Ещё сумерки… Зимнее утро – это особое время, когда осознаёшь, что день только начинается, однако природа тебе словно противостоит – на солнечный восход даже и намёка нет.
Но речь сейчас пойдёт не о времени суток, а о рабочем дне, который пролетает незаметно. Особенно, если он расписан буквально по минутам. Мы решили один свой рабочий день полностью посвятить сотрудникам Юргинской прокуратуры. Созвонившись заранее, договорились прийти минут на пятнадцать раньше начала их трудового дня.
И правильно сделали, так как эти пятнадцать минут оказались тоже рабочими. Нас встретила заведующая канцелярией Любовь Вениаминовна Бельмесова, предложила раздеться. В это время в своём рабочем кабинете прокурор Тимур Геннадьевич Львов проводил утреннее совещание – пятиминутку, где обсуждались планы работы прокуратуры сотрудников на предстоящую рабочую неделю. А в 9.00 мы уже перешагнули порог малого зала районной администрации, где проходило очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав с участием прокурора района.
Первые два вопроса повестки КДН были организационные. Один из них звучал так: «О состоянии работы по формированию законопослушного и здорового образа жизни среди детей и учащейся молодёжи в образовательных учреждениях района». Среди докладчиков была Ирина Николаевна Иванова, заместитель директора Юргинского филиала Заводоуковского агроколледжа. Не секрет, что подростковый возраст, когда идут поиски себя и происходит самоутверждение, – период очень сложный, а потому территория учреждения начального профессионального образования находится в зоне особого внимания правоохранительных органов. На сегодня здесь имеют место не только правонарушения, но и преступления. «Надо пересмотреть профилактическую работу, которая не приносит эффективных результатов. Может, стоит больше проводить уроков, разъясняющих отдельные статьи административного и уголовного кодексов, – взял слово Тимур Геннадьевич после того, как Ирина Николаевна закончила своё выступление. И внёс конкретные предложения: – Проступки, плохое поведение и другие подобные моменты необходимо выносить на всеобщее обсуждение. Общественное порицание всегда было мерой действенной. Думаю, если подросток увидит осуждение своих поступков сверстниками, он сделает соответствующие выводы. Что касается заседаний, предлагаю внести в план работы КДН вопрос о результативности профилактической работы, взяв за основу детальный анализ итогов за весь текущий год».
Прокурор заседание покинул раньше, чем оно успело закончиться. В 10.00 его уже ждали в Юргинском суде. Когда вышли на улицу, нас встретили те же сумерки. Казалось, что время остановилось: площадь возле здания администрации освещали лишь уличные фонари да свет из окон. Шагая по скрипящему, сияющему в свете электрических ламп снегу, анализировала выступление Т.Г.Львова и думала: предложения были высказаны по существу. А для этого надо было вдумчиво вчитаться в формулировку вопроса, вникнув во все его нюансы, и поделиться своими мыслями.
Заседание суда началось минута в минуту. Здесь рассматривались исковые заявления прокурора района об обязании глав администраций сельских поселений разработать порядок разработки и утверждения административных регламентов оказания муниципальных услуг. Исковые требования прокурора были судом удовлетворены полностью.
Как-то незаметно на улице стало светло… Подошло обеденное время, которое в прокуратуре начинается в 13 часов. Война войной, как говорится, а обед по расписанию.
Наше общение с Тимуром Геннадьевичем возобновилось в 14 часов. Выдалась свободная минута, и я прошу рассказать о том, что сегодня приоритетно в деятельности прокуратуры. Оказывается, одним из приоритетных в деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
При этом прокурор акцентировал внимание на необходимости усилить работу по выявлению преступлений коррупционной направленности. И тут я вспоминаю наш разговор, который состоялся год назад. Тогда Тимур Геннадьевич говорил о том, что юргинцы пассивны, и это большая проблема. «Что касается коррупционных преступлений, бороться с ними сложно, но можно и нужно», – сказал он тогда. Сегодня напоминаю ему ту нашу беседу. И задаю вопрос, который сам напрашивается: ситуация с тех пор как-то изменилась?
– Не особо, – отвечает он.
– Возможно, люди просто не понимают, что такое коррупция, поэтому не обращаются, – предполагаю я и предлагаю напомнить читателям, что «коррупция» это не только дача взятки чиновнику.
– Сегодня законодательство о противодействии коррупции включает в себя не только нормы Уголовного кодекса, но и Национальный план, Национальную стратегию, ряд федеральных законов. Кстати, определение данного понятия есть в Федеральном законе «О противодействии коррупции»: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды». В борьбе с коррупцией требуются усилия не только властных структур, но и самих граждан.
