Добро и зло, альтруизм и эгоизм, героизм и трусость, правда и ложь – эти и другие противоречивые понятия становятся темами для постижения и обсуждения смысла жизни четвероклассниками. Правительство России утвердило план мероприятий по введению с прошлого учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а если быть точнее – в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников десяти-одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Каждая школа вправе выбирать модуль, по которому будет вестись данный курс. А выбирать, замечу, есть из чего, так как разработчики проекта предложили шесть вариантов, основываясь на различных видах культур – православной, иудейской, мусульманской, буддийской, на мировых художественных религиях, на светской этике.
В первом корпусе Юргинской средней общеобразовательной школы три четвёртых класса, которыми руководят учителя Ольга Михайловна Синягина, Мария Александровна Ефимова и Ольга Владимировна Пуртова. ОРКСЭ, такова аббревиатура курса, ведёт заместитель директора Ольга Борисовна Фатюшина.
– Выбирать конкретное направление для школьника должны его родители, – замечает Ольга Борисовна, – поэтому весной на собрании я рассказала про все модули. В результате в этом году для 65 ребят преподаю «Основы светской этики», а для одного ребёнка – «Основы православной культуры». Таковы были желания родителей.
Данный предмет, на который отпускается один час в неделю, ведётся за счёт часов литературного чтения. Согласно программе составлены учебники, потребность в которых полностью удовлетворена. Кстати, для каждого модуля – свой учебник. Один из них, по светской этике, держу в руках. Крупный шрифт, яркие наглядные рисунки и фотографии – всё красочно и интересно.
– Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в пятом классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего, – поясняет О.Б. Фатюшина. – На уроках разбираем разные ситуации, слушаем басни и притчи, в том числе собственного сочинения, где речь идёт о морали, говорим о нравственных идеалах, великих людях. На каждом занятии обязательно обращаю внимание на этикет. Учимся правильно вести себя в школе, театре, в гостях, пользоваться столовыми приборами, говорим о том, как и какие подарки нужно дарить, как переходить улицу.
Ребятам же интересно всё. Где они ещё могут получить ответы на вопросы: как появилась первая картошка в России, как цветы попали на дамские шляпки, почему при встрече мужчины жмут друг другу руки? Темами занятий были также моральный долг, семейные традиции, генеалогические древа, ребята даже герб своей семьи придумывали и изображали на альбомном листе…
«Основы религиозных культур и светской этики» – предмет новый не только для школьников, но и для педагогов. Без тьютерства и обмена опытом, пусть даже небольшим, здесь не обойтись. Да, есть учебники и методическая литература, есть информация в Интернете, но живое общение куда эффективнее.
– Не так давно вместе с начальником отдела образования педагоги, ведущие предмет, ездили в Тобольск, где разбирали тему: «Этнокультурное содержание компонента». Своими наработками по предмету делились учителя. Интерес вызвали тематические видеозаписи и рекламные видеоролики социального характера.
Ольга Борисовна считает, что ОРКСЭ – это возможность научить детей мыслить, рассуждать, говорить. На уроках она просит учеников закончить начатую фразу, пословицу, поговорку, аргументировать свои ответы, разобрать действия героев поучительных рассказов, предложить свой вариант выхода из сложной ситуации, мотивируя его, и так далее. Ответы часто начинаются с вводных оборотов «я считаю», «мне кажется», «я думаю». Побывав на одном из таких занятий, директор школы Тамара Богдановна Братенкова оставила письменный отзыв: «Урок начат организованно. На этапе проверки домашнего задания дети подготовили сказки. Изучение новой темы «Пороки и достоинства человека» учитель начинает в дискуссионной форме. На уроке создана хорошая психологическая атмосфера. Ученики определяют термины, отражающие пороки и достоинства, познают азбуку добра, превращая теорию в убеждение. При этом ведут себя свободно. Звучат связные высказывания, примеры из жизни. Дети много говорят на уроке».