Медиакарта
10:58 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

А вы брали интервью у Вини Пуха?

А вы брали интервью у Вини Пуха?
13:19 | 05 декабря 2013
Источник:

Чик, пара секунд темноты – и вот мы в волшебном мире телевидения! Сколько же здесь всего интересного! Чик – и вот уже сама сказка распахнула перед нами свои загадочные двери! Чик – и мы плывём на старинном корабле к необитаемым островам!..

Сегодня, ребята, мы в гостях у юных тобольских тележурналистов студии «Цифра» Дома детского творчества. Как делается детское телевидение, рассказывает её руководитель Евгения Быба.

– История нашей телестудии начиналась в 90-е годы XX столетия, организовала её Галина Александровна Бородина. Я её ученица. С шести лет постигала премудрости тележурналистики. А с этого года возглавила студию. – Ох, и добавилось же вам хлопот?

– Раньше я думала, что работа с детьми – не для меня: надо во многом себя ограничивать, во всём быть правильной. Сейчас так не считаю. Занимается в студии более сорока ребят, с четвёртого по одиннадцатый класс, и я общаюсь с ними на равных. У меня даже мысли не возникает казаться лучше, чем я есть на самом деле, и дети это чувствуют. Своим примером я показываю: не стыдно чего-то не знать, стыдно не спросить, если не знаешь.

– С чего начинаются занятия?

– С новостей! Ребята рассказывают, что у них произошло за то время, пока мы не виделись. Оказывается, детям сложно выделять новости из общего контекста событий. Поэтому мы все новости поделили на школьные, общественные и личные. Со школьными и личными вроде всё понятно, а вот с общественными, сложно. Ведь для того, чтобы их узнать, надо смотреть новостные телепрограммы, читать газеты. У нас в студии на столах всегда лежат газеты, журналы: «Территория первых», «Юный натуралист», «Тюменские непоседы»... Мы их читаем от корки до корки, а потом обязательно пересказываем.

– Тренируете память?

– Не только. Ребята часто запоминают какой-то один абзац, поэтому учимся пересказывать так, чтобы остальным всё было понятно. Потом мы играем в простую, но как оказалось, сложную игру – слова. Надо много читать, чтобы иметь большой словарный запас. Есть очень начитанные дети. К примеру, Лиза Кинчина. Она порой такие слова называет, которых и я не знаю. Спросишь её, и она тут же начинает объяснять: где-то в Австралии живёт вид или подвид редкого животного!

– Ух, ты!

– Для расширения кругозора мы регулярно ходим на различные экскурсии, музеи, выставки, знакомимся с работой редакций газет, журналов, бываем на тобольских предприятиях. Посетили мы также Областную Думу, телерадиокомпанию «Регион Тюмень» и «СТС – Ладья»; ездили на экскурсии в Екатеринбург и Питер. После ребята обязательно пишут творческие работы: делятся впечатлениями.

– Интересно живёте!

– У младших развиваем фантазию в играх. Например, берём раскраску, фломастеры, и они должны не просто её раскрасить – придумать историю. Ребёнок и фантазию проявляет, и отрабатывает самый главный навык – как должен строиться рассказ.

– А зачем раскрашивать?

– Используя краски, они добавляют в свой рассказ новые грани. Почему, например, кошка красная или зелёная? Потому что она в краску залезла или волшебная.

– На ваших полках много книг со сказками.

– Не во всех семьях сейчас принято читать. Раньше перед сном ребёнку всегда читали. Сейчас это ушло из повседневной жизни. Сказки знают исключительно по мультикам. А жаль. Вот мы читаем, рассуждаем: какую мысль автор хотел донести до читателей. Иногда разгорается дискуссия, ребята начинают спорить. И это хорошо – они должны уметь высказать своё мнение и выслушать другого, даже если с ним не согласны. И этому мы тоже учимся. Умение слушать для журналиста очень важно! Обязательно читаем сказки по ролям, тем самым разрабатываем голос, дикцию.

– Взрослый ребёнок наверняка осознанно идёт в детскую телестудию, а малыши?

– Родителям интересно, а потом и ребёнок увлекается. Сразу договариваемся, что приходим сюда не для того, чтобы стать звездой. Мы прежде всего занимаемся общим развитием. Каждый отвечает за себя, за своё развитие, и здесь нужно трудиться.

Раз в месяц профессионалы дают нам возможность выхода в эфир. На тобольском телевидение ТРК «Тобольское время» у нас выходит десятиминутная передача «Изрядно», в которой мы рассказываем о том, что происходит интересного в жизни школьников, молодёжи нашего города, какие мероприятия проходили в течение месяца.

– Всё по-взрослому?

– Да! Со съёмками и видеомонтажом нам помогает профессиональный оператор. Но мы учимся – недавно наш студиец Алексей Миленин прошёл обучение и теперь может качественно снимать видеосюжеты, работает помощником видеоператора.

