Медиакарта
7:23 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кредо Руслана Миннуллина

Кредо Руслана Миннуллина
11:39 | 03 декабря 2013
Источник:

Директору Тюменского дорожно-ремонтного управления (ТДРУ) Руслану Миннуллину было предложено представить на конкурс мастерства двух рабочих. Какая проблема? На любом предприятии всегда можно найти передовиков. Но Миннуллин пошел по другому пути: отобрал самых молодых и малоопытных, Юрия Бауэра и Азата Ромазанова – чему-то ведь они научились. Просто самому было интересно выявить средний уровень качества работы своих людей, как-никак конкурс областной. Ветераны, ясный перец, способны на всё, а кто придет на смену? Аллах с ним, с призом. Останемся без места – перетерпим!

Протеже Миннуллина заняли третье место. Юре даже вручили приз как самому молодому участнику мероприятия.

– Неплохо для первого раза, – сказал Миннуллин, обнимая ребят.

Соперники у них именитые, но все-таки будущее – за молодежью. Он и сам, Руслан Наильевич Миннуллин, молодой. Директором управления стал в феврале сего года. Биография в весьма лапидарном виде: с отличием окончил местный архитектурно-строительный университет, здесь же, как говорится, остепенился – то есть стал кандидатом экономических наук. Но душа просилась на производство. Правда, совмещать учебный процесс с производством запрещено. Спасибо заведующей кафедрой, профессору Марине Валентиновне Зенкиной, переступившей табу. Сегодняшний доцент полгода искал работу в строительных фирмах. Взяли в производственно-технический отдел Тюменского ДРСУ. Со временем возглавил отдел. Когда оказался у руля ТДРУ, то пришлось формировать свою команду – понятно, за счет знакомых специалистов из ДРСУ. Мастер Вадим Колесник на новом месте доработался до главного инженера. Круто поднялись здесь по служебной лестнице начальник ППО Рустам Набеев, руководитель цементно-бетонного завода Виталий Васькин.

Работа дорожника не медом мазана, особенно в горячий сезон. Каков режим дня директора? В 6.00 под окнами квартиры тормозит «служебка» – водитель – тезка, тоже Руслан. В 6.45 – начало разнарядки-планерки в диспетчерской, продолжающейся до 7.00. До 10.00 работа в офисе: техническая часть, кадры, бухгалтерия, контроль выполнения заявок на материалы. Затем выезд на объекты: мотаться приходится, будь здоров, ведь точки приложения сил расположены в разных концах города и муниципального района. В 19.00 – вечерняя планерка: распределение людей и техники на завтра.

Армада техники, два завода. Не каждому «адмиралу» по силам. И не дай Бог, кому-то из машинистов не выйти на работу! Вся налаженная схема полетит к чертям собачьим! Это табу. Однако в жизни всякое случается…

Но вернемся к режиму дня. После того как техника распределена, директор опять направляется по объектам: люди-то крепкие, а железо может не выдержать. В 22.00 Руслан Наильевич добирается до своей квартиры на Мысу. Конечно, супруга Аня – нет, все-таки Анна Юрьевна, так как она преподаватель в альма-матер – приготовила ужин. Наконец-то можно поесть спокойно, не давясь куском на ходу. 23.30. Теперь остается за полтора-два часа объехать ночные объекты – вторая смена: а это фрезерование, укладка асфальтобетона и ЩМА. На следующий день ровно в 6.00 начнет очередной виток. В таком режиме прошел весь сезон 2013 года.

А результаты? Нынче объемы работ по сравнению с показателями прошлого года выросли в 3 (!) раза. На 20 процентов увеличилось производство бетона – именно бетона, а не асфальтобетонной смеси. Бетон дорожникам необходим. Его, с лейблом «ТДРУ», охотно покупают крупные предприятия общегражданского строительства. Во-первых, высокое качество материала, так как используется крупнозернистый песок из собственного, «тодэповского» карьера. А во-вторых, раз так, то, не сходя с места, устанавливается приемлемая пропорция цены и качества. Словом, капают денежки. Очень даже хорошая подпитка отрасли, втиснутой в сезонные рамки.

