У всех народов долгая активная жизнь считалась благословением самого Неба. «И умер он, насыщенный днями», - говорит Библия о Божьих избранниках.
Не скрою, предстоящая встреча с долгожителем немного беспокоила. Вы представляете себе человека, которому через два года исполнится сто лет? Может быть, он уже давно не встает с кровати, с трудом двигает руками, и хорошо, если хоть несколько слов скажет… Ведь многие лета берут свое, впрочем, тут уж даже – десятилетия! На помощь пришла глава сельского поселения Н.М. Ефимик, которая позвонила и предупредила домочадцев, дабы не застать их врасплох… Затем показала переулок, объяснила куда надо свернуть, чтобы найти нужный дом, и я, всё ещё пребывая в неком смятении, отправилась завоёвывать титул «нежданного гостя».
…Толкаю калитку и нерешительно останавливаюсь под окнами, размышляя на предмет наличия злой собаки. Осматриваюсь… Уютный, утопающий в зелени и цветах просторный двор украшает голубятня – увлечение и, сдается мне, гордость хозяев. Птицы, судя по всему, декоративные, ведь они такие разные – чубатые и кудрявые, с перьями на лапках и с хохолками, разной окраски…
Вдруг слышу, как из глубин комнат доносятся громкие мужские голоса. Озадачиться не успела: хлопнула входная дверь, и на крылечке появилась хозяйка. (Как мне подсказали, Евсеев Дионисий Тимофеевич живёт в семье сына – Виктора Денисовича).
-Не пугайтесь, это дед речь репетирует, - приветливо улыбнулась Любовь Александровна, сноха нашего героя. - Сейчас он выйдет…
А вот и он! Легонько постукивая тросточкой, по ступенькам спускается бодрый дедок. И с первых минут знакомства моё представление о долгожителях, как о немощных и потерявших память стариках, превращается в развалины…
Чтобы не утомлять старика, прошу немного рассказать о том, как жил, что помнит…
-Детство хорошим словом поминать не стану – хвастаться нечем… Родился в двенадцатом, отца убили в четырнадцатом…Стало быть - отца и не знал вовсе, без него росли, а нас у матери было много… Четыре класса окончил, потом в батраки пошёл... Помню, как пригнали в деревню первый трактор. Так ведь меня на него посадили! А зимой послали на курсы, после учебы назначили бригадиром тракторного парка, а затем тридцать лет механиком проработал… В Орловскую МТС пешком ходили - и в лютый мороз, и в жару... Но не жаловались, не роптали. Вскоре перетряска началась: из колхозов - в совхозы… А потом и война грянула…
Собеседник ненадолго умолк, задумался... Да, жизнь не баловала. Но никогда не гневался на неё, на людей, сохраняя при любых обстоятельствах спокойствие, терпеливость и мудрость.
Спрашиваю у родных: «Он, как старый человек, вам не мешает?».
-Да он только второй год как рыбачить перестал! А в прошлом году, например, с покосом помог – всё сено трактором сгрёб. По деревне гуляет, с народом общается. Он и в баню один ходит, париться любит... Никогда и ничем не досаждает, не такой наш дедка человек...
Свою спутницу жизни Дионисий Тимофеевич похоронил лет шесть назад. Здесь, в семье сына, ему живётся легко и спокойно. Всё, что можно заслужить к старости, у него есть – дети, внуки, правнуки и праправнуки, уважение и забота близких... Словом, в условиях, где самой природой суждено жить долго и счастливо.
На вопрос о секрете своего долголетия ответил просто:
-Сам себя ни водкой, ни «куревом» не гробил. Паршивое это дело, скажу я вам, - неожиданно разгорячился старик, - сколько молодых ребят померло от этой заразы! Им бы жить да радоваться, а они уже в земле лежат! А мужики, моложе меня на 30-40 лет, тоже сами себя сгубили, на тот свет ушли!
-Это у него болезненная тема, - шепнула сноха, - переживает за молодых, всегда говорит: чего им не хватает?
Через два года нашему герою исполнится сто лет. Напрашиваюсь на столетний юбилей и получаю обещание быть в числе гостей. Покидая эту семью, бросаю последний взгляд на голубятню. И почему-то испытываю некую досаду, что в этом вопросе я ровным счётом ничего не смыслю, поэтому не могу оценить всего по достоинству...
О. АНДРИЕНКО