В конце учебного года старшие ребята делают презентации. Это анализ: чему они научились, на что следует обратить внимание в следующем году и обязательно выполняют творческую работу. Кто-то пишет сочинение, рассказ или готовит видеосюжет для нашей постоянной телевизионной рубрики «Прогулки по заповедному городу».

– Это ж очень ответственно!

– Ребята это понимают. Это большой труд! Иногда они по нескольку месяцев готовят материал для зарисовки в две с половиной минуты. Ходят в библиотеку, встречаются со знающими людьми. Сложно бывает монтировать – они зрителю хотят дать всё! Но, к сожалению, мы ограничены временем в эфире.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая с детьми?

– Да они на каждом шагу! Представьте, ребята написали текст, выучили его, осталось только записать, а они стоят перед камерой и смеются часа полтора, а время идёт. Но это дети, их нельзя загонять в рамки, как на взрослом телевидении: или работай, или уходи. Это для меня работа, а для них – прежде всего игра. Я стараюсь брать на себя все сложные моменты, чтобы им было интересно и легко, чтобы они приходили в студию с удовольствием, могли развиваться, не боясь, что их отругают, выгонят, поставят двойку. Я стараюсь научить ребят учиться прежде всего для себя, поэтому оценок у нас нет. После того как мы всё сделали: отсняли, смонтировали видеосюжет, обязательно просматриваем каждый материал, и ребята уже сами видят все свои минусы. Они могут оценивать себя со стороны – и это здорово!

– Помогаете ли вы своим воспитанникам справиться с боязнью брать интервью?

– Мы регулярно проводим тренинги. Сначала работаем в группах, чтобы раскрепоститься, научиться чётко формулировать мысль. Учимся составлять вопросы и брать интервью. Для начала берём сказочных персонажей: Белоснежку, Вини Пуха. Это помогает ребятам преодолеть некий дискомфорт. Когда они думают о чужом человеке, им сложно понять, о чём у него надо спрашивать, с чего начать.

– У Вини Пуха проще?

– Безусловно. Они твёрдо знают, что Вини Пух любит мёд, значит, его можно спросить: любишь ли ты сладкое? Или – твоё любимое лакомство? Кто твои друзья? Они сами знают ответы. Это помогает понять, как правильно задать вопрос, чтобы получить нужный ответ. Вопрос должен быть не ради вопроса, а ради нужного ответа. В дальнейшем мы учимся, как сделать так, чтобы получить этот ответ.

Ещё мы проводим опросы на улице. Сначала отрабатываем друг на друге и только потом выходим в люди. Я думала, что для ребят это будет сложно, но оказалось – нисколечко. Им даже нравится. Проблема только в том, как они воспринимают отказы от ответов. Обижаются или начинают в себе сомневаться. Учимся это перебарывать в себе. Отказывают всем, даже профессионалам. И это нормально, не надо на этом зацикливаться.

– Грамоты и дипломы на стенах говорят о том, что ваши ребята успешны!

– Мы участвуем во многих конкурсах и фестивалях. Это возможность показать, что ты умеешь и получить оценку от профессионалов. Для меня ещё важно, чтобы ребята посетили мастер-классы. Три года назад мы ездили в Ростов-на-Дону, где проходил форум молодёжных СМИ «Фокус». Побывали в Москве на Всероссийском фестивале «Включайся». В прошлом году на Всероссийском конкурсе «Зелёная планета» заняли второе место.

– А вот и диплом с тюменского фестиваля радиопрограмм «Птенец».

– Два года подряд принимаем участие в этом замечательном фестивале! И дважды в своей номинации занимаем второе место! В прошлом году – Валерия Половинкина и Макар Сотниченко, этом – Ждан Русанов и Макар Сотниченко сделали передачу об Интернет зависимости. Макар за своё активное участие в фестивале получил диплом, огромного медведя и планшет! Домой уехал довольный!

Не так давно осуществилась наша давняя мечта. Мы четыре года мечтали отправиться в дальние странствия с ребятами из разных телестудий, и вот в сентябре на теплоходе «Н.Некрасов» прошёл пятый международный фестиваль телевизионных студий «Телефлот – 2013». Пять незабываемых дней по маршруту: Москва – Мышкин – Нижний Новгород – Плес – Кострома – Ярославль – Москва. Каждый город запомнился интересными экскурсиями. А на корабле проходили интересные мастер-классы с ведущими специалистами телевидения: режиссерами, журналистами, операторами, телеведущими. Пресс-конференции, круглые столы, ток-шоу по самым актуальным проблемам, просмотр телепередач юных коллег.

Фестивальные дни были очень насыщенными, они наполнили нас творческой энергией на весь учебный год! Фестивали и конкурсы – это то, что зажигает детей в творческом плане. Они меняются на глазах! Становятся более уверенными, и не только как журналисты, но и личности.

– Так что же такое «Цифра»?

– В «Цифре» мы занимаемся развитием ребёнка, учимся видеть интересное вокруг, чтобы потом поделиться с другими. Возможно, зажечь ещё чьи-то сердца.

Фото из архива телестудии «Цифра»

Автор: Оксана ГОСТЕВА