– Какие меры по борьбе с коррупцией наиболее эффективны, на Ваш взгляд? – задаю очередной вопрос.
– Несмотря на имеющие место положительные тенденции, очевидна необходимость принятия дополнительных и реальных мер по противодействию коррупции, где велико и значение так называемой обратной связи. Об известных механизмах коррупции и конкретных коррупционерах необходимо извещать компетентные органы, а не ограничиваться обсуждением этих тем на кухне. Говоря о наиболее эффективных мерах борьбы с коррупцией – это, безусловно, совершенствование законодательной базы, другими словами, ликвидация «лазеек», а также широкое использование механизмов общественного контроля за деятельностью чиновников. Не утрачивает своего предупредительного и карательного воздействия и уголовное преследование.
Слушаю Тимура Геннадьевича и ловлю его взгляд, устремлённый на часы. Оказывается, через считанные минуты ему вновь необходимо быть в администрации района на рассмотрении представлений, внесённых по результатам проведённых прокурорских проверок. Что ж, надо так надо.
На время мы оставим руководителя и заглянем в кабинеты сотрудников.
Итак. Заместителя прокурора Евгения Николаевича Волика застаю за изучением уголовных дел. Отложив в сторону материалы уголовного дела, он поясняет:
– Одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за процессуальной деятельностью органов внутренних дел, следственного комитета, службы судебных приставов, а также ряда других правоохранительных органов. Немаловажное направление – изучение и утверждение уголовных дел, направляемых в суд, поддержание государственного обвинения в суде.
По-прежнему приоритетным направлением является надзор за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции. На последнем направлении останавливаемся более подробно. Евгений Николаевич знакомит с результатами за десять месяцев текущего года:
– В указанной сфере прокуратурой района выявлено 54 нарушения закона, что на 12,5 процента больше прошлого года. Так, в феврале в адрес глав администраций сельских поселений внесено десять представлений по факту отсутствия нормативного акта, предусматривающего порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов и нормативных правовых актов, издаваемых на территориях.
В июле проведена проверка соблюдения муниципальными служащими требований закона о предоставлении сведений о своих доходах, а также доходах супругов и несовершеннолетних детей. По выявленным нарушениям закона прокуратурой района в адрес главы района внесено представление, по итогам которого двенадцать должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Всего по фактам нарушений требований законодательства о противодействии коррупции внесено семнадцать представлений об устранении нарушений закона, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено девятнадцать должностных лиц.
Прокуратурой района опротестовано 21 решение представительных органов муниципального района. Протесты рассмотрены, в изданные нормативные акты внесены изменения. Руководителям восьми муниципальных учреждений объявлены предостережения о недопустимости нарушений требований закона о противодействии коррупции в части исполнения обязанности по предоставлению сведений имущественного характера.
Кроме того, направлено в суд десять исковых заявлений о признании незаконным бездействия и об обязании администраций поселений провести антикоррупционную экспертизу изданных нормативных правовых актов.
Я же, ознакомившись с данными, прошу собеседника привести несколько конкретных примеров. На что Евгений Николаевич констатирует:
– Так, в текущем году в деятельности администрации одного из сельских поселений в ходе проверки вскрыты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции. В частности, организационные просчёты привели к тому, что в нарушение требований статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий сельской администрации являлся одновременно индивидуальным предпринимателем. При этом служащий не поставил в известность о предпринимательской деятельности руководителя администрации поселения, не предпринял меры по передаче своих функций учредителя иному лицу. Кроме того, в этой же администрации выявлен факт сокрытия главой дополнительного дохода в размере 5000 рублей от Тюменской областной думы. Замечу, что в ходе другой проверки были вскрыты многочисленные факты сокрытия руководителями образовательных учреждений района сведений о полученных ими дополнительных доходах, помимо их доходов по основному месту работы.
Во время нашего разговора в кабинет заглянула Анастасия Сергеевна Бокарева – ещё один заместитель прокурора. Она только что вернулась из Лесновской средней общеобразовательной школы, где была с проверкой.
И вот я уже в кабинете Анастасии Сергеевны. Согласно приказу распределения обязанностей она осуществляет надзор за соблюдением федерального законодательства, надзор за соблюдением законодательства по защите прав несовершеннолетних, занимается вопросами муниципального нормотворчества, то есть осуществляет правовую антикоррупционную экспертизу поступающих проектов муниципальных нормативных правовых актов и непосредственно самих актов. Анастасия Сергеевна в продолжение темы, затронутой Евгением Николаевичем, поясняет:
– Что касается антикоррупционной экспертизы, то в ходе неё выявляется много коррупциогенных факторов. Это и неопределённость формулировок, и отсутствие сроков совершения должностными лицами отдельных действий, и неопределённость должностных лиц, которые будут осуществлять те или иные действия, – уточняет собеседница. – Это касается, прежде всего, административных регламентов оказания муниципальных услуг. Основная причина – незнание законодательства.
