Медиакарта
3:39 | 30 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Неформальный ликбез

Неформальный ликбез
15:47 | 18 декабря 2013
Источник: Наша жизнь

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся четвёртых классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращённо ОРКСЭ). В Казанском районе родители на собраниях, которые проводились педагогами накануне учебного года, выбрали для изучения детьми такие модули, как основы православной культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Для чего был введён этот предмет в школьную программу и почему именно в четвёртых классах он изучается? Педагоги уверены, что для дальнейшей жизни школьника, его развития, адаптации в современном мире необходимо знакомство с основными нормами светской и религиозной морали. Надо, чтобы у ребёнка были сформированы первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, о роли традиционных религий в становлении русской государственности. Именно четвероклассники, по мнению педагогов, способны хорошо воспринять этот материал модульного курса ОРКСЭ. Их сформировавшиеся социально-педагогические особенности возраста (бесконфликтность, мягкость, детская доброта, умение сопереживать) созвучны содержанию курса. К четвёртому классу, как правило, уже установлены доверительные отношения между учителем и детьми. Именно в 4-м классе ещё нет достаточно высокой умственной и эмоциональной нагрузок, которые наступят в среднем звене. Поэтому именно десятилетние дети изучают модуль курса ОРКСЭ один час в неделю. На одном из таких уроков я и побывала в минувший четверг.

ДЕТИ

Четвероклассники проходили в этот день тему «Дружба». Учитель Н.В. Беляева рассказала ребятам, что такое альтруизм и эгоизм. На уроке ребята посмотрели мультфильм под названием «Просто так» о простоте человеческих отношений, крепкой дружбе, ответили на вопросы учителя. Очень активно обсуждали тему, приводили примеры настоящей дружбы, ответили на вопросы теста. Один из видов работы на уроке – психогимнастика. Буквально две-три минутки отдаются на специальные упражнения, которые направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. В ходе психогимнастики изучают различные эмоции и возможность управления ими. Основной целью является преодоление барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения.

Урок мне понравился: он прошел, как говорится, на одном дыхании. Учитель и учащиеся легко и свободно общались, ребята, нисколько не комплексуя, отвечали на все вопросы.

Нравится ли детям этот предмет? Чтобы выяснить это, в Казанской начальной школе было проведёно анкетирование, и дети ответили на пять вопросов. Они отметили, что на уроках им интересно (57% от общего количества ответов), что запомнились им больше всего темы уроков, где говорилось о любви к Родине и Отечеству, о традициях и обычаях народов России, о родном крае, городе или селе, о символах нашей страны, о дружбе народов России, о героических подвигах нашего народа, о духовном мире человека и религиях людей разных национальностей.

ПЕДАГОГ

На встрече с представителями традиционных конфессий России В.В. Путин сказал: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди».

Для педагогов введение курса ОРКСЭ в обязательную программу 4 класса начальной школы – это особая нагрузка. Прежде чем учителя стали проводить уроки, их тоже учили, как нужно преподавать.

В рамках реализации нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики» делегация работников образования Казанского муниципального района приняла участие в межрегиональной научно-практической конференции «Школа с этнокультурным компонентом – школа национального согласия», познакомилась с опытом работы педагогов Тюменской области по введению нового предмета ОРКСЭ.

О том, как прошла конференция и как была организована работа стажёрской площадки, рассказала заведующая районным методическим кабинетом отдела образования Л.В. Кутырёва:

– В конце ноября для преподавателей нового предмета были проведены выездные курсы. Руководила курсами преподаватель ТОГИРРО, кандидат исторических наук, профессор кафедры социальных дисциплин Л.А. Пиманова, а 22 ноября для педагогов Казанского района работала стажёрская площадка. Педагоги ознакомились с результатами мониторинга по введению федерального государственного образовательного стандарта, побывали на двух открытых уроках по ОРКСЭ, мастер-классах и педагогических мастерских. Была организована выставка ученических проектов и работ. Затем учителя обсудили проект положения о проведении районного конкурса ученических работ «Храм души», познакомились с культурой и национальными традициями казачества, посетили храм Святителя Николая Чудотворца в селе Казанском, с программами внеурочной деятельности, связанными с краеведением и изучением культуры и традиций русских немцев.

Активное участие в работе стажёрской площадки приняли учителя Л.П. Канюкова, Е.Л. Селянкина, Н.В. Беляева, С.В. Зубарева, Н.В. Брезгина, В.Е. Бровина (Казанская школа), Е.Н. Калашникова (Новоселезнёвская), Н.Н. Мазурова (Афонькинская), С.В. Ефимова (Большеченчерская), И.Ф. Кисляк (Огнёвская), Н.Г. Быкова, Г.И. Шапкина (Ильинская), Т.В. Галингер (Челюскинская). Работа стажёрской площадки была высоко оценена как педагогами, так и преподавателем из ТОГИРРО. В конце ноября в Тюмени состоялось заседание учёного совета с участием представителей департамента образования и науки Тюменской области. Опыт работы педагогов района и работников методического объединения отдела образования получил высокую оценку учёного совета. Всем участникам стажёрской площадки выражена благодарность.

Автор: Тамара НОСКОВА