Медиакарта
20:05 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Беда пришла давно...

Только земледельцы не «замечают»...

Мы живём в условиях товарно-рыночных отношений. В основу их положено постоянное совершенствование производства на базе последних достижений науки и техники: внедрение автоматики, электроники, компьютеры, использование специалистов высоких квалификаций. Производство не должно быть заморожено в первоначальном виде, оно должно беспрерывно развиваться, используя для этого весь опыт предшественников и последние достижения науки и техники.

Товаропроизводитель может быть на высоте только в том случае, когда он находится в постоянном поиске методов и приёмов, которые уменьшают затраты на производимую продукцию, значительно увеличивают рентабельность производства. Высокая рентабельность даст возможность беспредельно расширять производство. Для устойчивости производства производитель товара должен знать - какой товар в дефиците и на какое время потребность на производимый товар будет высокая. Заниматься производством невостребованных рынком товаров – это гибель для товаропроизводителя. Что и случилось в Армизонском районе. Потребность в зерне (за исключением 2010 года) полностью была удовлетворена. Государство в производимых количествах не нуждалось. Цена на зерно упала, а земледельцы всё равно производили его - себе в убыток. Скорректировать крестьянина в данном случае - какие продукты сельскохозяйственного производства производить экономически выгодно в районе - некому. А самым выгодным производством в земледелии на сегодня и на долгие годы в будущем было и остаётся производство многолетних трав. К примеру, тонна семян донника стоит 55000 руб., костра безостого – 70000 руб., люцерны – 210000 рублей, а они в Армизонском районе растут и хорошо плодоносят, рентабельность семян многолетних трав достигает до 700 %. Вторым источником денежных доходов является производство кормов. Занимаясь им, земледелец одновременно решает ряд проблем: способствует увеличению поголовья животных и их продуктивности, увеличивает плодородие полей, дополнительно с производством семян бобовых культур рождается новая отрасль – пчеловодство. Главная работа пчёл – опыление, побочно - производить мёд, пергу. И это, опять же, дополнительный доход. Об этом поговорим позднее.

Земля – основной производственный базис сельского хозяйства. Однако в структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции не учитывается деградация почв, ухудшение их качества – снижение плодородия. Плодородие почв быстро снижается при использовании монокультуры в зерновом производстве: нарушается фитосанитарное состояние, проявляется почвоутомленность, разрушается структура, теряется гумус, идёт засоление, закисление. В конечном итоге – почва полностью теряет плодородие. Бездефицитный баланс гумуса при использовании в севообороте одних зерновых культур невозможен. Большинство земледельцев Армизонского района используют в посевах только зерновые и пар. Известно, что после уборки зерновых с поля уносится вместе с урожаем 0,7 – 0,9 тонн гумуса. Что даёт земледельцу парование поля? Это зависит от отношения земледельца к делу. Пар – ремонтное поле. Затраты на парование должны возвращаться на протяжении нескольких ближайших лет.

Главная задача парования: очистить поле от сорняков, накопить влагу, выровнять поверхность, заправить поле питательными элементами – внести органику, отремонтировать подъездные пути. Многие крестьяне обработку пара начали с отвальной пахоты, где-то с половины июня. Оголённая земля под палящим солнцем к этому времени пересохла, поверхность стала глыбистой. В сухой земле семена сорняков не прорастают. Черви – главные поставщики плодородия или погибли, или ушли в глубину. Получили полную свободу аэробные организмы. Аэробы быстро разлагают органическое вещество до конца - до аммиака и углекислого газа, которые улетучиваются в атмосферу. Итак, за 3 месяца парования поле потеряло больше двух тонн гумуса – равносильно 25-30 тоннам навоза, не накопило влаги, сохранились сорняки. Пар потерял свою ценность. По плодородию сравнялся с ранней зяблевой обработкой.

Обработку пара необходимо начинать не с пахоты, а с поверхностных обработок. Это позволит создать на поверхности поля мелкокомковатую структуру. Закроет влагу, даст возможность набухать и прорастать семенам сорняков. Влага, в свою очередь, не позволит активно развиваться аэробам, вместо их в почве будут работать анаэробы, они разлагают органику не полностью, до той консистенции которую смогут использовать корни растений. Пахать в сухую погоду не следует. В крайнем отношении, если есть такая необходимость, вспахать безотвально. Экономя на поверхностных обработках, земледелец теряет часть урожая по паровому полю, и значительную часть плодородия пашни, если поверхность поля после вспашки стала глыбистой. Пар в нашей зоне необходим. Но его надо иметь в размерах возможного, да и для пополнения пахотного горизонта органикой необходимо принимать меры. Бесконечно грабить почву не придётся - она в недалёком будущем откажется создавать урожай.

