Медиакарта
13:53 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не рождаются трудными дети!

Не рождаются трудными дети!
13:37 | 02 декабря 2013
Источник:

В Тюменский детский сад № 89 я шла с волнением, потому что меня ждала встреча с необычными детьми: здесь оказывают помощь малышам с задержкой психического развития.

Как и в других детских садиках, в группах много игрушек, книжек, поделок, такие же шкафчики, кроватки и низенькие столы, но занимаются с детками несколько иные специалисты.

Старший воспитатель Галина Геннадьевна Скачкова пригласила в свой кабинет учителей-дефектологов: Наталью Николаевну Жилякову, Эльвиру Тимаролеевну Уразмаметову, психолога Майру Айтбаевну Есиналимову и логопеда Наталию Анатольевну Баженову. В беседе со мной они рассказали о специфике воспитания «особых» детей.

– Почему у детей возникает задержка психического развития?

– Причины две: биологические и социальные. К первым относятся наследственность, болезнь мамы во время беременности, частые ранние простудные заболевания малыша, перенесенная инфекция, травмы головного мозга или поражения нервной системы. Социальные причины – это недостаток общения с детьми, когда родители, окружив своих чад дорогими и многочисленными игрушками, отдают предпочтение компьютерам, телевизорам и сотовым телефонам и даже, гуляя с ними, заняты решением производственных или семейных проблем. Случается и обратная ситуация, когда родители чрезмерно опекают своего ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые его требования и прихоти. Такое отношение создает почву для возникновения капризности, упрямства, пассивности, безразличия и безучастности ко всему происходящему вокруг. Не появляется желания разговаривать или самому себя обслуживать, все сделают за него: оденут, обуют, игрушки соберут, из ложечки накормят. В итоге ребенок не развивается.

– Что должно настораживать родителей уже в первые годы жизни малыша?

– Если ребенок не отзывается на свое имя, не проявляет интереса к окружающим его предметам, игрушкам, эмоционально не реагирует на близких людей и неадекватно относится к появлению незнакомых, изменению обстановки, то надо насторожиться. Тревогу должно вызывать и невыполнение им простых инструкций: дай, положи, возьми, принеси, как и полное отсутствие речи. К концу первого года словарный запас детей, как правило, составляет около 10 слов.

В таком случае следует обратиться к педиатру, который после осмотра направит ребенка к более узким специалистам. После полного обследования родители могут получить направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, где им порекомендуют вид дошкольного образовательного учреждения.

– Нужно ли детей с задержкой в развитии отдавать в детские сады? Или все же лучше оставлять их дома?

– Некоторые родители стесняются такого «особого» ребенка и, стараясь избежать общественных мест из-за непредсказуемости его поведения, отказываются от детского сада, тем самым лишая малыша общения со сверстниками. А как быть тогда с социальной адаптацией? Ребенок оторван от окружающего мира и будет постоянно находиться в домашней обстановке, в ограниченном пространстве?!

Сторониться общества ни в коем случае нельзя. Если начать оказывать таким особым детям специальную помощь достаточно рано, то к началу школьного обучения их развитие может нормализоваться.

Кроме того, многие родители сейчас стали объединяться по видам заболевания своих детей, вместе водят их на прогулки, устраивают им праздничные мероприятия, театрализованные игры. Это радует ребятишек, да и мамы начинают чувствовать себя гораздо уверенней.

– Какие рекомендации вы можете дать родителям?

– Очень важно в семье выработать единые требования воспитания. Если же единство в требованиях отсутствует (мама сегодня сказала «это можно», а завтра это же самое уже «нельзя»), то дети путаются. Они начинают добиваться своего через слезы, истерику и получают желаемое, управляя таким образом родителями.

Большое значение имеет правильный распорядок дня, соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом, умеренный просмотр телепередач и компьютерных игр. В этом случае ребенок упражняется в умении сдерживаться и учится регулировать свое поведение буквально по часам.

Не подкупайте ребенка конфетами, а ежедневно хвалите его за малейшие успехи, опирайтесь на его положительные качества: доброту, природное любопытство. Это можно начинать с игры и элементарного совместного труда. Разъясняйте ему значение и смысл любого действия, наглядно демонстрируя конечный результат. И всегда доводите начатое дело до конца.

К сожалению, есть родители, которые в общении с ребенком ограничиваются лишь уходом за ним. Такая пассивность просто поражает: начинать порой надо с самих родителей. Зачастую они считают себя не причастными к процессу воспитания и обучения ребенка, ждут от детского сада уже готовых результатов. А без их участия положительного итога просто не может быть.

Мы постоянно обращаем внимание родителей на речевое развитие ребенка. Эта задача, которую они сами могут и должны решать ежедневно. Для этого ничего специально организовывать не нужно. Стоит лишь настроиться на кропотливую работу. Поводом может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Важно не упустить повод что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить! Мы предлагаем родителям проводить разнообразные наблюдения за погодой, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом, сезонными изменениями в природе. Все, что происходит вокруг ребенка и с ним самим, обязательно нужно комментировать, обговаривать. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, звуки дождя или града. Это развивает слуховое внимание. Разговаривать с детьми надо без ласкательных и уменьшительных слов «часы», а не «часики тик-тик», «собака», а не «гав-гав», «едим», а не «ам-ам». Надо правильно и четко называть предметы, ясно произносить слова, а новые, незнакомые, следует объяснить и повторять несколько раз, не ограничиваясь примитивным бытовым словарным запасом.

– А есть ли какие-нибудь пожелания в адрес профильного департамента?

– Многие дети, посещающие наш детсад, нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении, которое требует систематического медицинского контроля со стороны психиатра и невропатолога, а их, к большому сожалению, нет в штате учреждения, заключенные же договоры между врачами и администрацией детского сада краткосрочны. Хотелось бы вернуть врачей-специалистов в детские сады, в этом случае они станут полноправными участниками оздоровительного и коррекционного процесса, смогут проводить ежедневные наблюдения за детьми в группах, консультировать педагогов и родителей, делать медикаментозные назначения и отслеживать результаты лечения.

В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического, речевого развития, расстройствами аутического спектра в компенсирующих группах, что, увы, сказывается на качестве работы с ними: чем больше детей в группе, тем меньше внимания мы вынуждены уделять каждому из них. Поэтому желательно рассмотреть возможность создания в детских садах дополнительных групп, ввести в штат таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Все наши педагоги имеют достаточный уровень профессиональной компетенции, проявляют интерес ко всему новому в специальной педагогике. Но нам бы очень хотелось регулярно повышать свой профессиональный уровень по коррекционному направлению олигофренопедагогики и специальной психологии. На сегодняшний день существует множество разработанных программ, технологий, методик по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая расстройства аутизма и практическое отсутствие речи. Очень бы хотелось не ограничиваться теоретическими знаниями, а практически изучить технологии работы с такими детьми, познакомиться с опытом коллег из других городов и регионов.

К сожалению, не во всех школах есть классы, где дети обучаются по программам специальных коррекционных дошкольных учреждений. Не всегда педагоги школ готовы к встрече с такими детьми, не знают их особенностей, недостаточно владеют методами работы с ними, в чем, безусловно, могли бы помочь теоретические и практические курсы, затрагивающие эти проблемы.

Некоторые родители не желают отдавать ребенка в коррекционный класс, следуя концепции «Интеграция инвалидов в современное общество». Однако надо признать, что в общеобразовательной школе «нашему ребенку» трудно адаптироваться и освоить сложную программу. Им на помощь может прийти тьютор – сопровождающий педагог, который становится связным между учителем и ребенком, он помогает им в учебе и общении со сверстниками. В России уже более 10 лет существует тьютор-ская ассоциация, которая имеет филиалы в нескольких регионах. Есть три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске, Москве, где любой учитель может обучиться технологии тьюторского сопровождения.

Почему бы Тюмени не быть в их числе?

Автор: Людмила БАКЛАНОВА