночной культуры тюменского агропрома. Той культуры, без которой в ВТО нам придется туго.

Пятое. Мы должны понять, что инвестиционная революция – не только и не столько предмет должностной заботы профильных департаментов и учреждений, но общее дело всей Тюменской области. Инвестиционный климат складывается из множества компонентов. И ответственность за его улучшение несут все. Поэтому я считаю, что областной Реестр инвестиционных проектов не должен храниться за семью печатями (разумеется, за вычетом конфиденциальной информации). Выдержки из него должны быть на рабочем столе руководителя каждого муниципалитета и каждого департамента. Прежде всего – раздел, описывающий проблемы, с которыми тот или иной проект сталкивается. И каждый должен знать и чувствовать меру своей ответственности за то, чтобы против каждой проблемы максимально быстро появлялась пометка «выполнено». Поручаю моему заместителю Вадиму Михайловичу Шумкову до конца года обеспечить доведение инвестиционных задач до всех так или иначе причастных к их решению лиц – с указанием конкретных сроков их исполнения.

Конечно, тут встает вопрос индивидуального, даже, я бы сказал, глубоко личного отношения к делу. Он не может быть отрегулирован одним внедрением сверху новых административных регламентов и протоколов. Но поймите: именно человеческий фактор сейчас выходит на первый план. И Тюменская область, и Россия в целом исчерпали возможности развития за счет сырьевых и ценовых преимуществ. Их уже нет – ни в цене и квалификации рабочей силы, ни в стоимости энергетики и логистики, ни в качестве инфраструктуры. Перемена управленческих приемов и практик, придание им клиентоориентированного, как иногда выражаются, акцента, умение получать персональный драйв от служения общественному интересу – вот самый быстрый, эффективный и, что немаловажно, наименее затратный способ привлечения инвестиций, увеличения валового регионального продукта, обеспечения роста несырьевой экономики, развития предпринимательства.

Разве не отражается на инвестиционном климате, например, наша экологическая ситуация? Уже в следующем году мы должны начать переход на передовой порядок обращения с отходами производства и потребления, исключающий захоронение на полигонах несортированных отходов. Запланированное строительство за счет частных инвестиций нескольких мусороперерабатывающих заводов, а также ряд иных мер должны обеспечить нам создание в пятилетний срок экологически эффективной и, что особенно важно, инвестиционно привлекательной системы утилизации отходов – и тем самым еще и сформировать фактически новую промышленную отрасль.

Разве не является частью инвестиционного климата состояние нашего жилищно-коммунального хозяйства? Прямо скажем, неважное состояние… Разве нельзя сказать то же самое о проблемах с обеспеченностью отдельных районов области питьевой водой? О нашей транспортной инфраструктуре – как автомобильной, так и железнодорожной? Инвестор обращает внимание на все – а на что не обращает внимания, то чувствует кожей. И остается там, где с первого дня своего пребывания испытывает наиболее комфортные ощущения.

И не надо думать, что создание комфортной атмосферы нужно только гостям извне, что речь идет о витрине и показухе. Жить-то здесь нам – и разве не нам, не нашим детям все это необходимо в первую голову? Привлекательность и удобство среды обитания – объективная потребность самих тюменцев. Не может быть инвестиционно привлекательной территория, непривлекательная для самих ее жителей. Разумеется, все эти проблемы, среди которых немало застарелых, нельзя решить одним наскоком. Конечно, некоторые проекты и инициативы нам сейчас вынужденно придется отложить, темпы продвижения по отдельным направлениям – снизить. Но такой взгляд как раз и позволит нам выбрать приоритеты. Критерий один – максимально короткая дистанция между вложением и социальным эффектом. Между движением бюджетных средств и ощутимым улучшением качества жизни.

Шестое. Нам нужно всерьез заняться нашей сетью бюджетных учреждений. Тут есть два основных момента. С одной стороны, сама эта сеть очень велика и, безусловно, нуждается в оптимизации. Но нельзя рубить сплеча – никаких массовых сокращений, укрупнений и прочих хирургических решений в отношении социально значимых учреждений не будет. Оптимизировать надо, но осторожно, размеренно и со всем вниманием к специфике каждого конкретного случая. С другой стороны – и вот тут можно действовать со всей решительностью – нужно оптимизировать систему управления и обслуживания этих объектов. Все операции, которые могут быть переданы на аутсорсинг частным управляющим компаниям и предпринимателям, должны быть переданы. Метод давно известный, но у нас применяющийся крайне редко. А ведь так можно прекратить распыление бюджетных средств и сконцентрировать их на стратегических направлениях, причем собственно социальная функция бюджетных учреждений от этого никак не пострадает. Поручаю всем моим заместителям до конца года рассмотреть этот вопрос применительно к сферам их ответственности, а моему первому заместителю Наталье Александровне Шевчик подготовить на основе поступивших предложений целостную программу действий.

Седьмое. В Тюменской области уже выращена полноценная когорта молодых, грамотных, продвинутых, энергичных администраторов. Выстроенные в соответствии с принципом «лучшие выбирают лучших» программы формирования и пополнения кадрового резерва, самовыдвижения на управленческие должности, модульного обучения областных управленцев, организуемого совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, приносят неоспоримые и весомые результаты. Но знаете, коллеги, чего нам все еще не хватает? Того, что не дается ни аудиторными часами, ни отличными резюме. Контакта с живыми людьми. В кабинетах, на реальных и виртуальных рабочих столах легко и приятно выстраивать красивые схемы. Но никакие информационные технологии, никакие системы интернет-взаимодействия власти и граждан не заменят прямого контакта. Нужен прямой взгляд в глаза, нужно уметь слушать и слышать человеческий голос – и реагировать на него. Я обязываю всех своих заместителей, всех руководителей департаментов областного правительства, всех глав местных администраций в течение года провести открытые, публичные встречи с населением во всех муниципальных образованиях области. Рассказать на них о том, что планируется сделать для этой конкретной территории в пределах своей конкретной сферы ответственности. И получить обратную связь: а это ли нужно делать? А что нужно делать на самом деле? И, конечно, объяснить, почему в некоторых случаях нужно делать именно то, чего требуют интересы области в целом, а не отдельных групп влияния, – но объяснить гласно и убедительно. Причем в каждой такой встрече будут обязаны участвовать и фигуранты нашего кадрового резерва – резерв ведь надо тренировать!

Ответственным за исполнение этого поручения назначаю лично себя. А контролировать его исполнение буду просто. 1 января следующего года мне на стол ляжет таблица, в которой по вертикали будут указаны фамилии, а по горизонтали – названия муниципальных образований. 31 декабря следующего года моя собственная строка будет заполнена, это я гарантирую. А на остальные строки… я посмотрю.

Уважаемые коллеги, соратники, друзья! Как вы заметили, в этом Послании гораздо меньше, так сказать, «лирики», чем в прошлые годы. Это сознательное решение. Сейчас не время для лирики, сейчас время для героики. «Герой» в изначальном смысле греческого слова – сильный и благородный защитник. Сила и благородство – вот качества, которые помогут нам выстоять и двигаться дальше. Будущее принадлежит героям. Я верю в тюменский героизм.

(Печатается в сокращённом варианте).