Сколько бы лет ни прошло, а малая Родина навсегда остаётся с нами. И совсем не важно, город это или маленькая деревушка вдали от шумных автомобильных дорог.
Марии Семёновне Лезнёвой, родившейся в конце далёкого 1928 года в деревне Малиновке Озернинского сельского совета, даже по прошествии 85 лет помнится дом, где она родилась, ребятишки, с которыми училась в начальной школе и бегала во дворе в свободные минутки, когда мать приходила с работы домой и отпускала девчонку погулять.
Маша росла старшим ребёнком в семье, а со старшего всегда больше спрашивают. В пятый класс ей идти не разрешили, хотя девочка прилежно училась и приносила в тетрадках хорошие отметки: надо было присматривать за младшими сёстрами, выполнять по дому работу, которую не успевала сделать мама, потому что много времени проводила на ферме, ухаживая за колхозными коровами.
Когда началась война, отца взяли на фронт, и все долгие четыре года его не видели. Мать, как могла крепилась, приучала Машу ко всякой работе: шить, вязать, штопать, стирать, вышивать, кормить скотину, ухаживать за огородом. Что-то Маше давалось легко и даже доставляло удовольствие, а вот стирка жёсткого холщёвого белья вручную щелочной водой, настоенной на древесной золе, приносила настоящую муку: кожу нежных девичьих рук разъедало до крови, а заживали они медленно и болезненно.
В подростковом возрасте Маша помогала матери на ферме, вместе с ней косила литовкой сено для своей коровы и для колхозного скота, выполняла любую колхозную работу, чтобы заработать трудодни. Так было все военные годы.
-- Отец вернулся с фронта с тяжёлым ранением, -- рассказывает Мария Семёновна. -- На операцию не согласился, побоялся, что не выдюжит. Но он и так недолго пожил. У меня тогда уже была своя семья, я жила вместе с Виктором, свёкром, свекровью и братом мужа в маленькой избушке. Тесно было, неудобно, но главное – свекровь за что-то невзлюбила меня. Всячески старалась упрекнуть, обсудить меня с соседками, наговаривала на меня мужу Виктору, а тот, конечно, мог сгоряча и накричать, хотя у меня уже родился сын Валера. Я не вытерпела такого давления и ушла вместе с сыном к своим родителям. Время было трудное, но мне стало легче от того, что родители меня поддерживали, не давали в обиду. А вскоре с повинной головой явился и мой Виктор. Он был моложе меня на четыре года, и его призвали на службу. Он такие хорошие письма писал, просил дождаться его. Я в это время работала дояркой на ферме, коров доили далеко от Малиновки, приходилось ходить пешком. А там недалеко и покос наш был. Я день с коровами, а вечерами сено косила, до дому едва живая приходила, а дома тоже хозяйство было, сын, уже ни о чём и думать не хотелось, только бы отдохнуть …
На смену колхозу пришёл совхоз, потом и его не стало. Когда весь скот из Малиновки вывезли, людям негде стало работать, они постепенно стали уезжать из деревни кто куда. Марии Семёновне предложили поработать продавцом в магазине, и 16 лет она стояла за прилавком, обслуживая односельчан от Коточиговского совхозрабкоопа. Ценили её за честность, трудолюбие, умение предложить товар покупателям. Однако вскоре покупателей стало совсем мало, и Лезнёвы решились на переезд из Малиновки в Викулово, где купили себе дом. Сын Валерий остался жить в селе Озерном, а с матерью и отцом переехала дочь Надежда.
Мария Семёновна и здесь работала в разных организациях, последние годы перед уходом на пенсию стирала бельё в прачечной Викуловского ЖКХ, где её уважали за покладистый характер, трудолюбие и ответственность за порученное дело.
20 лет назад трагически погиб муж Виктор Михайлович, и она осталась одна. Как и многие дети войны, М. С. Лезнёва награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «Ветеран труда», многими юбилейными медалями к Дню Победы, другими трудовыми наградами.
Сегодня она с трудом передвигается по дому, но не потеряла блеска в глазах и доброты в душе. И близкие люди не оставляют её без помощи и поддержки.
С юбилеем Вас, Мария Семёновна! Крепкого здоровья Вам и долгих лет жизни!
На снимке: М. С. Лезнёва
Фото Т. Суховой