Медиакарта
5:03 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новые стандарты для младшего звена

Новые стандарты для младшего звена
07:49 | 18 декабря 2013
Источник: Призыв

Ещё три года назад введение в школы федеральных государственных образовательных стандартов было экспериментом. Сегодня это реалии школьной жизни.

В Новотаповской средней общеобразовательной школе по программе ФГОС занимаются три класса. Уроки в первом и третьем классах ведёт Светлана Юрьевна Яблонских, во втором – Ирина Александровна Черкасова. Кстати, Ирина Александровна является также классным руководителем четвёртого класса, в образовательной программе которого также произошли изменения.

ФГОС: трёхлетний опыт

Светлана Юрьевна Яблонских была первым учителем начальных классов в Новотаповской школе, кто начал работать по новым стандартам. Безусловно, пришлось столкнуться с трудностями, не всё давалось легко и быстро. Изучала всю соответствующую литературу, которая попадала в поле зрения, многое брала из Интернета. Сейчас занимается с детьми по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века» и Ирина Александровна Черкасова.

– Я благодарна Светлане Юрьевне, которая помогала мне детально изучать УМК, – говорит она. – И ещё раз убеждаюсь в том, что всё новое – это хорошо забытое старое, так как универсальные учебные действия в рамках ФГОС предполагают сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение и так далее. Этому учили и раньше.

– Одно из главных отличий данного проекта от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с первого по четвёртый класс, – дополняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Александровна Касимова. – Проект направлен на полноценное индивидуальное развитие ребёнка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нём играет педагогическая диагностика, которая даёт возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, на что должны быть направлены усилия учителя: нуждается ли класс в подробном повторении пройденного материала или можно двигаться дальше.

– Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик, – уточняет Ирина Александровна. И резюмирует: – Сколько людей – столько мнений. Можно по-разному оценивать этот УМК, в котором есть свои плюсы и минусы. И один из минусов – много лишней информации, есть темы, к которым школьники возвращаются лишь в средних классах. Вместе с тем, считаю, что в программе есть главное – она учит детей думать, самостоятельно добывать информацию из различных источников, что им очень поможет в дальнейшей учёбе. Ведь для нас, педагогов, важно научить детей учиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают не только учебную деятельность, но и занятость во внеурочное время.

– Кружки ведутся силами педагогов школы. Классы спаренные, поэтому учителям тяжело, – отмечает Н.А. Касимова. И высказывает пожелание: – Хотелось бы, чтобы данную работу подхватили и работники культуры. Почему обращаюсь к ним? У нас нет других учреждений, которые смогли бы помочь в организации кружковой деятельности.

Наше общение продолжилось на уроке. Прозвенел звонок, и я решила познакомиться с учениками-второклассниками. Замечу, ребята охотно отвечали на мои вопросы, касающиеся любимых предметов. Наряду с изобразительным искусством, физкультурой и технологией они называли математику и русский язык. А ещё показывали свои творческие работы, которые смастерили на кружках: тематические рисунки, поделки из природного материала, пластилина. Сейчас дети вместе с классным руководителем готовятся к Новогоднему утреннику.

ОРКСЭ: толерантность и уважение

Простившись со вторым классом, заглянула в кабинет, где проходил урок «Основы религиозных культур и светской этики». Это как раз те изменения в программе обучения четвероклассников, про которые я написала выше.

Комплексный учебный курс призван формировать у младшего подростка осознанное нравственное поведение, основанное на знании и уважении культурных и религиозных традиций. Напомню, что в рамках курса разработано шесть предметов, так называемых модулей, из которых индивидуально выбирается один – тот, что будет изучаться ребёнком в течение года.

В Новотаповской школе «Основы религиозных культур и светской этики» один час в неделю преподаёт заместитель директора Наталья Александровна Касимова. Как только звонок оповестил об окончании урока, наш разговор с Натальей Александровной возобновился, но теперь он касался не в целом ФГОС, а конкретно нового предмета – ОРКСЭ.

– В четвёртом классе учатся восемь ребят, все они изучают основы мировых религиозных культур, – прокомментировала она. – Наши родители были единодушны в выборе модуля. Результаты зафиксированы протоколом родительского собрания. Имеются письменные заявления о выборе модуля.

Комплексный курс ОРКСЭ не предусматривает преподавание вероучения. Он является культурологическим, дающим представление о нравственных идеалах и ценностях, о религиозных и светских традициях. Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями и не включает специальных богословских вопросов. В модулях нет критических оценок религий и мировоззрений.

– Новый стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России, – пояснила Наталья Александровна. – Ребятам занятия нравятся, они с нетерпением ждут очередного урока.

Заглянув в оглавление учебника, получаешь представление о том, что конкретно изучают дети в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур». Это и роль религии в культуре человечества, где даются образы Добра и Зла в каждой религии, и история возникновения буддизма, иудаизма, христианства, ислама, и священные книги религий мира, и общечеловеческие нравственные ценности.

Автор: О. Коновалова