1 ноября 1913 года (по новому стилю – 14 ноября) состоялось официальное открытие Тюмень-Омской железной дороги. Однако оценить удобство передвижения по стальной магистрали жители нашего края смогли почти за два года до этого события: по строящейся дороге ходили по временному расписанию дважды в день пассажирские поезда. И все путешественники, отправлявшиеся со станции Ишим или прибывавшие на неё, не могли миновать здания вокзала.
В прочем, в железнодорожной терминологии того времени это сооружение называлось иначе – «пассажирское здание». Слово «вокзал» пришло в русский язык из английского, и изначально «vauxhall» означало буквально «зал для пения» – на станции Царское село первой российской железной дороги был устроен такой зал для увеселения публики. Постепенно словом «вокзал» стали именовать и здание, где пассажиры ожидали прибытия поезда.
Но не на всех станциях новой дороги стояли одинаковые вокзалы, хотя все они созданы по проектам архитектора Ф. Масленникова. На разъездах залы ожидания устраивались в жилых зданиях при пассажирской платформе. На станциях IV класса, таких как Карасульская, Омутинская, Маслянская (всего их было десять) строились пассажирские здания площадью около 227 кв. м, без буфетов (исключением была лишь ст. Ялуторовск). На трёх станциях III типа: Вагай, Ишим, Называевская – пассажирские здания строились по другому проекту; их площадь составляла 569 кв. м, но, поскольку станция Ишим считалась центральной на новой линии, то к вокзалу был сделан пристрой, который увеличил его площадь до 795,6 кв. м.
На каждом вокзале станций III типа имелись залы ожидания (один – для пассажиров I и II клас-сов и второй – III класса), помещение для продажи билетов, багажное отделение, почта и телеграф, контора начальника станции, буфет, сторожка, ламповая комната (для заправки осветительных приборов керосином); также были запроектированы «дамская комната» и уборные с ватерклозетами, помимо отдельно стоящих на платформе «отхожих мест» для пассажиров проходящих поездов. В пристрое с западной стороны ишимского вокзала разместился приёмный покой – помещение для приёма больных.
Все пассажирские здания строились из кирпича на известковом растворе и покрывались железом – либо оцинкованным, либо обычным, которое красилось на два слоя суриком. Вдоль кровли вокзалов III типа устраивалось ограждение из кирпичных пилонов, связанных кованой решёткой, декорированной, как и всё здание, в стиле модерн. Наружная поверхность стен облицовывалась отборным кирпичом с расшивкой швов цементом выпуклым профилем, так как побелка здания не предполагалась. Фундамент уходил в землю на глубину не менее двух метров. Внутри здание штукатурилось и окрашивалось клеевой краской; потолки белились. Декор интерьеров был сдержанным – тянутые карнизы, деревянные панели, окрашенные масляной краской «под дуб», орнаментированные картуши над дверными проёмами. Дверные полотна делались из чистого дерева, отделывались также в духе модерна и окрашивались «под дуб». Пол в большинстве помещений выкладывался плиткой по бетонной заливке; на ишимском вокзале использовалась керамика производства завода Бергенгейма в Харькове.
Все эти элементы внутреннего убранства можно было видеть на нашем вокзале до его реконструкции в начале 2000-х годов, но они отчасти сохранились ещё на вокзале станции Вагай.
Отапливались вокзалы печами – утермарковскими (круглыми, в «железных футлярах, натёртых снаружи графитовой краской», согласно проектному описанию) и голландскими (встроенными в стену и облицованными керамической плиткой производства завода П.Ф. Давыдова в Екатеринбурге). Дымоходы устраивались внутри стен.
Со стороны перрона над центральным ризалитом (выступом помещения за линию основной стены) на каждом вокзале был устроен деревянный флагшток, над которым развевался вымпел министерства путей сообщения, включавший в себя государственный флаг и эмблему МПС – перекрещенные топор и якорь. Флагшток на ишимском вокзале также сохранялся до начала XXI века. Вход на перрон в прежнее время позволялся только по билетам или за отдельную плату, поэтому пассажирская платформа, устроенная из щебня, залитого известковым раствором, была огорожена забором из деревянных брусьев с перекрестиями. Простояли они недолго – в пору Гражданской войны ограждение ушло на отопление вагонов проходящих воинских эшелонов. Освещался перрон, как и вокзал, керосиновыми фонарями. У входа в вокзал вплоть до 1960-х годов висел колокол, ударами в который обозначалось время отправления поезда.
