Понимание, что завтракать нужно обязательно, а овощи и каши – очень полезны, приходит, когда мы становимся взрослыми и начинаем с усердием учить своих детей правильному питанию. Но дети копируют взрослых, в том числе и их предпочтения в еде. Если мама сама не завтракает, а папа признаёт только мясо, то заставить ребёнка есть утром кашу, а в обед – тушёную рыбу, никто не сможет. Культура питания закладывается в семье. Большую часть своего времени наши подросшие дети проводят в школе, на секциях и кружках. В обед они питаются в школьных столовых и, конечно, отдают предпочтение тем блюдам, к которым приучили их дома.
Как организовано школьное питание, рассказала специалист районного отдела образования Светлана Анатольевна Иванова.
– В школьных столовых дети питаются на деньги из областного бюджета и средства родителей. За питание первого ребёнка в семье родители платят 80 процентов от рассчитанной суммы, за второго – пятьдесят, за третьего и последующих – 30 процентов, остальное компенсируется из областного бюджета. На питание заложена сумма – 33 рубля 50 копеек в день на одного школьника. Сюда входят уже и дотация из областного бюджета, и родительская плата. Для детей, которые учатся по коррекционной программе, с 1 сентября выделяется 117 рублей в день на одного ребёнка. В некоторых сельских школах ещё используют овощи, выращенные на приусадебных участках. Сложно за счёт такой суммы выполнить все требования САНпина. У нас в районе есть примеры, когда родители учеников начальных классов дополнительно оплачивают завтраки для них. В семи школах района организовано двухразовое питание для всех детей. Ребятишки получают горячее блюдо и на завтрак, и на обед. Дети из семей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, питаются бесплатно. Для некоторых из них – это просто возможность покушать.
Почти все школы района выступают сами организаторами питания. Как это происходит, объяснила директор Гладиловской школы Ольга Степановна Трофимова:
– В этом случае директор школы заключает договор с кем-либо из предпринимателей на поставку продуктов. Сам нанимает работников столовых и поваров и составляет с ними гражданско-правовые договоры. На основе актов выполненных работ, которые они предоставляют, идёт оплата оказанной услуги. Договор заключается на весь учебный год.
Конечно, работать в таких условиях сложно. Если человек заболел, как ему быть? Социальных гарантий такой договор не предусматривает, поэтому и возникает проблема с кадрами в школьных столовых.
В школах посёлка №1,№2, Медведевской и Королёвской есть ответственные за питание детей. Это предприниматели Н.А. Мудрова и А.В. Чернов, директор общепита Г.И. Волкотруб.
– С поварами, которые работают в школе №1 и Медведевской, заключены трудовые договоры, по которым им оплачиваются больничные, предусмотрены отпуска – все социальные гарантии сохранены, как положено по закону, – объяснила Галина Ивановна Волкотруб. – Если им приходится друг друга заменять, оплачивается дополнительная нагрузка. В школе №1 питаются 870 детей. Общей суммы средств хватает, чтобы рассчитаться за продукты и выплатить зарплату поварам. В столовой, где кушают начальные классы, кормим все шесть перемен по сто детей. Мечтаем о посудомоечной машине, но где взять денег, чтобы создать нормальные условия для работы? Труд поваров низкооплачиваемый, да ещё не каждый согласится начинать свой рабочий день в шесть часов утра. Заведующей столовой ежедневно необходимо составлять менёвки, рассчитывать калькуляцию, списывать продукты – это большая ответственность.
У многих родителей свой взгляд на школьное питание. Не раз приходилось слышать:
– За что мы платим деньги? Дети приходят домой голодными, а работники столовой уносят остатки обедов домой. Почему нельзя кормить вкуснее?
Предлагаю представить себя на месте заведующей столовой. Первое, что нам необходимо, – составить меню и уложиться в определённую сумму. Питание должно быть сбалансированным. Растущему организму ребёнка необходимо получать определённое количество витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов. На каждое блюдо есть своя технологическая карта приготовления, где учтены вес, вкус, вид блюда. Существует также перечень продуктов, которые запрещены в детском питании. Например, нельзя макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом или творогом. Вообще всё жареное недопустимо в детском меню. Специи тоже можно не все использовать. Это будет нарушением САНпина, и меню тогда не утвердят в Роспотребнадзоре. С одной стороны, это хорошо, ведь ни для кого не секрет, что жареное вредно для здоровья, но дети это любят, потому что именно так мы готовим дома.
Побывав в школьных столовых, я познакомилась там с доброжелательными женщинами, которые очень переживают, когда дети плохо кушают. Ведь они тоже – мамы.
– Конечно же, мы видим, какие блюда дети не едят – это тушёная капуста, морковная запеканка, печень, рыба, – рассказывает заведующая столовой школы №1 Ирина Николаевна Половникова. – Мы не можем их заменить, меню составляется на десять дней. В нём должны быть овощи, чтобы питание соответствовало САНпину. Хотя стараемся, в начале месяца иногда даём фрукты. Картофельную запеканку и пюре все любят. Не всё съедают, в основном, ребятишки младших классов. Иногда поковыряются ложкой в тарелке и несут её обратно. Гречка часто остаётся, не каждому малышу по силам съесть всю порцию – 200 граммов. Хлеба много остаётся, мы ведь сразу нарезаем, сколько положено. Куда девать остатки еды? Рука не поднимается выбрасывать. Столько продуктов потрачено, и это ведь наш труд. А вот старшеклассники всё съедают и даже приходят за добавкой.
В одной из школ рассказали повара и о других ситуациях. Бывает, что ребятишки съедают чужую порцию, и кто-то из одноклассников остаётся без обеда. В таких случаях работники школьных столовых просят помощи от учителей и родителей. Классный руководитель обязан присутствовать в столовой, когда кушают дети из его класса. Для контроля за организацией питания в каждой школе создана специальная комиссия. В неё входят медработник, представитель школы или директор, имеют право быть и родители. За 5-10 минут до того, как подали завтрак или обед на стол, комиссия приходит в столовую, снимает пробу и ставит оценку. У родителей чаще всего не находится времени, чтобы зайти в столовую хотя бы утром, когда они приводят детей в школу.
Мнение самих школьников о питании разделились. Кто-то считает, что в столовой кормят нормально, кто-то действительно уходит голодным, потому что не хочет есть то, что готовят. Мне запомнились слова одного из десятиклассников:
– Качество питания в школьных столовых соответствует той сумме, которую платят наши родители.
Взрослым стоит задуматься. Ведь продукты питания дорожают с каждым днём, а плата за школьные обеды остаётся прежней. Если у вас возникают вопросы по питанию, уважаемые мамы и папы, вы можете прийти в школьную столовую и сами попробовать те блюда, которые готовят для ваших детей, а дома всё же следует придерживаться правил здорового питания.
Фото Алексея БОДРОВА