Наш разговор постепенно переходит в другую плоскость. Речь заходит о сегодняшней поездке. В связи с чем она была? Каковы результаты?
– По заданию прокуратуры Тюменской области провожу проверку в рамках мероприятий о защите детей от информации, приносящей вред здоровью, – рассказывает Анастасия Сергеевна. – Особое внимание уделялось наличию контент-фильтра в компьютерах, который препятствует доступу к такой информации. Кроме того, проверяю школьные библиотеки на предмет наличия книг, причиняющих вред нравственному здоровью несовершеннолетних, способствующих совершению ими правонарушений или их антисоциальному поведению. Результат: контент-фильтр не отвечает требованиям, в библиотеке обнаружены книги о ворах в законе, преступных бандах, содержащие воровской жаргон, информацию эротического характера, а значит, не соответствующие требованиям защиты детей от вредной информации.
Заместитель прокурора объехала уже большинство образовательных учреждений. И везде есть подобные нарушения.
– Ваши дальнейшие действия? – интересуюсь.
– По результатам проверки в адрес руководителей данных образовательных учреждений подготовлены представления, в которых поставлен вопрос о незамедлительном устранении нарушений закона и привлечению к строгой дисциплинарной ответственности виновных лиц. Так, сегодня уже внесено представление по Шипаковской школе, ситуация по которой была рассмотрена на аппаратном совещании.
За беседой не заметила, как вновь стали сгущаться сумерки. А ведь часы показывают лишь начало пятого. «Кстати, мой рабочий день закончился десять минут назад», – подумала я. Но решила стойко дождаться возвращения прокурора, чтобы взять комментарии по поводу рассмотрения представлений в администрации района.
Тимур Геннадьевич пришёл ближе к пяти. Как ни странно, на лице нет и тени усталости. Я же ловлю себя на мысли, что к концу рабочего дня у сотрудников прокуратуры словно второе дыхание открывается.
– Прокуратурой района проведена проверка состояния законности в сфере жилищного законодательства, в том числе исполнения требований законодательства при реализации полномочий по выбору способа управления многоквартирными домами в деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой выявлены нарушения. По информации районной администрации, на территории Юргинского сельского поселения имеется двадцать многоквартирных домов, из них третья часть находится в муниципальной собственности района. Установлено, что на данный момент способ управления выбран лишь собственниками помещений двенадцати многоквартирных домов. Таким образом, бездействие администрации района в части непринятия мер по проведению конкурса по отбору управляющей организации нарушает как интересы муниципального образования, выражающиеся в обеспечении сохранности жилого фонда, так и права граждан, проживающих в этих домах, на благоприятные и безопасные условия их проживания, – поясняет Тимур Геннадьевич. – В прокуратуру поступило обращение, на основании которого проведена ещё одна проверка соблюдения должностными лицами администрации района жилищного законодательства. В результате проверки установлено, что гражданину Н., принятому на работу в ГБУЗ ТО «Областная больница № 22» (с.Юргинское), была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения квартира, в которой проживал уволенный специалист отдела сельского хозяйства. После увольнения специалист должен был освободить квартиру, но этого не произошло. В суд администрация района с требованием о выселении не обращалась. В результате допущенных нарушений семья Н. смогла вселиться лишь после проведения проверки прокуратурой.
Как только наш разговор закончился, Тимур Геннадьевич пригласил в кабинет Евгения Николаевича и Анастасию Сергеевну, чтобы спланировать день завтрашний. А на завтра были намечены встреча с моими коллегами из телестудии «ТВ-Юрга», совещание в отделении полиции по подведению итогов работы за одиннадцать месяцев, изучение уголовных дел и… много ещё чего.
– Стараемся в течение рабочей недели сделать то, что нельзя, скажем так, взять на дом. На выходные оставляем изучение документов, дел, подготовку к процессам, работу с отказными материалами, – пояснил Т.Г. Львов.
Когда в шесть часов покидала стены учреждения, прокурор и два его заместителя оставались на рабочих местах. Оказывается, указанный часовой режим работы Юргинской прокуратуры далёк от фактического.
Я же шла домой. Были уже сумерки…