Приведу пример, как земледельцы Емуртлинского хозяйства поддерживают плодородие полей на высоком уровне. Система севооборотов обеспечивает бездефицитный баланс гумуса. Они в этом держат оптимальное соотношение однолетних и многолетних культур. Из 15660 га пашни кормовые культуры занимают 6700 га – 42,8 %. Они высевают кукурузу, однолетние и многолетние травы. Все это у них обеспечивается высокой агротехникой. У них нет культур, требующих особо высокой агротехники. Им нужны хорошие предшественники. Уровень агротехники для всех культур одинаково высокий. Это им позволяет обеспечивать кормами многочисленное поголовье животных и зерна больше, чем весь Армизонский район.

У земледельцев Армизонского района пшеница – это лидер. Под её посев используется лучший предшественник – обычно паровое поле. Для ячменя в последние годы тоже создаются хорошие условия, для овса - похуже, а для однолетних трав - что останется от главных культур. Они могут высеваться на окраинах полей, на неудобице и отходными семенами, иначе чем можно объяснить, что сейчас ежегодно они дают низкие урожаи или списываются вообще. Многолетние травы – культура, которая больше всех способна повышать плодородие полей, создавать устойчивую кормовую базу - не пользуется авторитетом. Упоровцы не пользуются парами. Они, наоборот, стараются как можно интенсивней использовать землю. Пашня в течение всего вегетационного периода покрыта растительностью. После донника, используемого в качестве сидерата, высеваются однолетние травы. Видимо, используют и одногодичный клевер, и неоднократно в течение лета собирают с него урожай. Однолетние травы, если их убирать в период цветения, способны давать два урожая. Условие одно - за всеми культурами необходим должный уход: своевременно подкармливать минеральными удобрениями, боронить, а может и дисковать, если в том есть потребность. У них благоприятные почвенно-климатические условия и забота о плодородии почв на высоком уровне.

В Армизонском районе почвенно-климатические условия жёсткие - они нередко соседствуют по количеству осадков с пустынными. Казалось бы, в этих условиях надо особенно заботиться о плодородии почв. О парах своё мнение я высказал, а что можно сказать о зяблевой обработке? Тот же подход – лишь бы сделать, а как? В большинстве зяблевая обработка проводится не своевременно, а потому и некачественно. Её необходимо проводить вслед за уборкой урожая. Сорные растения под пологом основной культуры растут и развиваются слабо, - сильно уязвимыми от обработки почвы. Земледелец должен использовать этот момент для борьбы с сорными растениями. Зяблевую обработку необходимо начинать с поверхностных обработок. Это способствует накоплению влаги за счёт у концентрации почвенных паров. Почва под действием влаги примет состояние физической спелости и во время обработки будет хорошо крошиться. Пахота получится выравненной.

Т.С. Мальцев ограничивался поверхностными обработками. Глубокую безотвальную обработку проводил в парах. Мелкие безотвальные обработки хорошо крошат поверхностный слой – на глубину 5-6 см, создают из пожнивных остатков мульчу. Такая обработка способствует накоплению влаги не только за счёт осенних, зимних, весенних осадков, но и за счёт туманов, рос, изморозей. Энергосберегающая технология в основе своей использует мальцовскую технологию. Рационально и земледельцам района зяблевую обработку ограничить двумя – тремя поверхностными обработками культиваторами или лущильниками. Многократная поверхностная обработка будет способствовать провокации семян сорных растений и падалицы от основной культуры и уничтожению их, накапливанию влагу и сохранит корневые и пожнивные остатки для производства гумуса. Если всё-таки проводится отвальная пахота - примите меры, чтобы она была не глыбистой. Глыбистая зябь теряет влагу осенью, зимой и часть той, что получена от таяния снегов. Она способствует большой потере гумуса – работают аэробные бактерии. Надёжно закрыть влагу ранневесенним боронованием после глыбистой зяби почти невозможно. Дело в том, что рыхлый слой почвы, созданный боронованием, после высыхания по плотности становится таким же, что и внизу лежащий. Капилляры восстанавливаются на всём пахотном слое, влага беспрепятственно испаряется в воздух. Поля, преждевременно лишённые влаги и питательных элементов, не способны питать растения влагой и питательными элементами. При благоприятных погодных условиях – после глыбистой зяби – формируется бедный урожай, при неблагоприятных условиях - погибает. Некоторые земледельцы района ежегодно несут убытки от глыбистой зяблевой обработки, а проститься с ней не могут. Выровненная без глыб отвальная пахота накапливает влагу, хорошо уплотняется, сохраняет питательные элементы, в глубине пахотного горизонта работают анаэробные бактерии. Ранневесеннее боронование создает мелкокомковатую структуру. По плотности при высыхании этот мелкокаменистый слой не может уплотниться до плотности внизу лежащего слоя и надёжно закрывает влагу, предохраняет гумус до полного разложения. На выровненной, рано вспаханной зяби имеется возможность получать высокие урожаи.