Наиболее развита дорожная сеть в так называемом «столичном» районе – в окрестностях областного центра. Но и здесь многие магистрали требуют совершенствования: их для нормального функционирования общественного транспорта надо расширить, сделать разворотные кольца и карманы, продлить, выпрямить трассу… Часто бабушки и дедушки подходят к дорожникам и выражают благодарность.

– В общем, лавры нам достаются, – смеется директор, – хотя раньше руку приложили депутаты, проектировщики, чиновники разных рангов.

И по делам! Мужики сил не жалеют, себя не щадят. Хотя… Тут на днях благоустраивали улицу Лесную в деревне Посохова. дорога прошла через болотце: направо – камыши и налево – они же.

– Всё! Не могу больше! – взбрыкнул машинист экскаватора Степан Фуксов (фамилия изменена – Ю. М.). Впредь задерживаться после смены я не намерен. И в выходные не выйду. Ну и что, что платите двойную зарплату?! У меня дом, семья. Это у тебя, начальник, ни за кого голова не болит. Морды, панимашь, наели…

Миннуллин – человек эмоциональный, резкий, но тут сдержался, одно сказал:

– Меня, Степан Каллистратович вы, можете не уважать, ваше право, а вот погон моих прошу не оскорблять.

Насчет погон, конечно, сказано чисто идиоматически. Хотя по форме правильно: на военной кафедре заслужил звание лейтенанта запаса. Специальность: сапер.

…С годовой программой ТДРУ справилось месяца два назад. на дворе уже середина ноября, но погода благоприятствует, и чего бы не поработать, коль заказчик не против. С Русланом Наильевичем по «мобильнику» договорились увидеться на одном из объектов. Встретились у недавно построенной транспортной развязки по улице Мельникайте. Здесь дорожники доделывали подъезд по Широтной. Работали здорово, одновременно тремя комплексами – это редко можно видеть. Потому что надо было успеть, пока стоят почти летние деньки. Затем у дорожников начнется другая «заруба»: дважды в году – до и после строительного сезона – ТОДЭП проводит спортивные соревнования: 24 команды из всех районов области. Виды: волейбол, мини-футбол, шашки, шахматы, бильярд, перетягивание каната, настольный теннис. В футболе традиционно нет равного Руслану Миннуллину: такие мастерские у него обводки!

– Откуда навыки? – спрашиваю директора после того, как беседа на производственные темы себя исчерпала.

Миннуллин разливает по очередной чашке кофе. (Это мы уже в офисе управления).

– Ну, один марки собирает, другой монетами увлекается… А у меня хобби – футбол и хоккей. Знаете, с чего началось? Я же родился и вырос в поселке Дорожный, он сейчас в черте города. А тогда населенный пункт был у черта на куличках, вдоль федеральной автомагистрали Р-404. Жилая зона состоит из 18-квартирных домов. Начальник ПТО Борис Николаевич Глызин – ну, мой бывший начальник, так сказать, мой учитель, гуру, – он собственноручно возводил эти строения. Сейчас он пенсионер, живет здесь до сих пор. Значит, промбаза, жилье, магазин – и всё. Нам, ученичкам, надо же чем-то занять себя после уроков. Вот и гоняли в поле мяч. Позже ДРСУ оборудовало в Дорожном спортзал. Тут-то и отвели душу!

– Знаете, что меня ещё увлекает? – озадачивает себя Руслан Миннуллин. – Автопутешествие. Нет, не в Турцию и Египет. А на родину предков – это деревня Старотукраново Бураевского района Башкортостана. На двух машинах отправляемся из Тюмени – у меня, как и у отца (Наиль Миннуллин тоже дорожник, в его «Трудовой» одна запись: «Тюменское дорожно-строительное и ремонтное управление»), «ауди», выходит, поддерживаем германский автопром. (Смеётся). Где заметим живописное место, тут и тормозим. Мама, Кадрия Ганиевна, в момент достает скатерть-самобранку: варенья, соленья собственного производства, салаты…

