Медиакарта
3:52 | 30 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Визит Владыки: что осталось за кадром

Визит Владыки: что осталось за кадром
15:45 | 18 декабря 2013
Источник: Наша жизнь

Двадцать четвёртого ноября в наш район в первый раз приезжал епископ Ишимский и Аромашевский Тихон. Для православных прихожан первый визит правящего архиерея – событие первостатейное. Местному батюшке волнения перед приёмом столь важного гостя добавило, во-первых, то, что Владыка избрал наш район первым из всех районов новой Ишимской епархии для посещения, а во-вторых, именно с лёгкой руки и с благословения епископа Тихона ныне настоятель Никольского храма в селе Казанском отец Вадим, а когда-то просто студент архитектурно-строительной академии Вадик Овчинников, начал свою деятельность на духовном поприще и поступил в духовное училище. В общем, как в той притче о талантах, отцу Вадиму предстоял этакий нешуточный (ввиду известной строгости владыки) отчёт в упованиях его давнего наставника.

ЭКСКУРСИЯ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ И НЕ ТОЛЬКО

Как уже сообщала наша газета, встреча и литургия в Никольском храме райцентра прошла в торжественной и многолюдной, тёплой и светлой обстановке. Но, как это постоянно случается, не менее интересно было и то, что осталось за кадром. То есть – первая в жизни Владыки экскурсия по району. А для нас, его паствы, представляют интерес впечатления духовного руководства от увиденного.

В компании с Владыкой Тихоном путешествовала делегация (в том числе ишимский благочинный отец Сергий Рыбакин, отец Вадим и глава района Татьяна Александровна Богданова). Первой остановкой в экскурсии духовных и светских чинов стал, конечно же, храм в Ильинке. Здесь, вопреки всем лишениям двадцатого века, жители сумели сохранить от разора впечатляющий каменный храм в честь пророка Илии, построенный в 1796 – 1814 годах в стиле тобольского барокко. Как повелось, в Ильинском храме собрались в основном только стар и мал. Ишимский епископ тоже обратил на это внимание, и, кажется, поставил себе сие «на карандаш». Но, скажу я вам, молитва владыки, возглавляющего ряды прихожан-малышей, – это что-то неповторимое, даже неотмирное. Эх, родители-ильинцы, многое потеряли вы, оставшись перед своими телевизорами в тот солнечный выходной.

После совместной молитвы и трапезы высокие гости отбыли в село Афонькино. Там глазам Владыки открылась картина намного более печальная. Храм во имя Рождества Христова был построен в конце 19 века. А в начале века двадцать первого некогда крепкое каменное здание находится в ужасающем состоянии. На самом святом месте – месте алтаря – осколки пивных бутылок, под обваливающимися сводами – шелест голубиных крыльев. После того, как храм закрыли, в нём устраивали хлебопекарню, потом бросили и её. Как верно заметил отец Сергий Рыбакин, на месте порушенного храма ничему больше стать невозможно. Люди, разрушающие святыни, погибают, и дела их рук не устоят. Самое сложное в ситуации с храмом то, что это уникальное сооружение на глазах разрушается, но отреставрировать его пока невозможно. Работы по восстановлению начнут, если здание признают памятником архитектуры. Всё это дело будущего, а пока епископ Тихон попросил местное руководство хотя бы каким-нибудь образом оградить останки храма от воздействия природного и человеческого факторов.

В посёлке Новоселезнёво епископа сопроводили в здание, где раньше был детский садик «Колокольчик». Оно после переезда детсада пустует уже два года, и администрация передала его приходу для организации православной школы. Правда, Владыка, ознакомившись с особенностями здания, посоветовал начать с открытия православного детского садика, чтобы воспитывать православную молодёжь с самых младых ногтей. А там и до православной гимназии детки подрастут, был бы благой почин положен. В общем, окончательно решить вопрос предстоит на первом же епархиальном совете, который намечен на конец текущего года.

Перед тем, как отбыть из района, владыка побывал в селе Огнёво. Там в маленькой, но уютной часовенке он произнёс проповедь о делах милосердия перед немногочисленными собравшимися прихожанами. Деревянная часовня появилась в селе стараниями руководителя ЗАО «Агрокомплекс «Маяк» В.Л. Ташланова. Да и саму встречу организовал весьма радушно тот же Владимир Леонидович. Владыка Тихон – выпускник Тобольского зооветтехникума, Московской ветакадемии им. К.И. Скрябина, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института ветеринарной энтомологии и арахнологии, специалист в области пчеловодства. Поэтому неудивительно, что, несмотря на цейтнот, он с радостью принял приглашение осмотреть маяковский чудо-проект с громким названием «Роботизированная станция добровольного доения и кормления коров». А ещё Владыка любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «Нашей жизни».