Тормозом в развитии сельскохозяйственного производства стало внедрение районной администрацией сразу после перестройки трехпольной системы в земледелии. Трехполка не только подорвала основу кормопроизводства - полностью уничтожила её. Заготовкой кормов стали заниматься, в основном частники. Заготовку основного корма – сена - ведут с естественных угодий, урожайность их низкая, качество и количество не удовлетворяет животноводство. Цена возросла до таких высот, что сено покупать для многих животноводов стало накладно. Поголовье скота резко сократилось. Кадры животноводов вынуждены искать другие работы. Трёхполка мало того, что подорвала основу животноводства, её неблаговидное влияние губительно отразилось и на полеводстве. Использование в посевах только зерновых культур значительно ухудшило плодородие почв. Из года в год зерновые культуры истощали почву тем, что каждый год использовали одни и те же питательные элементы. Это привело к истощению плодородия, такое явление в агрономии называется почвоутомлением. При использовании одних зерновых культур нарушается и фитосанитарная обработка. Нарастает количество вредителей как в надземной, так и в подземной части, создаётся благоприятная обстановка для роста и развития сорняков. После каждого урожая и парования почва обедняется гумусом, идёт деградация – разрушение почвенной структуры, нарушается кислотно-солевой баланс. Почва или закисает, или превращается в солонец. Конечный итог: потеря способности снабжать растения в нужный для него момент водой и питательными элементами – бесплодие. К такому результату приближается пашня некоторых земледельцев района.

Надвигающую беду можно было предотвратить намного раньше, но в районе не оказалось специалистов, которые могли бы сделать анализ настоящих результатов, и на их основе предвидеть будущее. Район должен жить, а сельское хозяйство развиваться. Придётся начинать с того, от чего когда-то ушли. Жаль только того, что в производстве сельскохозяйственной продукции много потеряно за эти годы. Во-первых, необходимо перестроить свою ориентацию – работать не для того, чтобы наработаться, а для того, чтобы делать деньги. Большие деньги можно и нужно заработать на производстве многолетних трав. С развитием семеноводства многолетних трав появляется возможность вводить в севообороты многолетние травы - как злаковые, так и бобовые. Появится возможность улучшать естественные сенокосы и пастбища, изменить технологию обработки земли. Стремиться к тому, чтобы пашня за вегетационный период как можно дольше была бы покрыта полезной растительностью.

В районе необходимо иметь работоспособную службу специалистов – агрономов, зоотехников. Специалист - он не только для того, чтобы решать повседневные вопросы, но и работать на будущее. Масштабность кормопроизводства, а также высокая фитомелиоративная роль многолетних трав на пашне, сенокосах и пастбищах позволяет устранить многие диструктивные процессы, резко снизить засорённость полей, повысить плодородие почв и урожайность последующих культур.

Район постепенно перейдёт от кустарного производства молока и мяса на промышленное. Цель развития производства - иметь в районе несколько мега-ферм с поголовьем коров 600 – 800 и более голов. Возможно, в будущем животноводы района займутся разведением мясного скотоводства. Это - менее затратное производство, и более доходное. Промышленное производство молока и мяса позволит иметь в районе переработку продукции и её продажу.

Желаю всем успеха!

Ф. ДУНДУКОВ