Наконец-то мы на месте, вот деревня Старотукраново. Здесь сливаются две светленькие речечки. Но рядом реки Белая, Бирь и Быстрый Танып, чуть дальше – Кама. Население 208 душ, точку можно найти лишь на карте крупного масштаба. Не зря же говорим: малая родина. По территории региона проходит автомагистраль «Дублер Сибирского тракта», федеральные автодороги М5 и М7. Считается, что в Башкортостане самая протяженная в России сеть дорог – 29,5 тысячи километров, но менее половины из этого числа асфальтировано, щебеночные – не в счет. В целом дороги не шибко хорошие. Но вот по пути заметили три АБЗ контейнерного типа из Германии. Производительность каждой 240 тонн смеси в сутки. Раньше они на нашем маршруте не встречались. Похоже, ОАО «Башкиравтодор» переоснащается. И дороги, говорят, начали строить по швейцарской технологии.

Справка. Тюменская область располагает автодорогами с общей протяженностью 19 тысяч километров, в том числе 69,3% – с усовершенствованным покрытием. В строительство, реконструкцию, ремонт, содержание этих магистралей в 2012 году вложено 27 миллиардов рублей. На 29,5 тысячи километров автодорог Башкортостана приходится 10 миллиардов, то есть почти в три раза меньше. Естественно, у сибиряков больше возможностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Удельный вес ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий в Тюменской области 7%, в Башкортостане – 24,6%.

Но вернем тему в русло рассказа Руслана Миннуллина.

– Бываем в Старотукраново ежегодно, хотя из многочисленной родни здесь остался только Ковый, дядя отца, значит, мне приходится дедушкой. У него тут пасека.

– О-о-о! Знаменитый башкирский мёд! – восхищаюсь я.

– Да, затариваем здесь флягу, пользуемся целый год. Кстати, башкирский мед используют в предполетной программе подготовки космонавтов в Звездном городке, – просвещает меня Миннуллин и предлагает рецепт напитка, который называется боол. – И так: на 160 граммов кипяченой воды 40 граммов башкирского меда. Настаиваете 3-4 часа. Принимаете ежедневно вместо растворимого кофе – и живете бодрым и здоровым не менее 100 лет.

Теперь понятно, почему герой нашего рассказа такой энергичный.

– Принимаете близко к сердцу родственные связи, – констатирую.

– Да, для мусульманина семья – это не только ячейка общества, это всё! – восклицает директор. – А родня у меня обширная. Только у мамы сестра и шестеро братьев да у отца – сестра и двое братьев. Плюс мужья и жены, дети, внуки. Добавим меня с супругой и мою сестру Ларису с мужем.

Пьем кофе. Общаемся. В общем довольно свободно обходимся со временем. Потому что горячий сезон позади, хотя в момент разговора подразделения ТДРУ вели завершающие работы на последнем в этом году объекте: расширяли улично-дорожную сеть в деревне Труфанова – для открытия автобусного маршрута. Теперь-то у Миннуллина появится «окно» для преподавательской деятельности.

– Руслан Наильевич, каков уровень подготовки нынешних абитуриентов?

– Будущие студенты вуза не могут составить простейшую пропорцию, с которой мы в свое время запросто справлялись в пятом классе. В 2002 году, заметил, ребята были более подкованные с точки зрении общей подготовки, более эрудированные. Думаю, понижение общего уровня образования – следствие безоглядного копирования западных форм. Я имею в виду тестирование, то есть ЕГЭ. Конечно, это значительно усложняет труд преподавателя университета. А вообще мне нравится находиться в кругу молодежи. Других подтягиваешь, но и самому приходится постоянно повышать свой уровень.

– Кажется, падает доверие к степеням. В СМИ то и дело появляются сообщения о списанных диссертациях, новых идей в них нет совсем. Вот у вас «черные шары» были?

– Да, были: один из одиннадцати. Уверен, претензии не к диссертации, а лично ко мне. Человек я эмоциональный, успел нажить врагов.

