Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых и точных решений и действий.
Почти во всех странах мира для решения подобных задач существуют службы оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях (спасательная служба, скорая медицинская помощь, противопожарная служба, полиция и др.). В работе этих служб есть три общих момента: скорость реагирования системы (промежуток времени, прошедший с момента получения сигнала о бедствии и до момента начала оказания помощи); как правило, комплексный характер требуемой помощи; зависимость эффективности действий служб экстренного реагирования от времени поступления, объёма и достоверности информации, которой с самого начала располагают спасатели.
Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основу этих служб составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных. Такие системы получили название служб общественной безопасности. Эти службы не подменяют собой такие службы экстренного реагирования, как полиция, скорая медицинская помощь и противопожарная служба. Служба общественной безопасности лишь организует (координирует) действия этих структур, снабжая их необходимой оперативной и достоверной информацией.
Наибольшее развитие службы общественной безопасности, использующие самые современные технологии, получили в США, Канаде и странах Европейского Союза. В США и Канаде это телекоммуникационные системы общественной безопасности «911», а в странах Европейского Союза — системы «112». Название эти системы получили по единому телефонному номеру выхода на диспетчерские службы — «911» и «112» (единые объединённые диспетчерские системы). Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали. В частности, в настоящее время систему 911 используют 90 % населения США.
В России работы по созданию единых объединённых диспетчерских систем (ЕДДС), являющихся определённым аналогом систем «911» и «112», начались сравнительно недавно. В то же время во многих городах уже имеются так называемые базовые системы единых диспетчерских систем, в которых телефонные обращения обрабатываются пока ещё вручную.
В Абатском районе служба ЕДДС функционирует с января 2011 года. Начальник её – Ольга Пушкарёва. С ней наш сегодняшний разговор.
- Ольга Анатольевна, что представляет собой единая дежурно-диспетчерская служба нашего района?
-
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) является элементом органа повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаётся при органе управления ГОЧС села и является центральным звеном в объединённой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ), в состав которой наряду с ЕДДС входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования («01», «02», «03», «04»), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.
-
Каковы основные задачи вашей службы?
-
Во-первых, приём от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях; анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение её до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение; сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения (систем мониторинга) за окружающей средой и распространение между ДДС информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации; обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, уточнение состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию, их оповещение, информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, подчинённых сил постоянной готовности и другие.
ЕДДС в с. Абатском функционирует круглосуточно и при этом должна немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных.
За период нашей работы диспетчерами обработано более 2000 обращений граждан.
-
Ольга Анатольевна, в каких случаях население обращается в ЕДДС?
-
Когда возникает пожар, неполадки в тепло-, электро-, газоснабжении, при дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях, правонарушениях, при необходимости оказания экстренной медицинской помощи. Как только поступил звонок, диспетчер сразу же поднимает по тревоге нужную службу. Самое сложное – объяснить людям, что мы не устраняем неполадки, а только принимает необходимые меры. Именно в таких случаях диспетчеры часто слышат грубость в свой адрес и откровенное хамство.
Часто звонят подростки, чтобы просто пошутить. Они сообщают ложную информацию о пожаре или другом чрезвычайном происшествии, грубят или просто молчат. В таких случаях диспетчеры проявляют максимум терпения, вежливости, корректности.
-
Расскажите, пожалуйста, как сегодня построена работа вашей службы?
-
ЕДДС включает в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения.
В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусмотрены четыре оперативные дежурные смены из расчёта несения круглосуточного дежурства. В каждую смену включены старший оперативный дежурный и его помощник, они же являются аналитиками информации по направлениям. Наш коллектив – это Ирина Романова, Ирина Жукова, которые проработали в системе МЧС уже 20 лет, Екатерина Тарасова, Марина Першина, Марина Плетеневских, Вера Кобелева. Зафиксировав вызов, диспетчер поднимает по тревоге нужную службу: пожарную охрану, полицию, скорую медицинскую помощь, службу газа, работников лесного хозяйства, ЖКХ, РЭС… Как правило, с момента приёма сообщения до выезда специалистов проходит 1,5-2 минуты. Каждый день на пульт единой дежурно-диспетчерской службы поступает более 10 телефонных звонков.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщённая в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлечённых к ликвидации чрезвычайной ситуации.
-
Ваш профессиональный праздник отмечается незадолго до Нового Года. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в эти праздничные дни?
-
От всей души поздравляю свой коллектив с Днём спасателя, а также с новогодними праздниками. Удачи в вашем нелёгком, но благородном труде, здоровья, семейного благополучия и только хороших новостей.
А всем жителям района хочется пожелать, чтобы у них было как можно меньше поводов для обращения к нам. Но в случае необходимости знайте, что мы всегда на связи и готовы помочь!