П оявление железной дороги, несомненно, стало мощным фактором дальнейшего развития Ишима, и в первую очередь это чувствовала местная интеллигенция. Газетные заметки той эпохи о строительстве новой магистрали проникнуты верой в светлое будущее города и края. Так писал о прибытии в Ишим первого паровоза 18 мая 1911 года корреспондент газеты «Сибирский листок»:
«…Мечта ишимцев осуществилась, и первый паровоз прибыл на то место, где в близком будущем будет выситься здание «Ст. Ишим». Это событие отпраздновано молебном. Около линии собралась масса ишимских зрителей и зрительниц: виднелись и костюмы, и шляпы последней моды, и выцветшие блузки, и пёстрые платочки, и чёрные сюртуки, и военные мундиры. Красиво было это пёстрое сочетание красок на фоне молодой весенней зелени. Железнодорожный путь пересекала триумфальная арка, украшенная национальными флагами и зелёными гирляндами. Середина арки пересекалась широкой лентой, и эту ленту – стену, отделявшую Ишим от широкого мира – разорвал, смял двинувшийся паровоз…»
Не меньшее скопление народа было у новопостроенного вокзала станции Ишим и в день открытия регулярного движения 1 ноября 1913 года. Судя по уникальной фотографии из архива участника строительства дороги архитектора Павла Павловича Бушкова (ныне в фондах ИИХМ), день был ненастный, на земле уже лежал первый снег, но лица собравшихся на перроне радостны. Пассажирское здание украшено сосновыми ветвями, цветными фонарями, государственными флагами и плакатами с именами – от Михаила до Николая. На боковых ризалитах – даты: 1613 и 1913. Это означает, что открытие дороги было приурочено к празднованию 300-летия царствовавшего тогда Дома Романовых, и на плакатах – имена царей и императоров из этого рода.
Ишимскому вокзалу довелось увидеть и последнего императора. 14 апреля 1918 года (по новому стилю – 27 апреля) комиссар Яковлев вместе с Николаем Александровичем Романовым, его супругой Александрой Феодоровной и дочерью Марией (остальные члены семьи оставались в Тобольске) разместился в вагоне I класса на станции Тюмень. Зачем Яковлеву нужно было увезти членов царской семьи – историки гадают до сих пор. Первоначально курс был взят на Екатеринбург, но вскоре поезд пошёл в направлении на восток. История этой поездки подробно изучена ишимским краеведом Л.В. Фроловым.
В дневнике Николая II за 15 (28) апреля есть запись: «Все выспались основательно. По названиям станций догадались, что едем по направлению на Омск... Обедали на остановке на станции Вагай в 11 часов. Очень вкусно...» К вечеру того же дня царский поезд прибыл на станцию Ишим. Он в дневниках Николая II не упомянут, лишь написано: «На станциях завешивали окна, так как по случаю праздника народу было много». Действительно, в этот день праздновалось Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим.
А в понедельник 16 (29) апреля «царский» поезд проследовал обратно: Омский совдеп не пустил Яковлева дальше. И снова в дневниках Николая II нет упоминания о нашем городе. Зато осталось интересное свидетельство в № 40 газеты «Известия Ишимского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов»: «Вчера через Ишим в глубь Сибири был провезён из Тобольска бывший царь Николай Романов».
Леонид Васильевич в своей статье, опубликованной во втором выпуске альманаха «Коркина слобода», приводит и другое свидетельство, оставшееся в памяти одной ишимской семьи.
Железнодорожник Константин Иванович Иванов, в то время – рабочий пути 2-й дистанции Омской железной дороги, стал свидетелем прибытия поезда с семьёй Романовых. По его рассказу, «поезд стоял долго, много было народу, но на перрон никого не пускали». «Тогда Константин взял молоток с длинной ручкой и на свой страх и риск двинулся вдоль состава, изображая осмотрщика пути. В одном из окон он вдруг неожиданно увидел царя. Николай II стоял у окна и, как показалось рабочему, равнодушно смотрел на перрон. На какое-то мгновение они встретились взглядами. По тому, как царь подался вперёд, молодому путейцу показалось, что государь «узнал его» (стрелковая рота, где служил К.И. Иванов в 1912-1917 годах, три месяца несла охрану Зимнего дворца). Подошёл милиционер: «Что стоишь?» – «Хожу, осматриваю линию», – ответил Константин. И пошёл с молотком дальше вдоль состава. Кто-то задёрнул шторки окна, где только что стоял царь...» – пишет Л.В. Фролов.
Помнит ишимский вокзал и другие, радостные и драматические, события. В июне 1934 года здесь встречали шедший с востока поезд с героями «челюскинской» эпопеи. Это событие запечатлено на фотографии, опубликованной в книге «Поход «Челюскина»» (Москва, 1934). На ней, кстати, вокзал уже побелен, но с какого года началась побелка – пока не известно. В апреле 1942 года отсюда отправлялись эшелоны с бойцами сформированной в Синицынском бору 229-й стрелковой дивизии, принявшей летом под Сталинградом бой с фашистами. В июле 1957 года через Ишим проезжали поезда с участниками VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов из азиатских стран, – это событие запечатлел фотограф Г.П. Кузурманов. А в сентябре 1984 года на вокзале встречали первый поезд на электрической тяге; митинг по случаю его прибытия отснял Н.П. Хрулёв.
О многом ещё могли бы рассказать столетние стены ишимского вокзала. Но во время реконструкции, начавшейся в 2003 году и продолжавшейся несколько лет, здание заметно изменило свой облик. Во время замены перекрытий (деревянных на железобетонные) исчезли навсегда модерновые решётки парапета. Стены облицованы плиткой с нехарактерным для станционной архитектуры Тюмень-Омской дороги жёлтым цветом. Не осталось и следа от прежнего убранства интерьеров. Прежний бело-голубой вокзал с массивными перронными часами и фигурно обрезанными деревьями остался лишь в памяти ишимцев. Единственное свидетельство былого – знак нивелировки, оставленный ещё дореволюционными геодезистами, который виден на северном фасаде, справа от главного входа.
На снимке: торжественное открытие Тюмень-Омской железной дороги на перроне вокзала ст. Ишим, 1 ноября 1913 г.