Ещё в древние времена право на кров и пищу человек отвоевывал силой. Действовал закон: прав тот, кто сильнее. Не сразу люди поняли, что самым главным заступником может быть государство, появились документы, в которых определены права человека. После окончания Великой Отечественной войны была создана Организация Объединённых Наций, которая занималась урегулированием конфликтов. Были утверждены различные правовые документы: декларация прав человека, конвенция о правах ребенка, но в каждой стране есть свой основной закон – Конституция. Конституция устанавливает порядок формирования и работу системы государственных органов, закрепляет права и свободы человека. Отличает Конституцию от других законов стабильность и долговечность.
Много интересных фактов узнали ученики девятого класса школы № 1 на уроке в библиотеке, который провела Наталья Леонидовна Тихонова. Знакомство с Конституцией проходило в форме беседы, позволившей ребятам самим рассуждать о правах и обязанностях. Рассмотрели несколько примеров из жизни. Например, тринадцатилетняя девочка не хочет учиться в общеобразовательной школе, считая, что с профессией определилась и для неё будет достаточно окончить художественную школу. Полагает, что родители и учителя нарушают её право выбора, заставляя учиться. Ребята сразу же сказали, что общее образование в России является обязательным, так что родители, которые несут за дочь ответственность, правильно поступают. Или, например, парень приходит в школу в неформальной одежде, соответствующей молодёжной субкультуре, которой он увлёкся. Из-за этого у него возникли проблемы с учителями и одноклассниками. Эта ситуация вызвала двоякое мнение: некоторые считают, что раз форма в школе не прописана официально, можно ходить в любой одежде, и поведение учителей и одноклассников – это унижение достоинства личности. Другие же рассуждали, что школа – это общественное место и приходить туда надо в соответствующем виде. Подтверждение или опровержение своих высказываний ребята могли найти тут же, на страницах Конституции, которую ещё до начала беседы раздали каждому.
Поговорили дети о введении комендантского часа, о правах на неприкосновенность и личную свободу, о свободе слова. Разобрали случаи, когда родители жестоко обращаются с детьми. В таких ситуациях школьники предложили за помощью обращаться к школьному психологу или звонить по телефону доверия. Наталья Леонидовна подсказала, что можно обратиться в органы опеки или к уполномоченному по правам ребенка.
В читальном зале библиотеки размещена выставка, посвященная Дню Конституции. На стенде книги, которые могут заинтересовать и младших школьников, и старшеклассников. Яркие, красочные, с изобилием картинок и фотографий, они простым и понятным языком рассказывают ребятам об устройстве нашего государства, о правах и обязанностях российских граждан.
Фото автора