– Ну, будем исходить из сентенции: если у физического лица нет врагов, то это плохой человек. Знаете, почему заинтересовался? Не так давно в одном из вузов присутствовал при защите кандидатской диссертации. Большинство выступающих ругали работу, потому что: а) нет новизны, тему много лет назад разработал доктор наук из местного НИИ, который нынче на ПМЖ в США; б) использование темы на практике исключено; в) нет актуальности. Действительно, труд посвящается процессам замерзания грунтов. Кто бы взялся за размерзание! Две трети территории России занимает вечная мерзлота, а грядет глобальное потепление. Что станет с мостами и дорогами, проложенными практически во льду?! В общем, ничего нового в научном плане. И все же, представляете, все члены ученого совета проголосовали «за». Проголосовали и дружно потопали на первый этаж: там вновь испеченный ученый накрыл «поляну».

– Взгляд со стороны не всегда оказывается верным и справедливым, – прерывает мою сентенцию Миннуллин. – Помнится, оппоненты кандидата в мэры Москвы Сергея Семеновича Собянина жестко критиковали его: дескать, мало смыслит в дорожном строительстве, даже асфальт в столице уложили плохой, вон какой ноздреватый. И в самом деле, ЩМА выглядит не блестяще, не так гладок, как традиционный. Но зато не скользит, обеспечивает требуемое сцепление колес с дорожным покрытием. А это уже безопасность движения. Значительно увеличивается срок службы магистрали. В Германии ЩМА применяется с конца 60-х годов прошлого века, а мы ещё только подошли к активному использованию прогрессивного материала. В этом году ТДРУ уже из нефтеперерабатывающего завода получает битум с полимерной добавкой элвалой. На месте не стоим. Что, ещё по кофе?

Напиток директор готовит сам: в приемной кулер, банка с растворимым кофе. Летом сидела девчушка-секретарша, как там… офис-менеджер. Приводила бумаженции в должный вид. Но вот начался учебный год – и умчалась практикантка на лекции в ТюмГАСУ. Теперь сам… Вышел Миннуллин в приемную, а здесь дама дожидается.

– Ой! – воскликнула. – Я так рада. – и смахнула слезу.

– Чего такого радостного?

– Как же… Я мама Юры Бауэра… ну, который на конкурсе… Вот в армию провожаем…

– Да знаю я, подождем, подумаешь, какой-то год отслужить, связь будем поддерживать.

– Как же… Вам большое спасибо, воспитали парня, до армии довели…

Ничего предосудительного за Юрой вроде бы не замечалось, а подростки все трудные, возраст такой. Покрутился рабочим в добром коллективе, пообтесался. Никаких своих заслуг в воспитательном процессе Миннуллин не замечал. Даже неловко стало, какой он Макаренко… Ещё сам не дошел до статуса папы. Но скоро они с Аней пополнят семью. Вот-вот.

– Спасибо… если бы не вы…

Дама оказалась коллегой: главный бухгалтер Бердюжского ДРСУ. Случаются же такие стыковки. Надо посмотреть в справочнике фамилию, тоже, наверное, Бауэр. И уточнить, в какие войска призвали парня.

… Открыт зимний сезон по обслуживанию автодорог. Под «крылом» ТДРУ 108 километров региональных трасс. На дворе не то начало осени, не то начало зимы. Но в Сибири живем, завтра… нет, через час, возможно, хлынет ливневый снег. Вот уже Интернет вещает: «Вниманию водителей! на тюменских трассах возможна гололедица». Но ситуация полностью была, есть и будет под контролем. Техника в боевой готовности, народ не дремлет.

А там и до Нового года рукой подать. Соберется в поселке Дорожный на квартире у основателей рода Наиля Булатовича и Кабрии Ганиевны вся семья. Счастья вам всем и здоровья!

P.S. В момент, когда я писал эти строки, председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов вручал Руслану Миннуллину Большой Кубок. За первое место ТДРУ в конкурсе по обслуживанию региональных автодорог.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/