О ПЛАЧУЩИХ ХРАМАХ, СВОИХ БАТЮШКАХ И ПАМЯТИ

– Владыка, Вы побывали как в действующих храмах, так и в разрушенном. Каковы самые сильные впечатления от увиденного в нашем районе?

– Конечно, есть и печальные впечатления от посещения, есть и радостные. С одной стороны, мы видим, что молитвенная литургическая жизнь в храмах восстанавливается, видим причащающихся детей и взрослых, люди живут верой и любовью. Но в то же время стоят храмы без дверей и окон, просят помощи и говорят: «Что ж вы с нами сделали, люди? Ибо мы – достояние Божие. Верните нам то, для чего мы предназначены…». А они предназначены для совершения таинства Евхаристии, приношения Бескровной Жертвы. Вспомните Ветхий завет, когда царь Валтасар устроил пир в своём языческом капище. На пиру пили из сосудов храма Господня. И что дальше случилось? На стене неведомая десница написала: «Мене, текел, перес», и всех объял ужас и страх. Пригласили пророка Даниила, чтобы он это объяснил. И он объяснил: «Царь! Ты взвешен на весах. Твоё время окончилось. За то, что из сосудов храма Господня пили твои сановники, блудницы, в ту же ночь отнимется у тебя царство». Посмотрите, какое проклятие пало на народ, когда они осквернили святыню! А сбылось проклятие очень скоро. Царь Кир захватил Вавилон и разрушил всё вавилонское государство. Поэтому в данном случае мы тоже должны проникнуться тем, что (как сказано) «за грехи родителей накажу детей». Ведь разрушение храмов – это страшное, вопиющее злодеяние, которое было совершено в прошлом веке, но последствия будут в нынешнем. Сегодня плачет храм и рыдает ангел, который стоит над ним! И наша святая обязанность – восстановить этот храм. Даже если и не будет ходить туда народ, пусть это будут лишь две-три бабушки, но в храме должна продолжаться молитва.

– В некоторых храмах для постоянной молитвы не хватает батюшек. Вот в Ильинке люди просят постоянного батюшку…

– Вопрос очень острый. Я вам так скажу. Испокон веков Сибирская митрополия испытывала недостаток в священнослужителях. Первый вопрос, который задают бабушки мне повсюду: «Владыка, когда у нас будет батюшка?». А я им на это – тоже вопрос: «А вы когда пошлёте своего студента – верующего, хорошего, воспитанного – в семинарию?» Вот в чём, оказывается, дело-то! Храм построить – это проще. В Аромашево храм построили – а священника нет. И они меня тоже спрашивают: «Владыка, когда к нам батюшку?» Оказывается, воспитать человека гораздо сложнее, нежели построить храм. Священник должен служить Богу! То есть нужно в юноше воспитать благочестие, образовать его в православном духе, образованным, духовно нравственным. А это очень сложно. Начиная с садиков, школ, надо готовить кандидатов для поступления в семинарию. Чтобы батюшки были образованные, культурные, грамотные. Мы мечтаем, чтобы и у вас гимназия была. Но не так просто взять её и создать. Это такая большая работа! Чтобы грамотно организовать учебный процесс, нужны компетентные люди. И, что немаловажно, верующие люди!

– Раньше храмы стояли почти во всех сёлах района, теперь от них осталось либо пустое место, либо обломки. Нужно ли как-то огораживать, обозначать такие сакральные места?

– Эти места святые, непопираемые. Как Моисей слышал слова от Господа: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято есть». Наши предки раньше шли до храма босиком и, заходя в храм, надевали новую обувь. Вот такое было уважение к храму. Одним словом, будем огораживать эти места и ставить памятные кресты. Сейчас мы не в состоянии восстановить все храмы. Но крест с надписью, которая гласит, что на сем месте стоял храм в честь, например, Покрова Пресвятой Богородицы и был разрушен в годы лихолетья, нужен. Чтобы каждый житель знал, что здесь был храм и стоит ангел до сих пор. И до Страшного суда будет стоять. А когда будут устанавливать крест, обязательно созвать народ, выступить батюшке. Мы обязаны если и не восстановить храм, то восстановить память.

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА